Контрольная работа по "Истории мировой культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры. Рассвет этой культуры пришелся на начало VII века нашей эры в Аравии. Объединение культур различных народов, которые подверглись арабизации, возродило новую высокоразвитую культуру. Идеологической основой, которой стал ислам.

Содержание

1. Коран и арабо-мусульманская культура 3
2. «Пограничный характер» белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов». 15
3. Литература

Работа содержит 1 файл

реферат ист мир культ2.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

В целом изобразительное  искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Наука.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо  в них обучали всем религиозным  и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги - сады ученых».

Громадный расцвет  науки и философии, литературы и  искусства приходится прежде всего  на первый период господства династии Абас-сидов со столицей в Багдаде. Уже с конца VIII в. началась интенсивная  работа по переводу важнейших греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Знаменитый просвещенный халиф аль-Мамун (813-833 гг.) особенно поощрял науку и ученых, допускал свободу мысли. Именно в Багдаде в VIII-Х вв. родился подлинный энтузиазм по отношению к науке. «Поиск знания» стал как бы потребностью широких масс адептов ислама, согласно цитированным выше хадисам. Появились арабские мыслители, которые внесли в сокровищницу арабо-мусульманской культуры древние научные и философские достижения иных народов, но и своим оригинальным творчеством продвинули вперед науку и философию.

Не только на арабском Востоке, но и на арабском Западе, в арабской Испании, называемой Андалузией, развивались блестяще наука, философия, литература и искусство  под покровительством халифов Омейядов из Кордовы, а затем их преемников, эмиров - властителей мелких государств. Кордова, столица «испанских» Омейядов, прославилась как центр утонченной культуры, не уступавший Багдаду Абассидов. Наряду с Кордовой известны были также другие центры высокой культуры: Севилья, Толедо, Громада. Ученые из мусульманских стран Востока, где наука и философия уже с XII в. начали клониться к упадку, а также ученые из Италии, Франции и Англии прибывали в эти центры культуры для изучения таких светских наук, как астрономия, медицина, география и другие естественнонаучные дисциплины.

В период между XII в. и эпохой Возрождения труды  арабских ученых по всем областям знаний переводились и переписывались в  Испании, Сицилии и Сирии, благодаря  чему большинство их стало доступным в латинском переводе. Несмотря на сравнительно низкий уровень перевода и науки на Западе в те времена, эти латинские тексты способствовали возрождению тяги к знаниям в Западной Европе периода позднего средневековья. Возникает вопрос: чем же обусловлен расцвет научных знаний именно в арабо-мусульманской культуре? Немалую роль в этом сыграли следующие факторы. Прежде всего следует учитывать, что в основе ислама лежала забота о правоверных в этом, земном мире, а различные научные дисциплины оказывали здесь существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых препятствий, к достижению ими высокого уровня.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой  уходят в Индию, была воспринята и  распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность  получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной  химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий  уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую  медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160 гг.). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабское искусство  врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные  госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

Таким образом, вся арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.

Наибольший расцвет  арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они  создали такие своеобразные архитектурные  памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам — самая молодая  из трех мировых религий, значение которой  неуклонно возрастает. В современном  мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Пограничный характер» белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов.

Национальная  культура  –  культура определенной нации, сложившаяся  на протяжении ее исторического развития на основе этни ческой культуры. Так, белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – русских, литовцев,

 украинцев, евреев, татар и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на  соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением  Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших  культурных регионов – православно-византийского и римско-католического. Отсюда специфика  культурной самоидентификации, представляющей собой соотнесенность человека с определенной  культурой,  его  принадлежность  к  этой  культуре  и  осознание  этого  факта.  Особенности самоидентификации белорусов определяет пограничный характер их культуры, постоянный  тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся  на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся  по всему периметру белорусских границ.

 Это пограничье  выполняло двойную функцию. С  одной стороны, белорусская культура  восприняла лучшие достижения  восточной и западной культур,  создав оригинальную и самобытную  культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных  культурно-цивилизационных влияний определяли сложный путь самоопределения белорусской культуры. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной, культурной и религиозной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

 Проблема самоопределения,  поиска своего пути развития  была характерна для белорусской   культуры на протяжении всей  ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского  пути И. Абдиралович (Кончевский). В своем трактате «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага  сьветагляду»  (1921  г.)  он  рассматривает  историю  Беларуси  как  историю  колебания  между  Западом и Востоком. Центральным образом у него является раздорожье, на котором веками стояли белорусы, не зная, куда податься. «Долгие века белорусы стояли на раздорожье: один путь  направлялся на запад, другой на восток…». Беларусь долгое время сохраняла свою «пограничность» и окончательное «неприсоединение» ни к Западу, ни к Востоку. Для И. Абдираловича дви-

 жение  белорусской   культуры  происходит  между   двумя  полюсами  европейской   культуры –  Западом и Востоком, между двумя культурными типами.

Кристаллизация национального  «Я», сохранение самобытности, оригинальности и неповторимости культурно-цивилизационного феномена, выстраивание отношений с другими  культурами  и  религиями  на  основе  диалога,  поликультурности,  поликонфессиональности –  необходимая задача для культуры сегодня.

 

 

 

 

 

Литература:

1. Культурология: теория и история культуры: учебник / под ред. Е. Я. Букиной. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф.А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.

3. Кравцевич А., Смоленчук А., Токть С., Белорусы: нация Пограничья.– Вильнюс: ЕГУ, 2011. – 212 с.

4. Межкультурный и  межрелигиозный диалог в целях  устойчивого развития: Материалы  международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13 – 16 сентября 2007 года/Под общ. ред.В.К. Егорова. – М.: Изд-во РАГС,2008. – 848 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории мировой культуры"