Контрольная работа по "Культура и деловое общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

1.Охарактеризуйте функции языка.
2.Дайте определение функциональным стилям литературного языка.
3.Рассмотрите такие фигуры речи как: антитеза,риторическое обращение, риторический вопрос.

Работа содержит 1 файл

Контрольная культура речи.docx

— 52.12 Кб (Скачать)

Некоторым видам  официально-деловых документов присуще  использование слов не в прямом, а в переносном значении, а также  использование «высокой» лексики. «Высокая» лексика (посол отбыл (а  не уехал), ныне, держава и т. п.) используется для придания речи значимости и торжественсти.

Для соблюдения международного этикета в дипломатических жументах используется так называемая этикетная, комплиментрная лексика: Его Высочество, госпожа, Его Превосходительство и т. п.

На синтаксическом уровне для официально-делового стиля  специфическим является четкое построение сложного предложения с отчетливым членением на определенные отрезки  и ярко выраженной связью между частями  предложения (союзной, предложной, местоименной, наречной), с деепричастными и причастными  оборотами. Порядок слов обычно прямой. Вводные слова, как правило, ставятся в начале предложения. Придаточное  обстоятельственное предложение ставится перед главным предложением, если акцент делается на обстоятельствах  совершения действия, и в конце, если они только поясняют главную мысль; обстоятельство ставится ближе к  слову, к которому оно относится. Широко используются в официально-деловом  стиле страдательные конструкции. Их используют в тех случаях, когда  необходимо подчеркнуть сам факт выполнения действия (например: зачислено  на работу 125 человек, телеграмма послана  и т. п.) без указания на субъект  действия. Употребляют страдательные  конструкции и для речевого этикета (например, нами неоднократно указывалось, подчёркивалось, отмечалось и т. д.).

Существуют стандартные  речевые модели ряда документов. Так, служебный документ обычно строится по схеме: вступление, главная часть, доказательства, заключение. Во вступлении обосновывается вопрос или указывается  причина его возникновения; Дается ссылка на вышестоящую организацию, во исполнение приказа или решения  которой составляется служебный  документ. В главной части излагается (и доказывается) существо вопроса. В заключении делаются выводы, которые  должны логически вытекать из изложения.   

Научный стиль

Каковы особенности  второго, относительно функционально  замкнутого стиля — научного?

Научный стиль —  понятие широкое. Он используется в  области науки и техники, но объединяет неоднородные по форме виды литературы, которые весьма разнообразны по назначению и содержанию.

К научной литературе относятся монографии, статьи в научных  журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно-техническая  информация (аннотация, реферат и  пр.), производственно-техническая литература и т. д.

Для научного стиля  специфичными внутристилевыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются отвлеченно-обобщенность, логичность, объективность и точность в отличие от речи художественной, общим свойством которой является художественно-образная конкретизация.

Научное изложение  рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное  восприятие. Поэтому эмоциональные  языковые элементы не играют решающей роли в научных произведениях. Однако это не исключает в научных работах (особенно в полемических) эмоциональных элементов. Более того, они придают научной прозе глубокую убедительность, особенно потому, что резко констатируют с общим «бесстрастным», сухим характером научного изложения.

Что же типично для  научной речи наших дней?

Прежде всего, научный  стиль характеризуется насыщенностью  фактическим материалом, точной и  сжатой информацией.

Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.

Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, систематизированное изложение  научных проблем. Поэтому научное  произведение в основном состоит  из цепи рассуждений и доказательств.

Как известно, задача и содержание высказывания определяют и форму выражения. У научного высказывания есть своя форма выражения, свой стиль, обусловленный содержанием  научного сообщения и целями, которые  стоят перед ним.

Научный стиль относится  к письменно-книжному типу речи (правда, он может проявляться в устной речи в виде бесед, докладов, сообщений, выступлений, вопросов, реплик в дискуссиях, лекций и т. д.) и поэтому обладает всеми ее особенностями, и, прежде всего тем, что научные произведения пишутся на общелитературном, строго нормированном языке. Но для научного стиля типичен особый запас слов, словосочетаний и конструкций, необходимых в данной сфере общения.

Можно назвать следующие  общие языковые черты научного стиля: соответствие нормам литературного  языка, точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, высокий процент  терминов, употребление слов в их предметных конкретных значениях, «безличность», монологический характер высказывания, последовательность, завершенность, полнота  высказывания, тесная связь отдельных  частей высказывания, что достигается  широким использованием сложных  предложений с союзными, местоименными, наречными связями, причастных, деепричастных  оборотов, перечислений, использование  именных сочетаний (определения с определяемым словом) с «цепочкой» родительных падежей (особенно в заглавиях), использование условных знаков и символов.

Научный стиль неоднороден  по своему составу. В нем, прежде всего  можно выделить такие разновидности, подстили, как научно-техническая и научно-гуманитарная речь.

Научные произведения могут по своим языковым чертам отличаться в зависимости от жанровых различий, читательского адреса, индивидуальной манеры пишущего и т. д.

Поскольку содержание научных произведений может быть изложено для специалистов и для  широкого круга читателей, можно  выделить собственно научный стиль  и научно-популярный стиль, особыми  ответвлениями которых являются стили учебно-научный, научно-публицистический и научно-мемуарный.

Лексико-фразеологический состав научного стиля включает в  себя книжно-письменную лексику.

Основу всякого  научного изложения, больше половины всего  словарного состава его, составляют общеупотребительные слова в  их прямых конкретных значениях.

В научных произведениях  не употребляется иностилевая лексика, слова, которым в словаре русского языка соответствуют пометы: бранное, ироническое, шутливое, ласкательное, фамильярное и тд., редки слова с яркой стилевой окраской, взятые из других стилей (например, просторечия), почти не встречаются переносные значения слов.

Основное внимание в научных произведениях привлечено к логической стороне излагаемого. Поэтому здесь широко используются ручная и техническая терминология (поскольку она несет функцию передачи научных понятий) и общенаучная лексика, в том числе отвлеченные слова, обозначающие абстрактные понятия..Название же конкретных предметов, а также людей в основном даются по признаку, действию, специальности или должности.

На синтаксическом уровне для научного стиля характерно широкое использование словосочетания (в том числе многочленного, особенно именного) и формы родительного падежа в именных сочетаниях, например: Разбор значений концентраций отдельных  измерений в каждой серии невысок.

Специфической особенностью научной речи является ее завершенность, полнота и логическая последовательность изложения, тесная связь между отдельными отрезками текста, отдельными предложениями. Основной структурой научной речи является повествовательное предложение  с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с логически  правильным порядком слов с союзной  связью между частями предложения.

Вопросительные предложения  выполняют в научной речи специфические  функции, связанные со стремлением  пишущего привлечь внимание к излагаемому.

Для научного текста характерны сложные и осложненные  предложения различных видов. При  этом сложное предложение в научных  произведениях отличается ясным  логическим строением, четкостью синтаксических связей.

В научных произведениях  чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают сложные причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, и тем, что отдельные части в сложноподчиненном предложении теснее связаны между собой, чем в сложносочиненном.

Синтаксические средства выразительности используются в  научной литературе очень ограниченно  и с иной целью, чем в художественной или публицистической литературе. Здесь  это, как правило, средство, помогающее читателю легче усвоить научные  истины.

В целом, для научной  речи характерен очень четкий синтаксис, позволяющий широко аргументировать  то или иное положение, избегать двусмысленности, неясности высказывания, логически  излагать ход мыслей.  
 
 

Публицистический  стиль

Что же касается последнего, собственно коммуникативного книжного стиля (публицистического) и эстетико-коммуникативного (художественного), то эти стили не обладают функциональной замкнутостью и, по существу, включают в себя элементы многих стилей.

Публицистический  стиль — понятие неоднородное, и связано это с многообразием  публицистических жанров.

К внутристилевым чертам публицистического стиля относится информативная насыщенность речи, конкретность, фактографичность, логичность, лаконичность и экспрессивность, эмоциональность, побудительность изложения.

Публицистический  стиль, обслуживающий сферу политики и идеологии, ставит своей целью  точно, оперативно и в доступной  форме информировать население  о важнейших событиях, происшедших  у нас в стране и за рубежом, а также воздействовать на читателя, вызвав в нем определенное отношение  к изображаемому, ибо публицистика — это средство массовой информации и пропаганды.

Информативная функция  публицистического стиля, его логичность и фактографичность приводят к широкому использованию в этом стиле информационных предложений, сообщающих о каком-либо событии или факте. Такие стилевые черты публицистического стиля, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, приводят к широкому использованию в этом стиле лексикофразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и фигур).

Публицистический  стиль реализуется в периодической  печати, на телевидении, радио, в политических выступлениях. Газетно-публицистические жанры неодинаковы и многоплановы. Особенности языка газеты определяются функциональной многоплановостью газетных жанров и их стилистической неоднородностью. Некоторые жанры представляют собой чистую публицистику (репортаж, заметка обзор), другие граничат с художественной литературой (фельетон, очерк, памфлет), третьи - с официально-деловой литературой (передовая статья).

В основе газетной публицистики лежат принципы социально-оценочного использования языковых средств. В  языке газетной публицистики реализуется  органическое единство логического  и образного начал, обобщенности рассуждений и доказательств  научного изложения и образной конкретизации  художественного описания. Отсюда в  языке газеты сочетаются информативность, логичность и обязательная эмоциональность, оценочность, единство таких противоположных языковых тенденций, как ориентация на стандартизацию речи, использование речевых стандартов (речевых клише), с одной стороны, и стремление к экспрессии, к оживлению речи — с другой.

На синтаксическом уровне для газетно-публицистического  стиля характерна простота синтаксических конструкций; упорядочение строя предложения; частая инверсия членов предложения, являющихся логическим центром фразы; использование  элементов поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация и т. д.), особенно в агитационно-пропагандистских произведениях; использование элементов  разговорного синтаксиса (эллипсис, присоединение, вопросно-ответная форма и др.).

Репортаж соединяет  в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения (эффект присутствия автора).

Специфична по языку  и стилю передовая статья, в  которой содержится важнейший в  идеологическом и политическом отношении  материал, и ставятся проблемы государственного и международного значения. Это одновременно директивное и публицистическое произведение. Отсюда наличие в передовой  статье речевых клише, с одной  стороны, и эмоционально-экспрессивных  структур — с другой.

Разнообразны по языково-стилистическим чертам очерк (жанр, пограничный между публицистической и художественной литературой), в  котором особо ощутимо присутствие  авторского «я», и фельетон, и памфлет, основа которых — сатиричность, сатирическое отношение к действительности и прямая оценка отрицательных фактов, а отсюда использование эмоционально-экспрессивных средств.

Информация о работе Контрольная работа по "Культура и деловое общение"