Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, контрольная работа
1.Охарактеризуйте функции языка.
2.Дайте определение функциональным стилям литературного языка.
3.Рассмотрите такие фигуры речи как: антитеза,риторическое обращение, риторический вопрос.
1.Охарактеризуйте
функции языка.
Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда. К. Маркс высказал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».
Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации (мимика, жесты, характерные звуки и т.п.).
Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, страхом и т.п., либо призывом к совместным действиям, или же предупреждением об опасности.
Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функций чаще всего выделяют следующие основные:
1.Эмоциональная- если в высказывании прямо выражено субъективно-психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит, то реализуется эмоциональная, или экспрессивная, функция речи. Якобсон предпочитал называть эту функцию не эмоциональной, а эмотивной, поскольку она связана "со стремлением произвести впечатление наличия определенных эмоций, подлинных или притворных".
Основным средством выражения эмоций в речи является интонация. По-видимому, содержательный репертуар интонаций достигает нескольких десятков модально-эмоциональных смыслов. В студийных опытах К. С. Станиславского, позже повторенных Р. О. Якобсоном, словосочетание сегодня вечером удавалось произносить с таким интонационным разнообразием, что слушающие различали в вариантах исполнения 40 - 50 эмоциональных ситуаций.
Эмоции в речи
выражаются также с помощью междометий
и (значительно в меньшей мере)
словами с эмоционально-
2.Магическая-самая
древняя. Она возникла вместе с языком.
В заклинаниях, которыми пользовались
древние люди, чтобы умилостивить разбушевавшуюся
стихию, привлечь удачу перед охотой, залечить
рану и т. д. сохранялись обрядовые формулы,
которым приписывалось магическое действие.
На эти факты указывали такие выдающиеся
лингвисты, как Р.Якобсон,К.Бюлер
К проявлениям магической функции речи
относятся заговоры, проклятия, клятвы,
в том числе божба и присяга; молитвы; магические
"предсказания" с характерной гипотетической
модальностью (ворожба, волхвование, пророчества,
эсхатологические видения); "славословия"
(доксология), адресованные высшим силам
– обязательно содержащие возвеличивающие
характеристики и специальные формулы
восхваления – такие, как, например,
Аллилуйа! (древнееврейск. 'Восхваляйте
Господа!'), Осанна!
(грецизированный древнееврейский возглас
со значением 'Спаси же!') или Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе!
); табу и табуистические замены; обеты
молчания в некоторых религиозных традициях;
в религиях Писания – священные тексты,
т.е. тексты, которым приписывается божественное
происхождение; можно считать, например,
что они были созданы, внушены или продиктованы
высшей силой. Общей чертой отношения
к слову как к магической силе является
н е к о н в е н ц и о н а л ь н а я трактовка
языкового знака, т.е. представление о
том, что слово – это не условное обозначение
некоторого предмета, а его ч а с т ь, поэтому,
например, произнесение ритуального имени
может вызывать присутствие того, кто
им назван, а ошибиться в словесном ритуале
– это обидеть, прогневать высшие силы
или навредить им.
3.Информативная(
Самый известный «мертвый» язык – латинский.
Благодаря тому, что он долгое время был
языком науки (а ранее – языком великой
культуры), латинский хорошо сохранился
и достаточно распространен – даже человек
со средним образованием знает несколько
латинских изречений
Живые или мертвые языки хранят память
многих поколений людей, свидетельства
веков. Даже когда забывается изустное
предание, археологи могут обнаружить
древние письмена и по ним восстановить
события давно минувших дней. За века и
тысячелетия человечества накопилось
огромное количество информации, произведенной
и записанной человеком на разных языках
Процесс накопления и обмена информацией
еще более ускоряется благодаря все большему
внедрению в нашу жизнь новых высокоскоростных
информационных технологий. Среди средств
и способов накопления и передачи информации
лидерами по производству и передачи информации
по праву являются телефоны, радио, телевидение
и Интернет
Все гигантские объемы информации, произведенной
человечеством, существуют в языковой
форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой
информации принципиально может быть
произнесен и воспринят как современниками,
так и потомками. Это и есть аккумулятивная
функция языка, с помощью которой человечество
накапливает и передает информацию как
в современности, так и в исторической
перспективе - по эстафете поколений.
4.Поэтическая- Наиболее влиятельной теорией поэтической функции языка, обобщившей многие достижения формальных изысканий начала ХХ века в данной области оказалась теория поэтической функции языка в составе полифункциональной модели языка Романа Якобсона . Поэтическая функция была выделена Р. Якобсоном в качестве одной из шести основных функций языка наряду с экспрессивной (адресантоцен-трической), конативной (адресатоцентрической), рефрентивной (конте- кстоцентрической), фатической (контактоустановления) и метаязыковой .
Учение Р. Якобсона о поэтической функции языка вобрало в себя идеи английского филолога У. Эмпсона (Empson 1956), русского филолога В.Б. Шкловского и др. Исследовательские интересы Р. Якобсона и В. Шкловского пересеклись в рамках основанного в 1916 году Общества по изучению поэтического языка (ОПОЯЗа), объединившего многих ученых, разделявших пафос воинственного формализма в изучении поэтической практики футуристической литературы начала прошлого века и литературного процесса в целом. Основным тезисом русских формалистов послужило утверждение, что основным “героем литературы” является “прием” и именно прием делает из словесного высказывания произведение искусства. В более поздний период в концепции функции языка у Романа Якобсона место приема занимает структура, и соответственно структурность рассматривается как атрибут поэтической речи (Якобсон 1975: 193-230; 231-255). Наряду с такой общей формулировкой Р. Якобсон квалифицирует поэтическую речь как само на себя направленное сообщение и выделяет следующие признаки поэтического языка:
1) "проективность": поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции (выбора средств) на ось комбинации (синтаксической сочетаемости). Эквивалентность становится конституирующим моментом в последовательности (Якобсон 1975: 204);
2) опора на бинарный контраст между более и менее выдвинутыми членами цепи;
3) прием обманутого
ожидания – появление
4) явление семантического сближения единиц, находящихся в эквивалентных позициях;
5) глобальный параллелизм поэтического текста;
6) сходство, наложенное
на смежность и порождающее
символичность и
7) “двусмысленность” в трактовке У. Эмпсона;
8) звуковой символизм, доминирующая звуковая фигура.
Весь список приводимых
Якобсоном признаков
5.Познавательная
— в этой функции язык выступает как могучее
«орудие мысли». Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского
cognition – знание, познание) связана с тем,
что в знаках языка осуществляется или
фиксируется сознание человека. Язык является
инструментом сознания, отражает результаты
мыслительной деятельности человека.
Ученые все еще не пришли к однозначному
выводу о том, что является первичным –
язык или мышление. Возможно, неверна сама
постановка вопроса. Ведь слова не только
выражают наши мысли, но и сами мысли существуют
в виде слов, словесных формулировок даже
до их устного произнесения. По крайней
мере, зафиксировать дословесную, доязыковую
форму сознания пока никому не удавалось.
Любые
образы и понятия нашего сознания
осознаются нами самими и окружающими
только тогда, когда облечены в языковую
форму. Отсюда и представление о
неразрывной связи мышления и
языка
Связь между языком и мышлением была установлена
даже с помощью физиометрических свидетельств.
Испытуемого человека просили обдумать
какую-нибудь сложную задача, и пока он
думал, специальные датчики снимали данные
с речевого аппарата молчащего человека
(с гортани, языка) и обнаруживали нервную
активность речевого аппарата. То есть
мыслительная работа испытуемых «по привычке»
подкреплялась активность речевогоаппарата
Любопытные свидетельства дают наблюдения
над умственной деятельностью полиглотов
– людей, умеющих хорошо говорить на многих
языках. Они признаются, что в каждом конкретном
случае «думают» на том или ином языке.
Известен любопытный случай, приключившийся
с болгарским оперным певцом Борисом Христовым.
Живя в разных странах, он хорошо знал
несколько языков и всегда считал необходимым
петь арии на языке оригинала. Он объяснял
это так: «Когда я говорю по-итальянски,
то и думаю по-итальянски. Когда говорю
по-болгарски, то и думаю по-болгарски».
Однажды на представлении «Бориса Годунова»,
где Христов пел, естественно, по-русски,
певцу пришла в голову какая-то мысль по-итальянски.
И он неожиданно для себя допел арию на
итальянском языке. Любопытно, что публика
этого не заметила. И лишь когда изумленный
дирижер указал певцу после концерта на
удивительную метаморфозу, Христов осознал,
что случилось и почему он вдруг переменил
язык арии.
Когнитивная функция языка не только позволяет
фиксировать результаты мыслительной
деятельности и использовать их, к примеру,
в коммуникации. Она также помогает познавать
мир. Мышление человека развивается в
категориях языка: осознавая новые для
себя понятия, вещи и явления, человек
называет их. И тем самым упорядочивает
свой мир. Эту функцию языка называют номинативной
(называние предметов, понятий, явлений).
Итак, язык воспитывает человека, формирует
его внутренний мир - в этом суть познавательной
функции языка. Причем проявляться данная
функция может в самых что ни на есть неожиданных
конкретных ситуациях.
7.Коммуникативная
— связана с тем, что язык прежде всего
является средством общения людей. Он
позволяет одному индивиду – говорящему
– выражать свои мысли, а другому – воспринимающему
– понимать их, то есть как-то реагировать,
принимать к сведению, сообразно менять
свое поведение или свои мысленные установки.
Акт коммуникации не был бы возможен без
языка.Коммуникация – значит общение,
обмен информацией. Иными словами, язык
возник и существует прежде всего для
того, чтобы люди могли общаться. Коммуникативная
функция языка осуществляется благодаря
тому, что сам язык является системой знаков:
по-другому просто нельзя общаться. А знаки,
в свою очередь, и предназначены для того,
чтобы передавать информацию от человека
к человеку.
Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем
русского языка академиком Виктором Владимировичем
Виноградовым (1895-1969), иногда определяют
основные функции языка несколько по-другому.
Они выделяют:
- сообщение, то есть изложение какой-то
мысли или информации;
- воздействие, то есть попытка
с помощью речевого убеждения изменить
поведение воспринимающего человека
.
- общение, то есть обмен сообщениями
.
Сообщение и воздействие относятся к монологической
речи, а общение – к диалогической речи.
Строго говоря, это, действительно, функции
речи. Если же говорить о функциях языка,
то и сообщение, и воздействие, и общение
являются реализацией коммуникативной
функцией языка. Коммуникативная функция
языка является более объемлющей по отношению
к этим функциям речи. Здесь язык выступает
универсальным средством общения людей
в их деятельности. Наиболее важными являются
две последние функции, поэтому охарактеризуем
их несколько подробнее.
Язык — «орудие мысли».
Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства (художественное полотно скульптура, танец и т.п.), в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль (научная, художественная и иная) в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли».
По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий.
Информация о работе Контрольная работа по "Культура и деловое общение"