Контрольная работа по "Культурология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Интеллигенция: сущность и социальная природа……………………...5
2. Интеллигенция как социокультурный феномен России…………….11
3.Интеллигенция и революция…………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………......22
Список использованной литературы …………………………………….24

Работа содержит 1 файл

сама работа.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

     Интеллигенция и культура России

 

     Цивилизованное  общество строится на основе передовых  культуры и науки. Новые научные  решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что  духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально  значим, поскольку способствует творческому  решению практических проблем в  той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным  деяниям лучших представителей мировой  культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке  и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и  искусства.

  1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
 

     Понятие интеллигенции. Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление  российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим  происхождением связано с латинским  существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние  века это понятие имело теологический  характер. Оно рассматривалось как  Ум Божий, как высший над мировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция".

     В России понятие "интеллигенция" в  качестве термина стало употребляться  более чем сто лет назад, в 60-е  годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина  приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в  широкий обиход и так определил  его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века". Главный герой этого  романа считает, что для русской  интеллигенции единственный нравственно  оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам [1, c.83].

     Д.С. Мережковский, русский писатель и  религиозный философ, развивая эту  мысль, писал, что "сила русской интеллигенции - ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом, как в отечественной, так и в мировой истории. В.Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.

     Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в  начале XX века рассматривали интеллигенцию  как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении  является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс  умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации".

     В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это  устаревшее представление. Современное  понимание интеллигенции может  быть сконцентрировано в следующем  определении.

    Интеллигенция это:

  1. крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
  2. общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

     Появление интеллигенции. История интеллигенции  показывает, что первозданный смысл  понятия интеллигенция означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом  и для развития и самопознания общества.

     Как особый социальный слой интеллигенция  начала формироваться в России еще  в феодальную эпоху преимущественно  из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались  долгие годы.

     Прообраз  первых русских интеллигентов, по мнению Б.Н. Милюкова - автора "Очерков по истории русской культуры", появился при Петре I. Он впервые собрал кружок самоучек-интеллигентов, призванных помогать ему при насаждении новой государственности. Петр I привлек голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав их своими, русскими. Они восприняли и впитали в себя русскую культуру, развивали и обогащали ее.

     После реформы Петра стране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую  интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую  культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского  и многих других. Николай Бердяев  первым русским интеллигентом называл  Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву".

     Процесс формирования интеллигенции значительно  ускорился в 40-е годы XIX века. Самодержавие не могло уже предотвратить процесс  демократизации образования. Среди  учащейся молодежи все более увеличивалось  число разночинцев - выходцев из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, чиновничества), в основном занимающиеся умственным трудом, которые пополняли  слой интеллигенции.

     В пореформенную эпоху, когда завершается  формирование этого нового общественного  слоя, разночинский элемент в его  составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно  важное значение в демократической  направленности деятельности русской  интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.

     Русский девятнадцатый век был поставлен  мировым общественным мнением рядом  с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в  России отличали морально-этические  притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность  критически и самостоятельно мыслить  и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая  человеческими муками, связанная  с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.

     Признаки  интеллигенции. Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями  интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся  на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история  интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков [2, c.145].

    К ним, прежде всего, относятся:

  1. ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
  2. единство духовной природы человека-интеллиента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
  3. верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
  4. глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
  5. мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций;
  6. противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
  7. своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
  8. нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

     Российскому интеллигенту всегда была свойственна  двойственность характера: свобода  духа у него, скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное ведение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.

     Многие  неоднозначные черты интеллигенции  проявляются под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама.

     Интеллигентность  характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности, независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность  в поступках, ощущение себя человеком  по отношению к любому другому  человеку, способность поставить  себя на место другого человека, Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С.Лихачев говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... , но интеллигентным - никогда". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Интеллигенция как социокультурный феномен России

 

     Интеллигенция - русское явление. Писатель, поэт Д.Мережковский, оценивая явление российской интеллигенции, писал: "Я не берусь решить, что  такое русская интеллигенция... я  только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре". Интеллигенция - порождение русского народа, российской цивилизации. Это понятие чисто русское, непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов.

     В России, несмотря на сравнительно небольшую  численность интеллигенции, она  была авторитетным и влиятельным  демократическим социальным слоем, генерируя роль создателя, подвижника и проповедника культуры. Именно она  сумела поднять нравственную культуру страны к высотам общечеловеческого  духа. Отсюда вполне закономерно рассмотрение ее как главного носителя духовности.

     Интеллигент и интеллектуал. Широко используемое на Западе слово интеллектуал совсем не является его эквивалентом. В  Британской энциклопедии словарная  глава на понятие "интеллектуал" имеет специальный раздел - "русский  интеллигент". Выделена она потому, что в западном традиционном употреблении "интеллектуал" - понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.

     Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и  этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно  не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.

     Подробно  анализируя историю интеллигенции, ее характерные черты, русский религиозный  философ Н.А.Бердяев заметил, что  на Западе ошибочно представляют себе русскую интеллигенцию, отождествляя ее с той категорией общества, которую называют интеллектуалами.

     Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда  и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Русская интеллигенция совсем иное явление. К ней, обращает внимание Н.Бердяев, "...могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные. И многие русские ученые, и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера. Во вторую половину XIX века слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование интеллигенция".

Информация о работе Контрольная работа по "Культурология"