Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:41, контрольная работа

Описание работы

Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы рассуждаем о культурной политике разных государств и подразумеваем их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования.

Содержание

1. Приведите известные Вам определения культуры. Почему
существует многообразие определений культуры?

2. Что такое культурогенез?

3. Что изучает морфология культуры?

4. Каковы основные разделы культурологии?

5. Что изучает философия культуры?

6. Основные идеи социологии культуры Питирима Сорокина.

7. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.

8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции.

9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует?

10. Что такое Реформация?

11. Дайте определение художественного стиля.

12. Какие художественные стили возникают в 19 веке?

13. Почему современное общество называют постиндустриальным?

14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм.

15.Что такое контркультура?

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

 

 

12. Какие художественные стили возникают в 19 веке?

Первая половина XIX в. стала  временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных  проявлений особо заметное распространение  получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью. В сфере художественного  творчества он ярко запечатлелся в  виде направления в литературе, изобразительном  искусстве, музыке, театре. Вместе с  тем романтизм представлял собой  определенное мировоззрение: романтическое  направление сложилось в области  философских и эстетических идей, исторической науки, возник романтический  тип личности и поведения.

Романтизм складывается в  атмосфере серьезных идейных  сдвигов, происходивших в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Еще в годы Великой  французской революции начался  кризис идеологии Просвещения: становилась  все более очевидной несостоятельность  утверждений просветителей о  близком торжестве принципов  разума, равенства, справедливости. Эти  разочарования отразились в образах  романтических героев, зараженных меланхолией, душевной тоской, «мировой скорбью», в  образах мятущихся свободолюбивых натур, страдающих из-за разлада между  их высокими духовными устремлениями  и несовершенством мира. Дух безоговорочного  отрицания наиболее полно и ярко запечатлелся в творчестве Байрона.

Острым средством романтической  критики действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском  использовали Гофман и Гейне, едко высмеивавшие убожество и ограниченность мещан-бюргеров. Отвергнув стеснительные литературные каноны классицизма, романтики провозгласили  полную свободу художественного  творчества. Они придавали особое значение воображению, фантазии, но требовали  при этом соблюдения исторической достоверности.

Постоянное обращение  к историческому прошлому – одна из характерных черт романтизма. Интерес  к прошлому вылился в подъеме  исторического знания. Историки французской  романтической школы (Тьерри, Минье, Гизо, Тьер), изучавшие причины глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерности французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианства (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительских и революционных идей, источника высших духовных, нравственных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они превозносили средневековье как время упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарскими нравами и патриархальными обычаями. В подобном идеализированном виде средние века противопоставлялись отталкивающей буржуазной действительности.

Возник новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер Скотт), появился широкий интерес к народному  творчеству как воплощению неиспорченных  нравственных начал. На этой почве возникла тяга к изучению фольклора – «архива  народов», как называл его Гердер. С поэтизацией национального  прошлого связаны многочисленные издания  народных песен, легенд, сказок, эпических  поэм, словарей национального языка.

В 30–40-е годы XIX в. в романтизме произошли значительные изменения. Сложилось литературное течение, в  котором на первый план выступило  действенное начало. Новое поколение  романтиков отличали оптимистический  взгляд в будущее, сочувствие к угнетенным, активное отстаивание идеалов правды и справедливости. Эта тенденция  с особой силой прозвучала в драмах и романах Гюго и Жорж Санд, в  поэзии Гейне, Мицкевича, Петефи, пропитанной  предчувствием близкого возрождения  человечества в результате революции  народов Европы.

Идейное и художественное своеобразие романтизма запечатлелось  в живописи Жерико и Делакруа, в  музыке Вебера, Берлиоза, Шуберта, Шумана, Вагнера, Верди. Особое место в музыкальной  культуре того времени занимают великие  творения Бетховена, пронизанные темой  трагического противоборства мятежного  человеческого духа с враждебными  ему силами.

В целом романтизм способствовал  более углубленному и многостороннему  – художественному и философскому – познанию мира и человека со свойственными  им противоречиями. Романтизм обогатил культуру Нового времени значительнейшими духовными ценностями и проложил новые пути ее развития.

В 30-40-е годы XIX в. наряду с  романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом  действительности и преобладанием  социальной проблематики. Жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения. Общественную, гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: «Когда я писал, я служил своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно решить общественные вопросы».

Историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических  принципах, идеи и ценности Просвещения  и позитивизма, эстетика великих  стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) –  оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.

 

 

13. Почему современное общество называют постиндустриальным?

Постиндустриальное общество – современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны Запада и Япония в последней четверти XX в. Постиндустриальное общество имеет много иных названий: «посткапиталистическое общество», «информационное общество», «технотронное общество», «научная цивилизация» и др.

Постиндустриализм – новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества, приходящая ему на смену. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие технологии. К ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

Другая важная черта постиндустриального общества – усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. Идет процесс экологизации социально-экономического развития. Складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает не как покоритель природы, не как бездумный потребитель ее благ, а как органическая часть системы «человек-общество-природа». Постиндустриальное общество, хотя и продвинуло вперед решение многих острейших проблем индустриализма, не смогло преодолеть ряд его противоречий. Оно порождает и новые противоречия, вызванные расширением возможностей манипулирования массовым общественным сознанием, навязывания ему ложных стереотипов, а также появлением новых форм компьютерной преступности.

 

 

14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм.

В настоящее время уже  можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства  со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых  форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных  на помойку или купленных в  магазине, до шедевров мирового искусства. Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

По сути дела, постмодернизм  обращается к готовому, прошлому, уже  состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю  традиционность и противопоставляет  себя нетрадиционному искусству  авангарда.

Постмодерн в общем  и целом не признает пафоса, он иронизирует  над окружающим миром или над  самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской  установке на новизну противопоставлено  устремление включить в современное  искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также  художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение  ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в  искусстве авангарда, позволяет  акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и  китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует  из соцреализма синтетичность или  синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом  синтезе различных стилей сохраняется  их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую  авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна  — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного  в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской  практики (кино, литература, архитектура  или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

Принято считать, что в  постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как  строительный материал все какие  угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая  из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

 

 

15. Что такое контркультура?

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Контркультура обозначает такую  субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими  ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского  социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства  мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание  таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение  в настоящем ради награды в  будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры  на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В  таких случаях на равных правах к  одному явления применяют оба  названия.

 

Список литературы

 

 

 

1. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. – с.596-599.

2. Мамонтов, С.П. Основы культурологи / С.П.Мамонтов.- М.: Олимп; Инфра-М, 1999.

3. Пархоменко, И.Т. Культурология в вопросах и ответах / И.Т Пархоменко, Радугин А.А.- М.:Центр, 2001.- С.70-72.

4. Малюга, Ю.Я. Культурология / Ю.Я Малюга М.: Инфра-М,1999.

5. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/ А. Я. Флиер - М.: Академический проект, 2000.- с.134-137.

6. Конев, В.А. Культура и общественно-экономическая формация: Культура как система хранения социального опыта/ В. А. Конев / //Методологические проблемы развития науки и культуры/ Межвуз. сб. - Куйбышев, 1976. - С. 125.

7. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин - М.: Логос, 1998. - С.9-12.

8. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. проф. А.В. Адо. М.: Высшая школа, 1986.


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»