Концепция Карла Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить воззрения К. Юнга на вопросы культуры, исследовать его концепции.
Юнг постоянно говорит о реальности, придавая ей черты почти метафизические. Такой метафизической реальностью для него является Бог, бессознательное, архетипы. Смысл того, отмечает Юнг, что мы «обозначаем словом Бог, не может быть ни опровергнут, ни доказан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Личность Карла Юнга………………………………………….…….………….3
2. Воззрения Карла Юнга на культуру в целом…………………..………………5
3. Концепция культуры Карла Юнга………………………………..…………….7
4. Критика идей Карла Юнга……………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………11
Библиографический список источников…………………………………………12

Работа содержит 1 файл

реферат.DOC

— 66.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….2

1. Личность Карла  Юнга………………………………………….…….………….3

2. Воззрения  Карла Юнга на культуру в  целом…………………..………………5

3. Концепция  культуры Карла Юнга………………………………..…………….7

4. Критика идей  Карла Юнга……………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………11

Библиографический список источников…………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Актуальность  работы заключается в том, что  с помощью книги Юнга мы можем лучше понять личность великого психолога и даже проникнуть в лабораторию его мышления. Читая книгу Юнга, нельзя отделаться от ощущения некоторой противоречивости. Противоречивых ощущений, по меньшей мере, два. С одной стороны, Юнг уже во введении (прологе) заявляет, что он создает всего лишь «личный миф» своей жизни: «Я могу, - пишет он, - делать только это - утверждать нечто, «рассказывать сказки». Правда это, или нет, - не важно. Важно лишь – что это моя сказка, моя правда» Таким образом, кажется, что знание для Юнга – это всего лишь удобный миф или правдоподобная гипотеза, причем ориентированные предельно субъективно и условно.

    Цель  работы: изучить воззрения К. Юнга на вопросы культуры, исследовать его концепции.

    Юнг постоянно говорит о реальности, придавая ей черты почти метафизические. Такой метафизической реальностью для него является Бог, бессознательное, архетипы. Смысл того, отмечает Юнг, что мы «обозначаем словом Бог, не может быть ни опровергнут, ни доказан. Однако мы убеждены, что ощущаем нечто объективное и в то же время потустороннее, и это наше ощущение соответствует действительности». Оба понятия (Бог и бессознательное), - пишет Юнг, - являются пограничными для трансцендентальных содержаний. Но эмпирически можно с достаточной степенью вероятности установить, что в бессознательном присутствует архетип целостности, спонтанно проявляющийся в снах и т. д., а также не зависящая от сознательной воли тенденция соотносить с этим центром остальные архетипы». 
 
 
 
 

     1. Личность Карла Юнга

    Карл  Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в  швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора.

    Еще подростком, размышляя над собственным  внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно  разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе1.

    При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор  между двумя интересными для  него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки - зоология, антропология, палеонтология, а с другой - гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно - медицины.

    Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В ней ему удается найти  наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

    В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом  в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

    В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба.

    Нельзя  сказать, что отношения между  Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

    Умер  Карл Юнг в 1961 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом

    Всю свою жизнь Карл Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры.

    Если  попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.

    Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.

    Изучая  поведенческую мотивацию поступков  как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

    Культура  у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западно-европейской культуры и  общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовый психоз, пламенные речи вождей, символика (свастика в Германии и красная звезда в СССР) - все это свидетельствовало, по мнению Юнга, о вторжении в культурную жизнь таких сил, которые намного превосходят человеческий разум, а по природе своей подсознательны.

    Рассматривая  это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором он жил  и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм в геометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумное объяснение этим процессам.

    Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его  мнение, тотальное изменение характеров, поведения, идеалов и стремлений десятков миллионов человек можно было объяснить только с помощью психиатрии. Юнг писал, что советское общество - ярчайший пример буйства архетипов, сознательно или нет выпущенных из темницы подсознания.

    По  мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой - ценой отказа от единения с «душой» природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Концепция культуры Карла Юнга

    В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно, по словам Юнга, «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.» В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией «суперэго».

    По  мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т. п. Содержанием «коллективного бессознательного» являются общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д.

    Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они  по сути являются источником мифологии, искусства, религии, философии.

    Хотя  впервые о архетипах заговорил  именно Юнг, он сам утверждал, что  сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип - грехопадение. Как доказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишь двумя персонами - Адамом и Евой.

    Однако, если по догматическим принципам  христианства искупление первородного греха возможно лишь через страдание (катарсис), то Юнг не принимал такого пути, да и другого не предлагал, считая, что архетип является неотъемлемой особенностью человеческой личности.3

    По  Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение «коллективного бессознательного» ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

    Здесь нельзя удержаться и не привести еще одну параллель с библией, которая вновь доказывает очевидное влияние христианской идеологии на Юнга. По библии, по мере роста «греховности» людей, как наказание и испытание на моральную устойчивость, Дьявол будет посылать на Землю именно лжепророков.

    В 1927 году Юнг писал:

«Наши грозные боги поменяли имена: ныне они  заканчиваются на «-изм». Хватит ли у кого-нибудь сомнительной смелости утверждать, что мировая война или большевизм - чьи-то сознательные выдумки?... В конце концов, лишь очень незначительная прослойка человечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове, который выдается в Атлантический океан, и называющая себя «культурной», до такой степени потеряла контакт с природой, что пришла к мысли, будто религия - это лишь особый вид умственного  

расстройства  без сколько-нибудь ясно выраженного  смысла.

    Глядя на это с безопасного расстояния, скажем из Центральной Африки или  из Тибета, мы, несомненно, смогли бы убедиться, что данная прослойка просто-напросто спроецировала собственные бессознательные психические расстройства на нации, которыми все еще владеют вполне здоровые инстинкты». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Критика идей Карла Юнга

    Многие  современники К. Юнга восприняли его  идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.

    Определенной  ошибкой, точнее,  упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

    И все же, интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Концепция Карла Юнга