Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:22, контрольная работа
Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений: а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).
Основные типы культурных изменений 2
Каково влияние геополитического положения
Руси на её культуру 4
Литература
Влияние дохристианских
представлений заметно во многих видах
древнерусского искусства. Даже в тех,
корней которых в язычестве быть не могло.
Иконопись, хотя и целиком унаследованная
от греков, была переработана русскими
художниками в традициях "языческой
жизнерадостности". Ученики византийцев
становились мастерами и создавали национальное
искусство Древней Руси. Языческие символы
использовались в декоративно-прикладном
искусстве, орнаментальных композициях,
наносимых на предметы быта, оружие, украшения.
Солнце изображалось в виде круга, вода
- в, виде волнистых линий, животные и птицы
- как сказочные существа. Благодаря язычеству
в искусстве сохранялось виденье земной
жизни и независимость от христианского
мировоззрения.
В русской иконописи
Богородица занимала центральное место,
ей отводилась роль Царицы Небесной. Такое
же место было у Софии - Премудрости Божией.
Но богородичные иконы, как считал русский
философ Е.Н. Трубецкой, в художественном
отношений полнее, красочнее и совершеннее.
Он объяснял это так: "Икона св. Софии
Премудрости Божией выражает собою еще
не раскрытую тайну замысла Божия о твари.
А Богоматерь, собравшая мир вокруг предвечного
Младенца, олицетворяет Собою осуществление
и раскрытие того же самого замысла. Именно
эту соборную, собранную воедино вселенную
замыслил Бог в Своей Премудрости: именно
ее Он хотел; и именно ею должно быть побеждено
хаотическое царство смерти". С почитанием
Богородицы связаны представления о женской
сущности Руси, которые имеются в русском
фольклоре. Они обязывали по-особому любить
Русь, но вместе с тем вызывали желание
всегда быть у нее под защитой, никогда
не выходить из того возраста, когда еще
можно быть у матери на руках. Эти же представления
рождали опасения насилия над Русью, надругательств
над ней со стороны "чужих", "пришлых".
Литература
1. Вайль П., Генис А.
Страна слов // Новый мир. 1991. № 4. С. 250.
2. Кульчинский Г. Безъязыковая
гласность // Век XX и мир. 1990. № 9. С. 45.
3. Лихачев Д. С. "Русская
культура в современном мире". М., 1985
4. Лихачев Д. С. Человек
в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 61-65.
5. Трубецкой Е.Н. Умозрение
в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской
религиозной живописи / Репринт. М., 1990.
С. 36-39.
6..Ерасов
Б. С. Социальная культурология: Пособие
для студентов высших учебных заведений.
В 2-х ч. Ч. 1, М., 1994.
Сайты по культурологии
1.www.attachment:/242/index.
2.http://sociologist.nm.ru/