Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:30, контрольная работа
Культура Месопотамии. Архитектура, наука, литератураольная работа - вариант 3
Натурализм, символизм, импрессионизм и постимпрессионизм ХІХ в
Натурализм как течение в европейском искусстве и литературе возник в 60-х гг. 19 в. Социальная основа натурализма была вскрыта классиками марксизма-ленинизма, резко критиковавшими принципы натуралистического подхода к действительности и его отдельные проявления в искусстве и литературе. Против натурализма резко выступал М. Горький.
В литературе натурализм нашел наиболее полное выражение во Франции, Германии, Бельгии, Италии. Его теоретической основой явилась позитивистская эстетика И.Тэна. Разработку принципов натурализма дал в своих программных и критических статьях Э.Золя («Экспериментальный роман», 1880, «Натурализм в театре», 1881, и др.). Последовательными натуралистами были французские писатели братья Э. и Ж.Гонкуры. Но особенно сильно натурализм сказался в творчестве П.Алексиса, А.Сеара, в романах которых дается протокольное описание мелких характеров людей и малозначительных событий. В Германии принципы натурализма выразил в своем манифесте К.Блейбтрей («Революция литературы», 1886). Особенное развитие натурализм получил в лирике А.Гольца, Г.Гауптмана. В Италии это Д.Верга, Д.Чамполи; в Бельгии – Ж.Экаут, К.Лемонье. В России натурализм не получил значительного развития и проявился лишь в творчестве буржуазных писателей: П.Боборыкина, М.Альбова, М.Арцыбашева и др.
В театре натурализм проявился в деятельности режиссеров А.Антуана, О.Брама и т.д. В изобразительном искусстве он не составил определенного течения, но натуралистические тенденции сказались в творчестве многих буржуазных художников. Натурализм в музыке основан на плоском воспроизведении несущественных, нередко грубых явлений действительности. Черты натурализма проявились у Р.Штрауса («Домашняя симфония», 1903), А.Шенберг («Лунный пьеро», 1912).
Борьба за высокую идейность и мастерство в искусстве социалистического реализма ведет к окончательному искоренению натуралистических тенденций во всех областях художественного творчества.
Символизм
– антиреалистическое, декадентское,
реакционное направление в
В России символизм появился в начале 90-х гг. Его представителями были К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Белый, В.Иванов и др. Против декандетской литературы выступали Г.Плеханов, В.Воровский и другие видные марксисты. Наиболее выдающиеся поэты-символисты А.Блок и В.Брюсов.
В театре символизм углубил кризис буржуазной культуры. Его влияние сказались в деятельности режиссеров А.Аппиа, П.Фора, Г.Крэга, Г.Фукса и др. В России символизм получил распространение в театре после подавления революции 1905-1907гг. Это деятели – В.Мейерхольд, Ф.Комиссаржевский и др. После 1 мировой войны символизм потерял свое значение в театре.
Символизм в изобразительном искусстве получил менее яркое выражение, чем в литературе и театре. История символизма в живописи, скульптуре, графике, прикладном искусстве тесно связанна со стилем модерн. Во Франции выразителями символизма были П.Пювис де Шаванн, М.Дени, О.Редон; в Германии и Австрии – Ф.Штук, М.Клингер, Г.Климт и др. художники-модернисты; в Швейцарии – А.Бёклин и Ф.Годлер. В русском искусстве символизм получил отражение в творчестве В.Борисова-Мусатова, отчасти М.Врубеля; в период после революции 1905-1907 представителями символизма было объединение «Голубая роза» (П.Кузнецов, Н.Санунов и др.) и литовский художник М.Чурлёнис.
Импрессионизм – упадочное направление в буржуазном искусстве, возникшее во 2-й половине 19 в. Импрессионизм явился результатом начавшегося разложения буржуазной культуры, разрыва с прогрессивными национальными традициями. Его основателем считается Эдуард Мане.
Импрессионизм как течение возник раньше всего в изобразительном искусстве, во французской живописи. После выставки 1874 в Париже название «импрессионисты» было дано группе живописцев, среди которых наиболее известны К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей. Импрессионисты большое влияние уделяли пейзажам и натюрмортам. Особый интерес для них представляет мгновенное преходящее впечатление (отсюда и их название). Еще их вариант живописного романтизма – стремление уловить тончайшие настроения погоды. Для них такой принцип работы стал правилом: основным «героем» картин был воздух. Они активно использовали подход к натуре – мгновенное изображение одного и того же объекта. Импрессионисты писали чистым цветом, не смешивая краски. Это использовали живописцы – К.Коро, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, С.Щедрин, А.Иванов, Д.Веласкес. В России импрессионизм не получил особо широкого распространения.
В скульптуре импрессионизм проявился в текучести формы, в нарочито неряшливой «живописной» обработке, в стремлении передать воздушную среду. Элементы импрессионизма сказались на работах О.Родена во Франции, М.Россо в Италии, П.Трубецкого и А.Голубкиной в России.
В музыке импрессионизм сложился в конце 19в. во Франции под сильным влиянием в живописи. Основное место в творчестве композиторов занимают образы природы. Для музыки импрессионистов характерны текучесть, распад композиционной логики. Влияние импрессионизма сказалось в музыке К.Дебюсси, М.Равель – Франция; М. де Фалья – Испания, Ф.Делиус – Англия; Ф.Малипиеро – Италии; И.Стравинский, Н.Черепнин, отчасти С.Василенко – Россия.
Импрессионистические тенденции в литературе проявились в творчестве ряда писателей: братьев Гонкур во Франции, П. Альтенберга, А. Шницлера в Австрии, Г.Гауптмана, И.Шлафа. А.Гольца в Германии, О.Уайльда в Англии, Б.Зайцева в России и др. Писатели импрессионисты никогда не поднимались до создания образов-типов, изображали преимущественно случайные, вырванные из общественной связи явления.
В театре импрессионизм вел к разрушению идейной основы театрального искусства. Чертами импрессионизма отмечено творчество режиссеров и актеров конца 19 и начала 20 вв.: во Франции режиссер А.Антуан, актриса Г.Режан; в Италии актер Э.Цаккони; в Германии режиссер О.Брам, актёры С.Моисси, Г.Эйзольд; в России режиссер Ф.Комиссаржевский и др.
Импрессионисты
открыли концептуальное искусство
– искусство современное, где главным
оказывается принцип видения, идея, которая
и представляет собой основную ценность.
В полной мере это реализовали постимпрессионисты:
Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек.
Ван Гог считается отцом постимпрессионизма.
3.Тест.Как
древние греки называли
детали архитектуры?
1.акрополь
2.атланты
3.база
4.каннелюра
5.капитель
6.кориатиды
7.ордер
8.фронтон
Список
литературы:
1. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Воскресенской М.О. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2003.
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. Изд. 3-е – М.: «ЮРИСТЪ», 2006.
3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и испр. – М.: 2000.
4. Большой толковый словарь по Культурологии. – М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.
5.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1,2-е
изд. – М.: Советская энциклопедия. 1987.