Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа
Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры. Рассвет этой культуры пришелся на начало VII века нашей эры в Аравии. Объединение культур различных народов, которые подверглись арабизации, возродило новую высокоразвитую культуру. Идеологической основой, которой стал ислам.
1. Коран и арабо-мусульманская культура 3
2. «Пограничный характер» белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов». 15
3. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный технический университет
Международный институт дистанционного образования
Контрольная работа по дисциплине «История мировой культуры»
Вариант №14
Выполнил:
студент 1-го курса, группы 417052-12
Миргородская Е.П.
Проверил:
Доцент кафедры
информационных технологий в управлении,
канд. соц. наук, доцент Александренков Ю. В.
Минск 2013
План:
1. Коран и арабо-мусульманская культура 3
2. «Пограничный характер» белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов». 15
3. Литература
Коран и арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская
культура занимает одно из важнейших
мест в истории мировой культуры.
Рассвет этой культуры пришелся на
начало VII века нашей эры в Аравии.
Объединение культур различных
народов, которые подверглись
Ислам является
одной из универсальных
Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».
Ислам возвысил арабов до более высокого уровня социального и политического самосознания. С признанием новой веры арабы и все многочисленные народы, принявшие ислам в ходе арабских завоеваний, стали мыслить себя прежде всего членами единой религиозной общины, а уже потом представителями конкретной нации, племени, рода. В своей проповеди Мухаммад объявил, что все мусульмане равны перед Аллахом, вне зависимости от генеалогического и социального происхождения, различие между ними только в степени благочестия. Язык Корана – арабский, стал официальным языком государства и средством межнационального общения. Множество покоренных народов (иранских, тюркских и др.) добровольно приняло ислам и влилось в единое пространство мусульманской культуры, сохраняя свои региональные и этнические отличия. Их совместными усилиями была создана богатая и уникальная арабо-мусульманская культура. Арабский язык и Коран - два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.
Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»).
Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями Данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т. д. Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы — это:
Кроме Корана, важными источниками знаний, норм — самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.
К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих. К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки — сон, еда, вступление в брак, пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная глина из Нишапура1. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.
На основе Корана
и с учетом доисламских традиций
было разработано право
Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.
Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы — одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.
Исламская живопись отличается от живописи большинства других религий тем, что она не знала изображений Бога (Аллаха). В отличие от Евангелия священная книга ислама - Коран - никогда не иллюстрировалась.
И хотя Коран не запрещает изображать Аллаха, существует лишь несколько изображений пророка Моххамеда, причем, за редким исключение, его лицо не показано или скрыто вуалью. Вследствие этого исламская живопись не обладает таким иконографическим богатством, как, например, византийская живопись. Из Византии была заимствована техника мозаики, однако иконография мозаик, например, в мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме и Большой мечети Омейядов в Дамаске сведена к пейзажу, растительным и орнаментальным мотивам. Исламскую живопись можно назвать интернациональной, так как она распространилась на столь разных по своей культурной традиции территориях, как Аравия, Испания, Сирия, Турция, Персия и Индия. Во всех этих странах ведущим видом искусства была миниатюра, что отвечало характерному для ислама вкусу к орнаментальности. Миниатюры создавались главным образом по княжеским заказам и нередко изображали роскошь, утонченность и величие придворной жизни. Миниатюры превращались в огромные повествовательные циклы. В миниатюрах к сказкам, рассказам и поэтическим сочинениям (например, Тысяча и одна ночь) частью изображения становился каллиграфически написанный текст. Своей вершины исламская живопись достигла в персидских и монгольских миниатюрах.
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.
Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.
Как писал в Трактате о каллиграфах и художниках Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в 16 в., «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Действительно, многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.
Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.
В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы.
Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска — не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории мировой культуры"