Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:41, контрольная работа
Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы рассуждаем о культурной политике разных государств и подразумеваем их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования.
1. Приведите известные Вам определения культуры. Почему
существует многообразие определений культуры?
2. Что такое культурогенез?
3. Что изучает морфология культуры?
4. Каковы основные разделы культурологии?
5. Что изучает философия культуры?
6. Основные идеи социологии культуры Питирима Сорокина.
7. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.
8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции.
9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует?
10. Что такое Реформация?
11. Дайте определение художественного стиля.
12. Какие художественные стили возникают в 19 веке?
13. Почему современное общество называют постиндустриальным?
14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм.
15.Что такое контркультура?
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общественных наук
Контрольная работа по дисциплине «Культурология»
Вариант 2
Выполнила: Сковронская П. С., студентка гр. 221 - ум Зачетная книжка № 11-2102 Проверил: Иванова З. И. «_____» _______________2011г.
(оценка и подпись |
Красноярск 2011
Содержание
1. Приведите известные Вам определения культуры. Почему существует многообразие определений культуры? |
|
2. Что такое культурогенез? |
|
3. Что изучает морфология культуры? |
|
4. Каковы основные разделы культурологии? |
|
5. Что изучает философия культуры? |
|
6. Основные идеи социологии культуры Питирима Сорокина. |
|
7. Охарактеризуйте культуру Древней Индии. |
|
8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции. |
|
9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует? |
|
10. Что такое Реформация? |
|
11. Дайте определение художественного стиля. |
|
12. Какие художественные стили возникают в 19 веке? |
|
13. Почему современное общество называют постиндустриальным? |
|
14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм. |
|
15.Что такое контркультура? |
Культурология – наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.
Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы рассуждаем о культурной политике разных государств и подразумеваем их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово на каждом шагу. И, тем не менее, смысл слова "культура" в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело – наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. Из этого следует, что в понятии "культура" должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.
Если рассматривать термин «культура», то он выходит к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).
На фоне природы культура – это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира человек формирует и воспитывает себя.
Культура – это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека - его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе.
Каждая культура базируется
на определенной системе
2. Что такое культурогенез?
Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.
Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.
Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций («социальный заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технологической эффективности и внедрения отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Некоторые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.
3. Что изучает морфология культуры?
Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную. С точки зрения собственно культурологии, подобное деление не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, несет одновременно материальную и духовную информацию.
Морфология культуры ведет концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную. В развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.
Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры, но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
В общем случае выделяют четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как: хозяйственная культура (экономика, торговля, финансы, домашнее и приусадебное хозяйство); правовая культура (право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; мораль, нравственность, общественное мнение); политическая культура (государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело, межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: философская культура (труды специалистов-философов, здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость); научная культура (профессиональная наука, повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности); религиозная культура (систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика, мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого); художественная культура (построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов, бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: культура межличностных информационных контактов ; культура массовой информации (профессиональные СМИ, реклама, общественные связи, слухи, сплетни); информационно-кумулятивная культура (система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации, предания, верования, легенды); культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам, институций социализации и инкультурации личности, система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека: сексуальная культура; культура физического развития (профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма, физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм); культура поддержания и восстановления здоровья (медицина и система санаторно-лечебного обслуживания, самолечение, знахарство); культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания); культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации, неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания).
Представляется, что подобная
классификация морфологической
структуры культуры серьезно
продвигает наши представления
о сущности этого явления,
4. Каковы основные разделы культурологии?
Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исследований включает те формы научного познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры. К важнейшим проблемам теории культуры относят: проблемы её сущности, структуры, генезиса, исторической динамики, типологизации. В настоящее время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и других наук. Она формируется на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. И сейчас культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества. К основным разделам культуры относятся: философия культуры, история культуры, социология культуры и психология культуры.
5. Что изучает философия культуры?
Философия культуры или культурфилософия – это общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией. Это система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А.Мюллером.
Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Но они не употребляли термина «культура», а то, что мы относим сегодня к культуре, они относили к области нравственности. В средние века философия культуры, благодаря усилиям христианских мыслителей, превращается в теологию культуры. Возникает новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет право служить критерием оценки культуры, высшим судьей становится бог. В новое время возрождается античная версия философии культуры. То, что прежде утверждали античные киники, теперь можно было услышать из уст французских философов-просветителей Руссо, Вольтера, Монтескье. Позже немецкие романтики, в частности, Шеллинг, вновь повернули этот термин к теологии культуры.
На смену романтикам
в Германии пришло
Сегодня философская природа культуры рассматривается в рамках экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма, религиозных философских систем. Но она не затрагивается с позиций таких философских направлений, как позитивизм, субъективный идеализм и прагматизм. Каждое философское направление дает свое понимание культуры, ее влияния на общество и человека, законов развития культуры. Среди них выделяются два наиболее характерных и в то же время диаметрально противоположных течения — марксизм и феноменология.
Марксизм утверждает, что культура — надстройка общества. Она включает идеологию, искусство, образование, религию, науку. Уровень развития и состояние культуры определяются протеканием базисных процессов, прежде всего экономики. Культура подразделяется на два вида — культуру низов (народная) и культуру верхов (дворянская, буржуазная). Первая прогрессивная, вторая — регрессивная.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»