Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:30, контрольная работа
Культура Месопотамии. Архитектура, наука, литератураольная работа - вариант 3
Натурализм, символизм, импрессионизм и постимпрессионизм ХІХ в
Вариант
3
1.Культура
Месопотамии. Архитектура,
наука, литература.
Вплоть до середины XIX в. культурная
жизнь народов, некогда
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях .
Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.
Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи . Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.
Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.
Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных с\х занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл . Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин .
Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной. От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.). Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.
Столь
же величественными как и
Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие, как бы родственны между собою. Все в них: поза, возведенные к небу глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля ( из г. Мари) и каменная статуя бога Аб-У из г. Эшнуна. Наивные и несложные образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены единой печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва.
Общий
обзор литературы и искусства
позволяет сделать вывод о
грандиозном значении различных памятников
древнейшей цивилизации, анализ которых
выявляет непосредственное воздействие
шумерской литературы и искусства на вавилонскую
и воздействие ее через посредствующие
звенья на литературу и культуру греков,
евреев и даже народов Западной Европы.
Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная
литература известна сравнительно неплохо
- сохранилась примерно четверть того,
что составляло "основной поток традиции",
то есть изучалось и переписывалось в
древних школах-академиях. Обучение в
Двуречье издавна строилось на копировании
текстов самого различного содержания
- от образцов деловых документов до "художественных
произведений", и целый ряд шумерских
и аккадских сочинений был восстановлен
по многочисленным ученическим копиям.
При школах-академиях (эдубба) создавались
библиотеки по многим отраслям знания,
существовали частные собрания "глиняных
книг". Крупные храмы и дворцы правителей
также нередко имели кроме хозяйственно-административных
архивов большие библиотеки. Самая известная
из них - библиотека ассирийского царя
Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная
в 1853 году при раскопках холма возле деревни
Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание
Ашшурбанапала было не только крупнейшим
для своего времени; это едва ли не первая
в мире настоящая, систематически подобранная
и расставленная библиотека. Царь лично
следил за её комплектованием: по его приказам
писцы по всей стране снимали копии с древних
или редких табличек, хранившихся в храмовых
и частных собраниях, или же доставляли
в Ниневию оригиналы.
Некоторые
сочинения представлены в этой библиотеке
в пяти-шести экземплярах. Пространные
тексты составляли целые "серии",
включавшие иногда до 150 табличек. На каждой
такой "серийной" табличке стоял
её порядковый номер; заглавием служили
начальные слова первой таблички. На полках
"книги" размещались по определённым
отраслям знаний. Здесь были собраны тексты
"исторического" содержания ("анналы",
"хроники" и др.), судебники, гимны,
молитвы, заговоры и заклинания, эпические
поэмы, "научные" тексты (сборники
примет и предсказаний, медицинские и
астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские
словари и т. п.), сотни книг, в которых "отложились"
все знания, весь опыт древнемесопотамской
цивилизации. Большая часть того, что
мы знаем о культуре шумеров, вавилонян
и ассирийцев, была получена при изучении
этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых
из руин дворцовой библиотеки, погибшей
при разрушении Ниневии.
Древнемесопотамская
словесность включает как памятники фольклорного
происхождения - "литературные" обработки
эпических поэм, сказок, собрания пословиц,
так и авторские, представляющие письменную
традицию. Самым выдающимся памятником
шумеро-вавилонской словесности, по мнению
современных исследователей, является
аккадский "Эпос о Гильгамеше", в
котором повествуется о поисках бессмертия
и ставится вопрос о смысле человеческого
существования. Найден целый цикл шумерских
поэм о Гильгамеше и несколько более поздних
аккадских версий эпоса. Этот памятник,
очевидно, пользовался заслуженной славой
и в древности; известны его переводы на
хурритский и хеттский языки, упоминание
о Гильгамеше есть и у Элиана.
Огромный
интерес представляют старовавилонская
"Поэма об Атрахасисе", повествующая
о сотворении человека и всемирном потопе,
и культовый космогонический эпос "Энума
элиш" ("Когда вверху…"). Дошла
из Месопотамии и поэма-сказка о проделках
хитреца, трижды отомстившего своему обидчику.
Этот сказочный сюжет широко представлен
в мировом фольклоре (тип 1538 по системе
Аарне-Томпсона). Широко распространён
в мировом фольклоре и мотив полёта человека
на орле, впервые встречающийся в аккадской
"Поэме об Этане". Шумерские "Поучения
Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.)
включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся
позже во многих ближневосточных литературах
и у античных философов.
Из произведений
нефольклорного, изначально письменного,
авторского происхождения следует указать
несколько поэм о невинном страдальце,
так называемую "Вавилонскую теодицею"
и "Разговор господина с рабом", предвосхищающих
темы библейских книг Иова и Екклесиаста.
Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян
также находят параллели в библейских
псалмах. В целом можно утверждать, что
древнемесопотамская словесность, её
тематика, поэтика, само видение мира и человека
оказали значительное воздействие на
литературы соседних народов, на Библию
и через неё - на литературы Европы.
По-видимому,
месопотамские истоки имела и арамейская
"Повесть об Ахикаре" (древнейшая
запись датируется V в. до н. э.), переведённая
в средние века на греческий, арабский,
сирийский, армянский и славянский языки
("Повесть об Акире Премудром"). В
математике, необходимой для оживленной
торговли городов Двуречья, для сооружения
плотин и передела полей, были достигнуты
замечательные успехи. По сей день мы пользуемся
позиционной системой цифр и шестидесятеричным
счётом шумеров, деля круг на 360 градусов,
час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд.
Значительно опередив египтян, вавилонские
астрономы преуспели в наблюдении небесных
светил. Они вычислили законы обращения
Солнца, Луны и повторяемости затмений.
Но все их научные знания в целом были
связаны с магией и гаданиями. Самый творческий
период вавилонской математической астрономии
приходится на V в. до н. э. В это время существовали
знаменитые астрономические школы в Уруке,
Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих
школ вышли два великих астронома: Набуриан,
разработавший систему определения лунных
фаз, и Киден, установивший продолжительность
солнечного года и ещё до Гиппарха открывший
солнечные прецессии. Большую роль в передаче
грекам вавилонских астрономических знаний
играла школа, основанная вавилонским
учёным Беросом на острове Кос около 270
г. до н. э. таким образом, греки имели прямой
доступ к вавилонской математике, уровень
которой во многих отношениях не уступал
уровню Европы эпохи раннего Возрождения.
Таинственные знаки на глиняных табличках были расшифрованы в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая начало всей письменности, как египетские иероглифы, очень декоративная и тоже ведущая свое происхождение от рисунков. В Эрмитаже хранится шумерская табличка - древнейший в мире письменный памятник ( около 3 300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких табличек дает наглядное представление о быте шумеро - аккадских городов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели огромными угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов - государств. А всей внутренней и внешней политикой городов Двуречья руководили жрецы - правители, опиравшиеся в решениях, якобы, на волю богов, только им известную.
Арка. Свод. Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворьцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии .Сооружение сводчатого стока воды в Ниппуре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к 3 тыс. до н.э. А сводчатые потолки в царских гробницах Ура, древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на 4 - 5 веков старше.По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата, следует искать прообразы европейской архитектуры нашей эры.
Древневосточную
культуру от первобытной отличает многое.
Но в первую очередь, это богатая
мифология, сложно развитый мир чувств
и художественных идей , разнообразие
форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные
образы, образы скульптуры и декоративного
искусства, созданные мастерами Древнего
Востока, никогда не утратят своей красоты
и живой привлекательности. Человечество
не перестает восхищаться ими и в наши
дни.
2.Натурализм,
символизм, импрессионизм
и постимпрессионизм
ХІХ в.
Натурализм
– антиреалистический метод в
буржуазном искусстве и литературе,
сущность которого заключается в
поверхностном изображении