Контрольная работа по "Культурологии "

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений: а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).

Содержание

Основные типы культурных изменений 2
Каково влияние геополитического положения
Руси на её культуру 4
Литература

Работа содержит 1 файл

сер.doc

— 54.06 Кб (Скачать)
 

НОУ ВПО Поволжский институт бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по

культурологии 

вариант №23 
 
 
 
 
 
 
 

Âûïîëíèë:Îñèïîâà Ñ.Â.

Ïðîâåðèë: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ñàìàðà 2008 
 
 

Ñîäåðæàíèå 
 

Основные типы культурных изменений                            2 

Каково влияние геополитического положения

Руси на её культуру                                                                  4 

Литература                                                                                   9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные типы культурных изменений. 

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений: а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений); б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество). 

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы, оды и т. д.). Всю историю западноевропейской культуры можно представить как историческую смену стилей (особенно четко это можно проследить на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т. д.), постмодернизм. 

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний. 

4. Культурный застой: консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация художественной жизни; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации общества в целом. При этом не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества. 

Застой -- характерная черта устойчивых малых этнических культур, служит механизмом самосохранения в процессе взаимодействия с другими более «мощными» цивилизациями. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизацию доколумбовой Америки и т. д. 

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами, попавшими в орбиты сильных культур. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры -- в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Примером упадка культуры является тенденция примитивизации и архаизации жизни (проявляется в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд, в местах лишения свободы и т. д.). 

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между старыми духовными структурами и институтами и формированием новых. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. 

Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию (маятниковые изменения), которая проявляется в условиях отсутствия устойчивого ядра, «золотой середины» в культуре. 

6. Трансформация культуры -- интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Êàêîâî âëèÿíèå ãåîïîëèòè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ Ðóñè íà å¸ êóëüòóðó.  
 

Åùå ó÷åíûå Äðåâíåãî ìèðà çàìåòèëè åñòåñòâåííóþ ñâÿçü ïîëèòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ïîä êîòîðîé îíè â ïåðâóþ î÷åðåäü ïîíèìàëè äåÿíèÿ ïðàâèòåëåé) è ïðîñòðàíñòâà Çåìëè, ãäå ýòà äåÿòåëüíîñòü ðàçâîðà÷èâàëàñü. Äåéñòâèòåëüíî, ðàçâå ìîæíî ïëàíèðîâàòü è òåì áîëåå îñóùåñòâëÿòü ïîëèòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, íå çíàÿ ïðîòÿæåííîñòè, ïëîùàäè, ðåëüåôà, ðàñòèòåëüíîñòè, êëèìàòà, ðåê -- êàê âîäíûõ ïðåãðàä è ïóòåé ñîîáùåíèÿ, ìîðÿ -- êàê îñîáîãî ãåîãðàôè÷åñêîãî ôàêòîðà â ïîëèòèêå è ò. ä.? Âîçìîæíî ëè äîáèòüñÿ ïîáåäû â âîéíå èëè äàæå â îäíîì ñðàæåíèè, íå çíàÿ è íå èñïîëüçóÿ õîòÿ áû îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðà è êîíêðåòíîé ìåñòíîñòè, íà êîòîðîé áóäóò ñðàæàòüñÿ ïðîòèâîñòîÿùèå àðìèè, íå âëàäåÿ èíôîðìàöèåé îá ýêîíîìè÷åñêîé ìîùè ñòðàíû è âîåííîé ñèëå àðìèè? Òåì áîëåå íåëüçÿ ðàññ÷èòûâàòü óäåðæàòü çà ñîáîé çàõâà÷åííóþ òåððèòîðèþ, íå èìåÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î åå íàñåëåíèè -- êàêîâû åãî êîëè÷åñòâî, ïëîòíîñòü, äðóãèå äåìîãðàôè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, î ñâîéñòâàõ íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà. 

Òàêèì îáðàçîì, ãåîïîëèòèêà êàê äåòåðìèíàöèÿ óñïåøíîñòè ïîëèòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ìèðíîé è âîåííîé) ãåîãðàôè÷åñêèìè, èñòîðè÷åñêèìè, ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèìè, ýòíîãðàôè÷åñêèìè, ýêîíîìè÷åñêèìè ôàêòîðàìè, êàê âçàèìîñâÿçü ïîëèòè÷åñêîãî è Ïðîñòðàíñòâåííî-ñîöèàëüíîãî ñóùåñòâóåò äàâíî. Ñîáñòâåííî òåðìèí ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé: «гео» означает географическое вообще, т. е. влияние географических факторов в самом широком смысле этого слова на политику государства. Основными среди этих факторов считаются: 

♦ территория; 

♦ географическое положение, т. е. расположение государства на континенте; 

♦ протяженность границ, их положение на естественных или искусственных рубежах; 

Предпосылки исторического религиозного выбора Руси?

К числу важнейших можно отнести следующие:

особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;

исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины.  

Таким образом, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:

речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен (в том числе и в форме единого государства);

речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;

вместе с направленностью национальных интересов (включая выбор наиболее естественных союзников и определение главных угроз своему национально-государственному существованию) выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.  

Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах. Но обе эти восточные религии были отвергнуты руководителями древнерусского государства. В самом общем виде предпочтение христианства восточным религиям, высказанное русскими культурными людьми в Х в. вполне понятно. Здесь сказались:

ориентация на экономически и культурно развитые страны Европы;

признание объединяющих, сплачивающих людей функций христианской церкви (политических, социальных, культурных, идеологических, религиозно-культовых);

очеловеченность христианских представлений о Боге и его отношениях с людьми, делавших религию душевно близкой и органичной людям различного социального, этнического, языкового происхождения.  

Природные, психологические и бытовые факторы формирования культуры Древней Руси совсем не предполагали жесткой и централизованной власти. Централизованный способ правления, утвердившийся на Руси, парализовал стихийное и свободное созревание природных и личностных начал древнерусского человека, обусловил их неопределенность, невнятность выражения, а также их жесткую зависимость от среды, от социальности. Природные и психологические факторы оказались в плену у социального фактора, поскольку социальность никогда не воспринималась простым человеком на Руси как дело его собственных рук. Часто плен социальности понимался им как плен самой жизни, что обессиливало его и гасило интерес к ней. Это не могло не сказаться на развитии культуры, где самыми неразвитыми оказались природные, психологические, бытовые сферы и отношения между людьми. Сказалось это и на соответствующих потребностях, которые у человека на Руси были явно заниженными. 

Вполне устойчивый характер имело на Руси земледелие. Охота, рыболовство, бортничество играли подчиненную роль в хозяйстве, развивались в основном под воздействием торговых отношений с другими народами. Благодаря быстрому росту городов развивалось ремесло. К концу периода древности на Руси было около 300 городов. Расцветало металлургическое производство, более всего направленное на изготовление оружия и военных доспехов. Распространялось и ювелирное ремесло. Была освоена различная техника изготовлении ювелирных изделий: ковка, чеканка, в том числе и рельефная, позолота, инкрустация, зернь, скань, эмаль. Широкое развитие получили обработка дерева, строительное дело. Мастера на Руси были знакомы и с иконописным делом, были среди них книжные писцы, косторезы. В связи с тем что на Руси важнейшими путями сообщения являлись реки и озера, осваивалось производство легких речных судов с низкой осадкой - ладей, челнов, стругов. Истинного мастерства русские люди добивались, когда делали что-нибудь для других, а не для себя, когда работали "на показ", стремясь кого-нибудь превзойти, перещеголять. 

По существу, история древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещении Руси (988) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слаборазвитых в экономическом, социальном, политико-государственном и культурном отношении восточнославянских племен, разбросанных на периферии европейского континента возникло централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями, в течение долгого времени (более семи веков) совмещавшее архаические первобытно-родовые черты традиционного общества и начала будущего (так и не заладившегося) феодально-монархического устройства. Культурное содержание Крещения Руси, с одной стороны, объективно сводится к религиозной форме социально-экономических и политических процессов образования Киевского государства; с другой -- к приобщению Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. Обычно в этом случае исследователями отмечаются; рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева времен княжения Владимира и Ярослава; образование единого, в той или иной степени феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией; постепенное окончательное оформление единой древнерусской народности. 
 

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь. Интенсивное строительство велось при Ярославе Мудром: были возведены Софийский собор, Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев и Ирининский монастыри. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Тем самым подчеркивалось политическое и культурное единство Руси. Соборы и церкви строились во многих городах. Но русские мастера не копировали церковные сооружения Византии. Киевская София, конструктивные особенности которой послужили образцом для одноименных соборов в Новгороде и Полоцке, совершенно оригинальна, ее замысел восходит к национальной деревянной архитектуре. В русских храмах воплощена идея космичности человека и человекообразности космоса, которая характерна для фольклора. Храм - это неземной мир в условиях земного существования, и у русского человека с ним ассоциируется прежде всего душа, которая, если исходить из языческого мировосприятия, человекоподобна. Славяноязыческая культурная традиция проявлялась в устройстве храмов, которое "символически напоминало об устройстве Вселенной и "малого мира" - человека. Антропоморфические черты храма обнаруживались в названиях отдельных его частей: глава, шея (барабан), плечи, подошва, бровки над окнами. Его устройство было ориентировано на стороны света, а росписи напоминали о Вселенной, ее истории - Ветхом и Новом Заветах, о будущем человечества - конце мира и Страшном суде. Церковь стремилась поднять человека над суетными заботами дня и показать ему мир в его устройстве и истории, пронизывающей всю иерархию явлений и событий". 

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии "