Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и психологии культуры. В чем разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?
2. Дайте социологическое определение культуры.
3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры.
4. Докажите мифологизм первобытной культуры.
----
10. Прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы: ....

Работа содержит 1 файл

Вариант 9 готов.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Чтобы легче понять смысл этой заповеди, сравним слова "нищий" и "бедный". В русском переводе Евангелия  первое из них употреблено далеко не случайно. Дело в том, что различие между ними — не количественное (нищий беднее бедного), а качественное: нищий отличается от бедного тем, что стоит "на паперти" — и это его "профессия", состояние души. Нищий — это тот, кто, в отличие от просто бедного, не стесняется своей нищеты, смирился с ней и идет с протянутой рукой к людям. Следовательно, "нищий духом" — это тот, кто признает свою духовную нищету (читай — слабость) и не стесняется просить духовной силы и ободрения у Господа.

Думаю, что такая жизненная позиция  в целом себя оправдывает. Возьмем, к примеру, всем нам знакомое состояние, когда, прослушав лекцию преподавателя и не поняв что-либо, мы стесняемся это спросить и уходим не удовлетворенными. Это чувство стесняет нас физически и духовно. Более того, когда наступает пора экзамена (в данном случае аналог Страшного Суда), нам необходимо предъявить свои знания в полном объеме, то есть спросится-то с нас по полной программе. Отвечая на поставленный вопрос, нам так или иначе придется излагать прослушанную когда-то лекцию. И если в свое время мы не решились подойти и спросить преподавателя и недопоняли материал, выходит конфуз: ведь сейчас-то уж не время объясняться, что тогда мы оробели. Так вот в данном примере предстать перед преподавателем "нищим" знаниями после лекции — это значит преодолеть свое стеснение, свою гордость, боязнь показаться "недоумком". Именно этого и не следует стесняться и изображать из себя то, чего нет на самом деле. Рано или поздно это все равно откроется.

В первой заповеди Творец предписывает преодолеть скромность и спрашивать, просить и даже умолять (ср.: "просите и дано вам будет"). Это — снятие стресса! Можно дни, месяцы и даже годы ходить и мучиться каким-либо вопросом, переживая перманентный стресс. Здесь Христос выступает как величайший целитель. Он дает средство снятия такого рода стрессов. Средство это — борьба со своими комплексами. В этом смысле прорыв из клещей закомплексованности — прорыв к счастью!

В то же время это является своего рода тренировкой воли: немного  ниже Иисус сказал: Да будет слово  ваше "да-да", "нет-нет",  что сверх того, то от лукавого,13что значит умение четко и последовательно отстаивать свою позицию; там, где нужно, сказать "да", а там, где нужно — "нет". Ведь неумение этого опять-таки приводит к стрессам вследствие ощущения "побитости".

Думаю, что в этой связи  наиболее полно раскрывается также  смысл следующих слов Христа: Будьте как дети... если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

Ведь для ребенка  как раз характерно отсутствие стеснительности, ему присуще здоровое стремление познавать мир и задавать вопросы, просить помощи, когда что-то не получается. И именно такая позиция с точки зрения Христа является наиболее адекватной, наиболее непосредственной и наиболее человеческой. Поэтому Он и призывает хранить в себе Ребенка как можно заботливее и дольше.

Второе условие —  желание измениться. Здесь должно прийти осознание того, что измениться своими силами я не смогу, ибо дух  мой "нищ", то есть немощен, бессилен. Значит, я нуждаюсь в ком-то, кто  поможет мне. Для этого и пришел Христос в наш мир.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Тоже звучит странно. Что общего может быть у слез и счастья? Задумываясь  об эмоциональной окраске счастья, мы представляем все что угодно, но только не слезы. Или, может быть, это "слезы радости". Нет. Здесь идет речь о горьких слезах печали и скорби. Скорбь — это боль души по утрате кого-то близкого. Но и этого недостаточно. Здесь говорится не просто о смерти, но о такой смерти, которая последовала в результате нашей вины... Что это такое? Чья это смерть? Смерть Христа, которая была следствием грехов каждого из нас. Таким образом, плач, который здесь имеется в виду — это оплакивание своих собственных грехов, плач покаяния. Плач этот свидетельствует о том, что человек не хочет дальше жить так, как жил прежде.

Но в то же время это и плач радости, поскольку нам обещано  утешение, причем не временное, а вечное. Настанет час, когда все плачущие ныне будут утешены Господом и  приняты в Его семью. Час этот — Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю. Иоанн Богослов в последней книге Нового Завета, Откровении, прекрасно говорит об этом: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

3. Блаженны кроткие, ибо они  наследуют землю

Эта заповедь тоже противоречит мирскому пониманию счастья. Гораздо более понятно: "Наглость — второе счастье". Наглому, напористому, самоуверенному прожить легче. Возможно, легче и добыть мирское счастье. Но в христианстве — совершенно иная система ценностей. Учение Христа потому и противоречит всей мудрости нашего мира, что Он воистину перевернул систему ценностей господствующей культуры с головы на ноги.

Кротость — производное качество от "нищеты духа". Осознав свою беспомощность, человек преодолевает свою гордость и становится нежным, внимательным, учтивым, кротким. Кротость отнюдь не означает слабости. Напротив, исследую Библию, мы находим, что кротким людям, каковыми был Авраам, Моисей, Давид, Павел и больше всех — Господь, была свойственна необыкновенная сила духа.

4. Блаженны алчущие и жаждущие  правды, ибо они насытятся

Первые три заповеди Христа можно  уподобить стартовой площадке, с  которой человек начинает восхождение  в Царство Небесное. Четвертая  же заповедь являет собой страстный  порыв начать это движение. Первые три заповеди — это самоанализ своего характера, образа жизни и выявление отсутствия праведности.

Следующая ступень —  жажда приобрести эту праведность  из рук Бога. На первых трех ступенях наши глаза обращены в самих себя, на четвертой — к Небу. Впуская  в свое сердце Христа, мы одновременно обретаем праведность, ибо Христос  есть воплощенная в человеке совершенная праведность Творца. Стоит лишь очень сильно взалкать этой праведности, и Сын Божий дарует ее нам.

Вторая группа заповедей  блаженства означает претворение этой праведности в отношении с  людьми.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Когда мы слышим слово "милый", мы сравниваем его со словами "дорогой", "любимый"; иногда же этим термином обозначают просто внешность человека: "милое личико" и т.д. Пятая заповедь блаженства учит тому, что слово "милый" имеет прежде всего нравственное содержание.

Отдав Своего Единородного Сына в жертву человеческим грехам, Бог осуществил великую милость: он протянул руку примирения человеку. Он помиловал человечество, то есть не осуществил заслуженное наказание. Этот высочайший образец милости  учит нас поступать также по отношению ко всем людям. Милость — это забота о людях, окружающих нас; милость — это проистекающая из сердца любовь. Любовь эта имеет однонаправленный вектор: из нашего сердца — в сердца окружающих. Если же эта любовь направлена только в обратную сторону: на самих себя, то никакой милости не получится. Итак, милость — это преодоление эгоизма. Поэтому эгоиста, как бы он ни выглядел, нельзя назвать милым.

6. Блаженны чистые  сердцем, ибо они Бога узрят

Можно сказать, что весь путь христианина, который мы рассматриваем — это процесс очищения сердца от греха: безверия, гордости, гнева, нетерпимости, себялюбия и т.д. Чистота сердца, пожалуй, важнейший критерий оценки нравственности человека. Ведь сердце — начало мыслей, слов и дел. Чуть позже Христос скажет об этом предельно ясно: ...исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божьими

Эта заповедь представляет собой практическое воплощение третьей (о кротости). Только кроткий способен быть миротворцем: в семье, с друзьями, товарищами, на работе, на улице, в политике и т. д.

Весь наш мир постоянно  полыхает огнем больших и малых войн, порою братоубийственных. В чем причина? Почему не имеют успеха миротворцы от политики? Потому что мир живет по иной системе ценностей, нежели предлагает Христос. Здесь блаженны не миротворцы, а "войнотворцы", особенно победители. Причины войн — в нежелании жить по заповедям Христовым. Верующий никогда первым не поднимет оружие на человека...

Библейские заповеди тем и ценны для нас, что  даже спустя две тысячи лет они  актуальны и могут служить  руководством к действию.

Умение творить мир  — важное условие счастливой жизни. Человек, находящийся в мире с Богом и со своими ближними, не может быть несчастным.

8. Блаженны изгнанные  за правду, ибо их есть Царство  Небесное

9. Блаженны вы, когда  будут поносить вас и гнать  и всячески неправедно злословить  на Меня

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

В последней заповеди блаженства Иисус дает то же обетование, что и в первой, говоря о Царстве  Божьем в настоящем времени. Этим, вероятно, Он подчеркивает то, что в своих заповедях Он дал принципы жизни в Царстве Божьем, новые принципы, отличные от принципов нашего мира.

Христос, предложив свои девять заповедей блаженства, буквально  взорвал представление иудеев о  характере Бога. Раньше все было просто: человек, проживший всю жизнь в соответствии с десятью ветхозаветными заповедями и, что самое главное, гордый этим, был угоден в очах Господа, и его ждало спасение. Теперь же Христос, объявив себя Сыном Божьим, говорит о другом: Бог любит и прощает абсолютно всех! Нужно только принять через веру в Иисуса Христа Его любовь и прощение.

 

  1. Заполните таблицу и сравните, как изменялось представление о боге и его место в жизни человека в различные исторические эпохи

Культурная  эпоха

Представление о боге

Примеры

Первобытная культура

Одухотворение предметов  и сил природы, тотемизм - вера в  таинственную родственную связь  между группой людей, с одной  стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой.

Фетишизм- почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Более высокая форма  первобытных верований - анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный  человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков - почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь  потомков.

Человек охотился на животных, узнавал их повадки. Многие повадки животных люди находили присущими себе. Считалось, например, что сердце убитой пумы, съеденное охотником, даст ему силу и ловкость этого животного.

Античная культура

общинные культы, боги-покровители  отдельных городов-полисов, земледельческие боги, позже – олимпийский пантеон богов. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия.

Культура Древнего Востока

Появляются монотеистические религии 

Иудаизм (Палестина), Ислам (Ближний Восток), буддизм (Индия), даосизм, конфуцианство (Китай).

В Древнем Египте правитель - Фараон был обоготворён, считался сыном бога солнца и почитался  как символ благосостояния и процветания страны.

Средневековая культура Европы

Христианство играет основопологающую роль во всех сферах общественных отношений

В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробной воздання за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.

Культура Возрождения

Бог выступал как создатель  благ, но большинство гуманистов поет гимн гению человека, которого считают почти равным гению творца небесных светил.

В христианстве появляется новое направление – протестантизм, отход от привычных взглядов официальной церкви.

гуманисты склоняются к  убеждению в том, что “и католик, и буддист, и магометанин, и древний иудей, и даже все язычники идут к Богу, хотя с внешней стороны и разными путями, но по существу своему это один и тот же, всеобщий и единственный путь, который дан человеку от природы”

Культура Нового времени

Секуляризация церкви,

возникают теории классификации  религии, на основе историко-культурного  многообразия знаний и религиозных  верований в областях археологии, научной антропологии, этнографии, социальной философии и социологии.

По И. Канту идея Бога и бессмертия души имеет практическую значимость, поскольку человек хотя и является носителем абсолютного разума, одновременно есть существо земное, нуждающееся в поддержке своего выбора в пользу морального поведения.

Современная культура

религиозный плюрализм и приватизация веры. Областью действий верующего является секуляризованное общество, в котором он должен трудиться и жить, будучи ответственным перед самим собой. Основная проблема современного христианства — разработка новой системы “жизненных ценностей” (“значение”), которая совместила бы традиционную христианскую этику с пониманием сложных проблем современного общества, способствовала бы все более глубокой реализации христианских ценностей в обществе

В настоящее время  большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.


 

9. Выберите один правильный  ответ:

9.1. Какая характеристика, по мнению О.Шпенглера, не определяет понятия «цивилизация»:

а) безрелигиозна; б) интернациональна; в) механистична; г) аристократична.

 

9.2. Кто полагал, что культура возникает в результате деятельности человека, творящего символы: а) Фрейд; б) Юнг; в) Кассирер; г) Ясперс.

 

9.3. Что, по мнению Хейзинга, первично: а) игра; б) культура; в) техника; г) речь.

 

9.4. Кто из философов XX в. занимался изучением элитарного и массового искусства: а) Хейзинга; б) Ортега-и-Гассет; в) Фрейд; г) Тойнби.

 

 

  1. Согласны ли Вы с афоризмом Г.Галилея:

«Только со смертью  догм начинается наука». Напишите эссе на эту тему.

     С афоризмом Галилео Галилея невозможно не согласиться. На протяжении всей истории человечества найдутся примеры, подтверждающие его слова. Вспомнить хотя бы ранние представления людей о Земле,  устройстве Вселенной и дерзкое утверждение Николая Коперника о гелиоцентрической системе, противоречащее господствовавшей на тот момент геоцентрической системе.

     С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Поиск истины был основным занятием философов Древней Греции и Рима. И только путем отвержения принятых догм мы имеем науку в современном виде.

Если бы ученые строили  свои теории в рамках имеющихся установок, догм, то плодом их деятельности была бы далекая от истины лженаука. Однако непознанное остается таковым лишь временно, что является непрерывным стимулом продуктивности научного общества.

Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания, как случилось, например, при открытии таких новых миров, как мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений, мир элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира кристаллов, явления радиоактивности и т.п.

Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание новых идей и отказ от старых догм.

Таким образом, слова  великого ученого остаются актуальными  на протяжении веков.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"