Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:22, контрольная работа
Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений: а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).
Основные типы культурных изменений 2
Каково влияние геополитического положения
Руси на её культуру 4
Литература
НОУ ВПО Поволжский
институт бизнеса
Контрольная работа по
культурологии
вариант
№23
Âûïîëíèë:Îñèïîâà Ñ.Â.
Ïðîâåðèë:
Ñàìàðà 2008
Ñîäåðæàíèå
Основные типы культурных
изменений
Каково влияние геополитического положения
Руси на её культуру
Литература
1.Основные типы культурных
изменений.
1. Фазовый (этапный)
тип культурной динамики во многом совпадает
с так называемой «исторической периодизацией». Каждому
этапу соответствует свой доминирующий
тип социальных отношений: а) доиндустриальное
общество (межличностный тип отношений);
б) индустриальное общество (товарно-денежные
отношения); в) постиндустриальное общество
(действуют факторы, формирующие массовое
общество).
2. Смена духовных стилей,
художественных жанров, ориентаций и мод;
смена центров активной культурной деятельности.
Это сфера истории искусства, культуры,
литературы, оды и т. д.). Всю историю западноевропейской
культуры можно представить как историческую
смену стилей (особенно четко это можно
проследить на примере живописи): романского,
готического, ренессанса, барокко, рококо,
неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм
(импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм,
авангардизм и т. д.), постмодернизм.
3. Изменения, ведущие
к обогащению и дифференциации культуры
или отношений между разными ее элементами,
что означает формирование новых жанров
и видов искусства в результате творческого
процесса или внешних влияний.
4. Культурный застой:
консервация общей системы ценностей;
догматизация религии, идеологии; канонизация
художественной жизни; отторжение нововведений
и заимствований, что приводит к длительной
стагнации общества в целом. При этом не
следует путать устойчивость обычаев,
норм и стилей с застоем, так как она подразумевает
сохранение самобытности данного общества.
Застой -- характерная
черта устойчивых малых этнических культур,
служит механизмом самосохранения в процессе
взаимодействия с другими более «мощными» цивилизациями.
Как застой следует охарактеризовать
длительный период существования цивилизаций
древности (фараонский Египет и др.), цивилизацию
доколумбовой Америки и т. д.
5. Изменения, ведущие
к ослаблению дифференциации, упрощению
культурной жизни, что и определяется
как упадок и деградация культуры. Такого
рода процессы описываются этнографами,
попавшими в орбиты сильных культур. Упадок
имеет место и в различных сферах высокой
культуры -- в том случае, когда ослабевает
духовная значимость тех или иных направлений
и жанров, а в обществе получают признание
другие варианты художественного осмысления
мира. Примером упадка культуры является
тенденция примитивизации и архаизации
жизни (проявляется в структурах преступного
мира, в образе жизни и организации вооруженных
отрядов и банд, в местах лишения свободы
и т. д.).
Кризис культуры определяется
как ситуация или тенденция разрыва между
старыми духовными структурами и институтами
и формированием новых. В Новое время кризис
обычно возникает в ходе ускоренной модернизации
общества.
Циклические изменения
отличаются от эволюционных тем, что они
повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы
получают в мифологии, ритуалах, календаре.
В качестве варианта цикличности следует
рассматривать инверсию (маятниковые
изменения), которая проявляется в условиях
отсутствия устойчивого ядра, «золотой середины» в
культуре.
6. Трансформация культуры
-- интенсивный процесс обновления в обществе.
Новые элементы вводятся через переосмысление
исторического наследия, придание нового
смысла традициям через заимствование
извне. Однако заимствованные элементы
подвергаются качественному изменению,
в результате чего происходит синтез.
2.Êàêîâî âëèÿíèå ãåîïîëèòè÷åñêîãî
ïîëîæåíèÿ Ðóñè íà å¸ êóëüòóðó.
Åùå ó÷åíûå Äðåâíåãî ìèðà çàìåòèëè
åñòåñòâåííóþ ñâÿçü ïîëèòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè
(ïîä êîòîðîé îíè â ïåðâóþ î÷åðåäü ïîíèìàëè
äåÿíèÿ ïðàâèòåëåé) è ïðîñòðàíñòâà Çåìëè,
ãäå ýòà äåÿòåëüíîñòü ðàçâîðà÷èâàëàñü.
Äåéñòâèòåëüíî, ðàçâå ìîæíî ïëàíèðîâàòü
è òåì áîëåå îñóùåñòâëÿòü ïîëèòè÷åñêèå
ìåðîïðèÿòèÿ, íå çíàÿ ïðîòÿæåííîñòè, ïëîùàäè,
ðåëüåôà, ðàñòèòåëüíîñòè, êëèìàòà, ðåê
-- êàê âîäíûõ ïðåãðàä è ïóòåé ñîîáùåíèÿ,
ìîðÿ -- êàê îñîáîãî ãåîãðàôè÷åñêîãî ôàêòîðà
â ïîëèòèêå è ò. ä.? Âîçìîæíî ëè äîáèòüñÿ
ïîáåäû â âîéíå èëè äàæå â îäíîì ñðàæåíèè,
íå çíàÿ è íå èñïîëüçóÿ õîòÿ áû îñíîâíûå
õàðàêòåðèñòèêè ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðà
è êîíêðåòíîé ìåñòíîñòè, íà êîòîðîé áóäóò
ñðàæàòüñÿ ïðîòèâîñòîÿùèå àðìèè, íå âëàäåÿ
èíôîðìàöèåé îá ýêîíîìè÷åñêîé ìîùè ñòðàíû
è âîåííîé ñèëå àðìèè? Òåì áîëåå íåëüçÿ
ðàññ÷èòûâàòü óäåðæàòü çà ñîáîé çàõâà÷åííóþ
òåððèòîðèþ, íå èìåÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î åå
íàñåëåíèè -- êàêîâû åãî êîëè÷åñòâî, ïëîòíîñòü,
äðóãèå äåìîãðàôè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè,
î ñâîéñòâàõ íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà.
Òàêèì îáðàçîì, ãåîïîëèòèêà
êàê äåòåðìèíàöèÿ óñïåøíîñòè ïîëèòè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè (ìèðíîé è âîåííîé) ãåîãðàôè÷åñêèìè,
èñòîðè÷åñêèìè, ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèìè,
ýòíîãðàôè÷åñêèìè, ýêîíîìè÷åñêèìè ôàêòîðàìè,
êàê âçàèìîñâÿçü ïîëèòè÷åñêîãî è Ïðîñòðàíñòâåííî-ñîöèàëüíîãî
ñóùåñòâóåò äàâíî. Ñîáñòâåííî òåðìèí ñîñòîèò
èç äâóõ ÷àñòåé: «гео» означает географическое
вообще, т. е. влияние географических факторов
в самом широком смысле этого слова на
политику государства. Основными среди
этих факторов считаются:
♦ территория;
♦ географическое
положение, т. е. расположение государства
на континенте;
♦ протяженность границ,
их положение на естественных или искусственных
рубежах;
Предпосылки исторического религиозного выбора Руси?
К числу важнейших можно отнести следующие:
особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;
исторически сложившаяся
юго-восточная направленность торгово-экономических,
внешнеполитических, идейных интересов
Руси, поскольку на протяжении многих
веков именно отсюда для Руси исходила
максимальная военная угроза, а основной
обмен идеями и людьми для восточнославянских
племен шел в южном и северном направлении,
следуя течениям рек Восточно-Европейской
равнины.
Таким образом, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:
речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен (в том числе и в форме единого государства);
речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
вместе с направленностью
национальных интересов (включая выбор
наиболее естественных союзников и определение
главных угроз своему национально-государственному
существованию) выявлялось направление
собственного территориально-
Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства. В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскими культурными людьми в Х в. вполне понятно. Здесь сказались:
ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы;
признание объединяющих, сплачивающих людей функций христианской церкви (политических, социальных, культурных, идеологических, религиозно-культовых);
очеловеченность христианских
представлений о Боге и его отношениях
с людьми, делавших религию душевно близкой
и органичной людям различного социального,
этнического, языкового происхождения.
Природные, психологические
и бытовые факторы формирования культуры
Древней Руси совсем не предполагали жесткой
и централизованной власти. Централизованный
способ правления, утвердившийся на Руси,
парализовал стихийное и свободное созревание
природных и личностных начал древнерусского
человека, обусловил их неопределенность,
невнятность выражения, а также их жесткую
зависимость от среды, от социальности.
Природные и психологические факторы
оказались в плену у социального фактора,
поскольку социальность никогда не воспринималась
простым человеком на Руси как дело его
собственных рук. Часто плен социальности
понимался им как плен самой жизни, что
обессиливало его и гасило интерес к ней.
Это не могло не сказаться на развитии
культуры, где самыми неразвитыми оказались
природные, психологические, бытовые сферы
и отношения между людьми. Сказалось это
и на соответствующих потребностях, которые
у человека на Руси были явно заниженными.
Вполне устойчивый
характер имело на Руси земледелие. Охота,
рыболовство, бортничество играли подчиненную
роль в хозяйстве, развивались в основном
под воздействием торговых отношений
с другими народами. Благодаря быстрому
росту городов развивалось ремесло. К
концу периода древности на Руси было
около 300 городов. Расцветало металлургическое
производство, более всего направленное
на изготовление оружия и военных доспехов.
Распространялось и ювелирное ремесло.
Была освоена различная техника изготовлении
ювелирных изделий: ковка, чеканка, в том
числе и рельефная, позолота, инкрустация,
зернь, скань, эмаль. Широкое развитие
получили обработка дерева, строительное
дело. Мастера на Руси были знакомы и с
иконописным делом, были среди них книжные
писцы, косторезы. В связи с тем что на
Руси важнейшими путями сообщения являлись
реки и озера, осваивалось производство
легких речных судов с низкой осадкой
- ладей, челнов, стругов. Истинного мастерства
русские люди добивались, когда делали
что-нибудь для других, а не для себя, когда
работали "на показ", стремясь кого-нибудь
превзойти, перещеголять.
По существу, история
древнерусской культуры началась после
принятия Русью христианства, и дата Крещении
Руси (988) становится, таким образом, начальной
точкой отсчета национального культурно-исторического
развития России. На месте разрозненных
и слаборазвитых в экономическом, социальном,
политико-государственном и культурном
отношении восточнославянских племен,
разбросанных на периферии европейского
континента возникло централизованное
государство, сплоченное единой идеологией
и созидательными устремлениями, в течение
долгого времени (более семи веков) совмещавшее
архаические первобытно-родовые черты
традиционного общества и начала будущего
(так и не заладившегося) феодально-монархического
устройства. Культурное содержание Крещения
Руси, с одной стороны, объективно сводится
к религиозной форме социально-экономических
и политических процессов образования
Киевского государства; с другой -- к приобщению
Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных
стран Европы. Обычно в этом случае исследователями
отмечаются; рост международного авторитета,
дипломатических, торговых, политических
и культурных связей Киева времен княжения
Владимира и Ярослава; образование единого,
в той или иной степени феодального государства,
объединенного новой, передовой по тому
времени культурой, писаными законами
и развитой религией; постепенное окончательное
оформление единой древнерусской народности.
Крещение Руси положило
начало возведению храмов, монастырей.
первоначально они были деревянными. Каменное
строительство, возникшее под влиянием
Византии, начинается в Киеве в конце Х
в. В центре города была сооружена Десятинная
церковь. Интенсивное строительство велось
при Ярославе Мудром: были возведены Софийский
собор, Золотые ворота, церковь Богородицы,
Юрьев и Ирининский монастыри. Вслед за
киевской Софией строятся Софийские соборы
в Новгороде и Полоцке. Тем самым подчеркивалось
политическое и культурное единство Руси.
Соборы и церкви строились во многих городах.
Но русские мастера не копировали церковные
сооружения Византии. Киевская София,
конструктивные особенности которой послужили
образцом для одноименных соборов в Новгороде
и Полоцке, совершенно оригинальна, ее
замысел восходит к национальной деревянной
архитектуре. В русских храмах воплощена
идея космичности человека и человекообразности
космоса, которая характерна для фольклора.
Храм - это неземной мир в условиях земного
существования, и у русского человека
с ним ассоциируется прежде всего душа,
которая, если исходить из языческого
мировосприятия, человекоподобна. Славяноязыческая
культурная традиция проявлялась в устройстве
храмов, которое "символически напоминало
об устройстве Вселенной и "малого мира"
- человека. Антропоморфические черты
храма обнаруживались в названиях отдельных
его частей: глава, шея (барабан), плечи,
подошва, бровки над окнами. Его устройство
было ориентировано на стороны света,
а росписи напоминали о Вселенной, ее истории
- Ветхом и Новом Заветах, о будущем человечества
- конце мира и Страшном суде. Церковь стремилась
поднять человека над суетными заботами
дня и показать ему мир в его устройстве
и истории, пронизывающей всю иерархию
явлений и событий".