Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:53, контрольная работа
В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается «золотой век» русской литературы. Отличительная черта этой эпохи - демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.
1. Как проявилась демократизация русского изобразительного искусства в кон. XVIII-нач. XIX в.в. 2
2. Какие мастера русского искусства XIX в. отображали тему отечественной истории? Какие из их произведений соответствуют принципу историзма? 6
3. Что такое ассамблея? Какое значение она имеет для развития художественной культуры в России? 11
Список использованной литературы 27
АССАМБЛЕЯ (от франц. assemblee - собрание), 1) собрание. 2) Название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций. 3) Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I. Заранее составлялся календарь ассамблей, который строго соблюдался. Петербургская и московская знать затрачивала на ассамблеи огромные средства. В 1719 году Петр установил, чтобы на ассамблеи обязательно являлись все «чиновные особы», а также дворяне, богатые купцы, известные корабельные мастера и др. с женами и подросшими детьми. Гости съезжались к пяти часам вечера, вели себя довольно свободно (жены иностранных шкиперов, например, могли позволить себе заниматься вязанием). Кульминацией ассамблеи был приезд Петра и Екатерины, которым представлялись гости. Специальные помещения были отведены для курения, танцев, игр в шахматы и шашки (карты не допускались, поскольку были запрещены императором). Танцы сопровождались духовой музыкой. Предпочтение отдавалось английским, польским танцам, можно было наблюдать и русские пляски. Дамы и кавалеры приглашались вполне свободно, многие учились танцевальным движениям непосредственно во время танцев. Женщинам не возбранялось пить спиртное наравне с мужчинами.
Процесс
заимствования зарубежного
Амбивалентность и
Создание ассамблей было
Существует распространенное
В описаниях Санкт-Петербурга за 1710-20 годы, опубликованных Ю. Н. Беспятых, немец свидетельствует: «Прежде всего, напротив крепости стоит так называемый большой питейный дом - деревянный, двухэтажный и окруженный двумя галереями, так что издалека он смотрится красиво. Однако во время моего пребывания в С.-Петербурге вина там меньше всего можно было найти. Правда, его царское величество порой устраивал в этом доме ассамблеи или угощения. Так, летом 1710 года он праздновал там свои именины и устроил большое торжественное празднество по случаю (годовщины) Полтавской баталии» [24, с. 53]. Автор записок прямо не указывает год проведения ассамблей, но данное описание является одним их первых повествований о городе, относящихся к 10-м годам XVIII столетия. Оно подтверждает, что ассамблеи проводились ранее их официального введения. Однако после 1715 года их проведение не зафиксировано в источниках, вероятно, до их проведения просто «руки не дошли».
Тем не менее, не вызывает
сомнений, что Петр знал об
ассамблеях еще до своей
Именно в Париже царь мог
утвердиться в мысли
Анализируя цели устройства
1. Реализации идеи объединения
и сплочения партии
2. Создание учебного «полигона» для петровских реформаторов. Ассамблеи были школой общественной жизни, где проходили практические занятия по выработке навыков светского обхождения и умения «жить по-европейски».
3. Удовлетворение спроса
4. Складывание информационно-
Среди различных целевых
Помимо этих стратегических
Ассамблеи требовали
Темпы общественного развития
опережали становление речевой
культуры русского общества. В
конечном итоге это стало
Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространенная форма общения - разговор. Петр I придал разговору общественную направленность, которая впоследствии закрепилась в жизни российских граждан и стала одним из уникальных ее проявлений. Петр поднял значение разговора до социально-значимого события повседневности. До Петра I общественный разговор не являлся распространенной культурно-риторической формой, за исключением некоторого опыта боярских журфиксов. Но отдельные явления в культурной жизни XVII века не создавали общих закономерностей, а лишь обозначали проблемную ситуацию, которая и получила свое разрешение в первой четверти XVIII столетия.
Именно петровской ассамблее принадлежала главная роль в распространении данной формы общения. Социальная значимость разговора была обусловлена двумя факторами. Во-первых, пониманием самим царем значения разговора в обществе, личным его желанием вынести на коллективное обсуждение общие дела, сделать предметом рассмотрения насущные проблемы дня. Во-вторых, объективной необходимостью разговора, как возможностью «озвучить» искания молодого петровского времени, где идеи и мысли нуждались в соответствующих речевых формах. Новые идеи требовали новых форм воплощения.
Петровские ассамблеи впервые обратились к трапезе для создания «фона», антуража, что придавало еде значение культурной акции. На петровских ассамблеях чай, кофе, мед, варенье разносили между танцами, играми, беседой. Напитки и сласти являлись только атрибутом и рассматривались как сопутствующие элементы речевой и игровой деятельности. Именно на ассамблеях еда стала особым ритуалом, требующим определенных норм и правил поведения. Если устраивался ужин для гостей, то дамы должны были сидеть вместе с мужчинами «вперемежку». Так. считалось неприличным «руками, или ногами по столу везде колобродить, но смирно вести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить, не колоть, и не стучать, но должны тихо. и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть» [310, с. 29]. Согласно регламенту ассамблей, ужин не входил в их программу, но в домах богатых петровских сподвижников его часто устраивали по привычке традиционного русского гостеприимства. Однако это было скорее исключение, чем правило.