Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Культура Месопотамии. Архитектура, наука, литератураольная работа - вариант 3
Натурализм, символизм, импрессионизм и постимпрессионизм ХІХ в

Работа содержит 1 файл

вариант 3-культурология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Натурализм  как течение в европейском  искусстве и литературе возник в 60-х гг. 19 в. Социальная основа натурализма  была вскрыта классиками марксизма-ленинизма, резко критиковавшими принципы натуралистического подхода к действительности и его отдельные проявления в искусстве и литературе. Против натурализма резко выступал М. Горький.

      В литературе натурализм нашел наиболее полное выражение во Франции, Германии, Бельгии, Италии. Его теоретической основой явилась позитивистская эстетика И.Тэна. Разработку принципов натурализма дал в своих программных и критических статьях Э.Золя («Экспериментальный роман», 1880, «Натурализм в театре», 1881, и др.). Последовательными натуралистами были французские писатели братья Э. и Ж.Гонкуры. Но особенно сильно натурализм сказался в творчестве П.Алексиса, А.Сеара, в романах которых дается протокольное описание мелких характеров людей и малозначительных событий. В Германии принципы натурализма выразил в своем манифесте К.Блейбтрей («Революция литературы», 1886). Особенное развитие натурализм получил в лирике А.Гольца, Г.Гауптмана. В Италии это Д.Верга, Д.Чамполи; в Бельгии – Ж.Экаут, К.Лемонье. В России натурализм не получил значительного развития и проявился лишь в творчестве буржуазных писателей: П.Боборыкина, М.Альбова, М.Арцыбашева и др.

      В театре натурализм проявился в деятельности режиссеров А.Антуана, О.Брама и т.д. В изобразительном искусстве он не составил определенного течения, но натуралистические тенденции сказались в творчестве многих буржуазных художников. Натурализм в музыке основан на плоском воспроизведении несущественных, нередко грубых явлений действительности. Черты натурализма проявились у Р.Штрауса («Домашняя симфония», 1903), А.Шенберг («Лунный пьеро», 1912).

      Борьба  за высокую идейность и мастерство в искусстве социалистического  реализма ведет к окончательному искоренению натуралистических  тенденций во всех областях художественного творчества.

      Символизм – антиреалистическое, декадентское, реакционное направление в искусстве  конца 19 – начала 20 вв., выражающее распад буржуазного искусства эпохи  империализма. Сложившись во Франции (П.Верлен, С.Малларме, А.Рембо и др.), символизм получил распространение и в литературе других стран: в Германии (С.Георге), Австрии (Г.Гофмансталь, Р.Рильке), Бельгии (М.Метерлинк, Ж.Роденбах), Польше (С.Пшибышевский) и др.

      В России символизм появился в начале 90-х гг. Его представителями были К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Белый, В.Иванов и др. Против декандетской литературы выступали Г.Плеханов, В.Воровский и другие видные марксисты. Наиболее выдающиеся поэты-символисты А.Блок и В.Брюсов.

      В театре символизм углубил кризис буржуазной культуры. Его влияние сказались в деятельности режиссеров А.Аппиа, П.Фора, Г.Крэга, Г.Фукса и др. В России символизм получил распространение в театре после подавления революции 1905-1907гг. Это деятели – В.Мейерхольд, Ф.Комиссаржевский и др. После 1 мировой войны символизм потерял свое значение в театре.

      Символизм в изобразительном искусстве  получил менее яркое выражение, чем в литературе и театре. История  символизма в живописи, скульптуре, графике, прикладном искусстве тесно  связанна со стилем модерн. Во Франции выразителями символизма были П.Пювис де Шаванн, М.Дени, О.Редон; в Германии и Австрии – Ф.Штук, М.Клингер, Г.Климт и др. художники-модернисты; в Швейцарии – А.Бёклин и Ф.Годлер. В русском искусстве символизм получил отражение в творчестве В.Борисова-Мусатова, отчасти М.Врубеля; в период после революции 1905-1907 представителями символизма было объединение «Голубая роза» (П.Кузнецов, Н.Санунов и др.) и литовский художник М.Чурлёнис.

      Импрессионизм – упадочное направление в  буржуазном искусстве, возникшее во 2-й половине 19 в. Импрессионизм явился результатом начавшегося разложения буржуазной культуры, разрыва с прогрессивными национальными традициями. Его основателем считается Эдуард Мане.

      Импрессионизм как течение возник раньше всего  в изобразительном искусстве, во французской живописи. После выставки 1874 в Париже название «импрессионисты» было дано группе живописцев, среди которых наиболее известны К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей. Импрессионисты большое влияние уделяли пейзажам и натюрмортам. Особый интерес для них представляет мгновенное преходящее впечатление (отсюда и их название). Еще их вариант живописного романтизма – стремление уловить тончайшие настроения погоды. Для них такой принцип работы стал правилом: основным «героем» картин был воздух. Они активно использовали подход к натуре – мгновенное изображение одного и того же объекта. Импрессионисты писали чистым цветом, не смешивая краски. Это использовали живописцы – К.Коро, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, С.Щедрин, А.Иванов, Д.Веласкес. В России импрессионизм не получил особо широкого распространения.

      В скульптуре импрессионизм проявился  в текучести формы, в нарочито неряшливой «живописной» обработке, в  стремлении передать воздушную среду. Элементы импрессионизма сказались  на работах О.Родена во Франции, М.Россо в Италии, П.Трубецкого и А.Голубкиной в России.

      В музыке импрессионизм сложился в  конце 19в. во Франции под сильным  влиянием в живописи. Основное место  в творчестве композиторов занимают образы природы. Для музыки импрессионистов  характерны текучесть, распад композиционной логики. Влияние импрессионизма сказалось в музыке К.Дебюсси, М.Равель – Франция; М. де Фалья – Испания, Ф.Делиус – Англия; Ф.Малипиеро – Италии; И.Стравинский, Н.Черепнин, отчасти С.Василенко – Россия.

      Импрессионистические  тенденции в литературе проявились в творчестве ряда писателей: братьев Гонкур во Франции, П. Альтенберга, А. Шницлера в Австрии, Г.Гауптмана, И.Шлафа. А.Гольца в Германии, О.Уайльда в Англии, Б.Зайцева в России и др. Писатели импрессионисты никогда не поднимались до создания образов-типов, изображали преимущественно случайные, вырванные из общественной связи явления.

      В театре импрессионизм вел к разрушению идейной основы театрального искусства. Чертами импрессионизма отмечено творчество режиссеров и актеров конца 19 и начала 20 вв.: во Франции режиссер А.Антуан, актриса Г.Режан; в Италии актер Э.Цаккони; в Германии режиссер О.Брам, актёры С.Моисси, Г.Эйзольд; в России режиссер Ф.Комиссаржевский и др.

      Импрессионисты  открыли концептуальное искусство  – искусство современное, где главным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет собой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрессионисты: Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек. Ван Гог считается отцом постимпрессионизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Тест.Как древние греки называли детали архитектуры? 

1.акрополь                                           в) укреплённая возвышенность, древний                                                                   

                                                                   центр поселения.

2.атланты                                             ж) колонны, изображающие титанов

                                                                   (доолимпийские божества),               

                                                                    держащих на своих плечах небесный

                                                                    свод.

3.база                                                    г) основание колонны 

4.каннелюра                                        б) продольные полоски на колонне

                                                                  (обычно зрительно облегчающие  её 

                                                                   вес) 

5.капитель                                            е) верхняя особо украшенная часть

                                                                    колонны

6.кориатиды                                         д) колонны, несущие перекрытие в виде

                                                                    девушек

7.ордер                                                  а) особая система построения, которая

                                                                    подчеркивает архитектонику здания,

                                                                    придаёт выразительность элементам

                                                                    конструкции

8.фронтон                                              з) треугольное пространство между

                                                                    скатами кровли и карнизом,

                                                                    украшенное сложными 

                                                                    скульптурными композициями.

                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                              12.05.2007 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Воскресенской М.О. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2003.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. Изд. 3-е – М.: «ЮРИСТЪ», 2006.

3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и испр. – М.: 2000.

4. Большой толковый словарь по Культурологии. – М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1,2-е изд. – М.: Советская энциклопедия. 1987. 

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"