Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается «золотой век» русской литературы. Отличительная черта этой эпохи - демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.

Содержание

1. Как проявилась демократизация русского изобразительного искусства в кон. XVIII-нач. XIX в.в. 2
2. Какие мастера русского искусства XIX в. отображали тему отечественной истории? Какие из их произведений соответствуют принципу историзма? 6
3. Что такое ассамблея? Какое значение она имеет для развития художественной культуры в России? 11
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Вариант I.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

      

 

3. Что такое ассамблея?  Какое значение  она имеет для  развития художественной культуры в России?

     АССАМБЛЕЯ (от франц. assemblee - собрание), 1) собрание. 2) Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций. 3) Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I. Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи огромные средства. В 1719 году Петр установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, богатые купцы, известные корабельные мастера и др. с женами и подросшими детьми. Гости съезжались к пяти часам вечера, вели себя довольно свободно (жены иностранных шкиперов, например, могли позволить себе заниматься вязанием). Кульминацией ассамблеи был приезд Петра и Екатерины, которым представлялись гости. Специальные помещения были отведены для курения, танцев, игр в шахматы и шашки (карты не допускались, поскольку были запрещены императором). Танцы сопровождались духовой музыкой. Предпочтение отдавалось английским, польским танцам, можно было наблюдать и русские пляски. Дамы и кавалеры приглашались вполне свободно, многие учились танцевальным движениям непосредственно во время танцев. Женщинам не возбранялось пить спиртное наравне с мужчинами.

     Процесс заимствования зарубежного социального  и культурного опыта происходил дифференцированно и избирательно. Иногда царя-реформатора интересовал конечный продукт или внешняя форма, иногда только механизм действия, а порой он использовал лишь разработанные принципы. При всей необходимости того или иного опыта, практика его внедрения в русскую действительность порой расходилась с жизненными реалиями. Петр I использовал опыт во имя интересов государства, а не конкретного человека, личная значимость которого не имела для царя большой ценности. Его принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием. непониманием, а иногда и страхом людей.

             Амбивалентность и противоречивость  проводимых реформ отразились на искусственном подходе к организации культурной жизни, наиболее характерно проявившемся в проведении ассамблей. Петр I стремился осуществить их согласно общему и широкому плану - «образить», облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ» [106, кн. 3. с. 96].

            Создание ассамблей было связано  с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший. всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.

            Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез  из-за границы, а именно из  Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее» [192, с. б]. В походных журналах за 1715 год также сообщается о двух ассамблеях, организованных Петром I в феврале: «2-го был ассамблей в Доме Царского Величества... 19-го в Доме Царского Величества был ассамблей, и тут были все Министры, такожь и домашние были шумны» (там же, с. 49-50].

             В описаниях Санкт-Петербурга  за 1710-20 годы, опубликованных Ю. Н.  Беспятых, немец свидетельствует: «Прежде всего, напротив крепости стоит так называемый большой питейный дом - деревянный, двухэтажный и окруженный двумя галереями, так что издалека он смотрится красиво. Однако во время моего пребывания в С.-Петербурге вина там меньше всего можно было найти. Правда, его царское величество порой устраивал в этом доме ассамблеи или угощения. Так, летом 1710 года он праздновал там свои именины и устроил большое торжественное празднество по случаю (годовщины) Полтавской баталии» [24, с. 53]. Автор записок прямо не указывает год проведения ассамблей, но данное описание является одним их первых повествований о городе, относящихся к 10-м годам XVIII столетия. Оно подтверждает, что ассамблеи проводились ранее их официального введения. Однако после 1715 года их проведение не зафиксировано в источниках, вероятно, до их проведения просто «руки не дошли».

            Тем не менее, не вызывает  сомнений, что Петр знал об  ассамблеях еще до своей поездки  во Францию. Он не только  располагал информацией о заграничных  развлечениях, но и часто бывал их непосредственным участником. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении данной формы в культурную жизнь русского общества. Помимо вопросов внешнеполитического свойства, эта поездка имела для Петра еще и культурное значение. Она позволила более углубленно вникнуть в процессы культурного образования и просвещения, ознакомиться с организацией работы различного рода объектов культуры: «Петра можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного».

           Именно в Париже царь мог  утвердиться в мысли постоянного  устройства ассамблей, поскольку парижский «осмотр» придал необходимый импульс давно осознанным устремлениям. Дело культурного воспитания русского общества стало для Петра I назревшей необходимостью. Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь. В Москве его ждали сложнейшие проблемы - расследование дела царевича Алексея и так называемый «суздальский розыск». Спустя целый год, 7 декабря 1718 года петербургское общество было извещено обассамблеях.

            Анализируя цели устройства ассамблей,  можно заметить, что целеполагание было обусловлено конкретными задачами, стоящими перед русским обществом первой четверти XVIII века, которые царь желал разрешить с помощью ассамблей как «социальных агентов» своего времени. Ассамблеи выполняли следующие функции:

           1. Реализации идеи объединения  и сплочения партии реформаторов. Помимо непосредственной трудовой деятельности Петр I задействовал досуговое время, способствующее процессам взаимодействия между людьми.

            2. Создание учебного «полигона» для петровских реформаторов. Ассамблеи были школой общественной жизни, где проходили практические занятия по выработке навыков светского обхождения и умения «жить по-европейски».

           3. Удовлетворение спроса русского  общества на развлечения и  забавы, недостаток которых остро ощущался в те времена. Царь был новатором в придумывании и внедрении многих досуговых форм, но ассамблеи не только решали проблему личного досуга Петра, но и формировали культуру досуга как самого царя, так и его приближенных.

           4. Складывание информационно-коммуникативных  центров. где узнавались последние новости о событиях в молодой столице и всей России, а также формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.

            Среди различных целевых установок  петровских ассамблей существовали инструментальные цели. которые царь определял в стратегическом ориентировании своих подданных на речевую деятельность. Он стремился формировать и развивать их личные качества: самостоятельность мышления, инициативность, предприимчивость, способность «свободно мыслить о делах государственных, сбрасывая мертвящую общественное начало боязливую привычку московских времен, отклоняясь от себя инициативу решения общественных и государственных вопросов словами: «то дело Божие да Великого Государя»« [108, с. 79].

            Помимо этих стратегических целей,  ассамблеи имели установку прикладного характера - обучение русского человека навыкам общения. По замыслу Петра I, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями, совместно поразмышлять о будущем. Общение позволяло осуществлять тактические задачи по установлению социальных контрактов. В дружеских разговорах, товарищеских беседах нарабатывался опыт социального общения, где возникающие в его процессе контракты продолжались в торговых конторах, на верфях Адмиралтейства, в кабинетах дипломатов. Таким образом реализовывались планы строительства столицы как центра новой российской государственности.

             Ассамблеи требовали публичного  разговора как наиболее сложной  формы речевой деятельности, что  и составляло главную проблему  первых уроков социального общения. Разговор предполагает не только тему или предмет обсуждения, но и активность речевого поведения участников общения. Здесь значение мотива как индивидуально-психологической категории занимает особое место. Мотив отражает потребность участников вступать в общение. Он во многом формируется общественными условиями, в которых живет человек. Иными словами, социальное время обуславливает социальные условия. В случае ассамблей можно зафиксировать частичное (если не полное) отсутствие речевых потребностей, которые не были сформированы у русского человека в допетровский период. Не создавая условий для развития данных потребностей, Петр предъявлял к участникам ассамблей требования, не отвечавшие их личным побуждениям. Царь форсировал адаптационный период формирования потребностей в социальном общении русских людей.

             Темпы общественного развития  опережали становление речевой  культуры русского общества. В  конечном итоге это стало причиной  замедленного формирования риторических традиций в первой четверти XVIII века. Тем не менее, харизма Петра I была столь устойчива, а его воля привить навыки общения русскому обществу столь непреклонна, что некоторые результаты появились вопреки неподготовленности «отдельно взятого конкретного человека».

            Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространенная форма общения - разговор. Петр I придал разговору общественную направленность, которая впоследствии закрепилась в жизни российских граждан и стала одним из уникальных ее проявлений. Петр поднял значение разговора до социально-значимого события повседневности. До Петра I общественный разговор не являлся распространенной культурно-риторической формой, за исключением некоторого опыта боярских журфиксов. Но отдельные явления в культурной жизни XVII века не создавали общих закономерностей, а лишь обозначали проблемную ситуацию, которая и получила свое разрешение в первой четверти XVIII столетия.

            Именно петровской ассамблее принадлежала главная роль в распространении данной формы общения. Социальная значимость разговора была обусловлена двумя факторами. Во-первых, пониманием самим царем значения разговора в обществе, личным его желанием вынести на коллективное обсуждение общие дела, сделать предметом рассмотрения насущные проблемы дня. Во-вторых, объективной необходимостью разговора, как возможностью «озвучить» искания молодого петровского времени, где идеи и мысли нуждались в соответствующих речевых формах. Новые идеи требовали новых форм воплощения.

     Петровские  ассамблеи впервые обратились к  трапезе для создания «фона», антуража, что придавало еде значение культурной акции. На петровских ассамблеях чай, кофе, мед, варенье разносили между танцами, играми, беседой. Напитки и сласти являлись только атрибутом и рассматривались как сопутствующие элементы речевой и игровой деятельности. Именно на ассамблеях еда стала особым ритуалом, требующим определенных норм и правил поведения. Если устраивался ужин для гостей, то дамы должны были сидеть вместе с мужчинами «вперемежку». Так. считалось неприличным «руками, или ногами по столу везде колобродить, но смирно вести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить, не колоть, и не стучать, но должны тихо. и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть» [310, с. 29]. Согласно регламенту ассамблей, ужин не входил в их программу, но в домах богатых петровских сподвижников его часто устраивали по привычке традиционного русского гостеприимства. Однако это было скорее исключение, чем правило.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"