Композиционное построение праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемый вариант сценария игры-путешествия с героями книг Э. Успенского позволяет подробно рассмотреть композиционное постро¬ение литературно-игровой программы.
Художественно-педагогическая цель сценария
Прежде всего необходимо обосновать выбор автора. В этом могут по¬мочь рекомендательные библиографические указатели и методические пособия, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, напри¬мер:
Эдуард Николаевич Успенский — детский писатель и поэт.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 103.18 Кб (Скачать)


КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

 

Предлагаемый вариант сценария игры-путешествия с героями книг Э. Успенского позволяет подробно рассмотреть композиционное постро­ение литературно-игровой программы.

Художественно-педагогическая цель сценария

Прежде всего необходимо обосновать выбор автора. В этом могут по­мочь рекомендательные библиографические указатели и методические пособия, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, напри­мер:

Эдуард Николаевич Успенский — детский писатель и поэт. Первый сборник стихов — «Смешной слоненок» (1966). За ним последовали «Разноцветная семейка» (1967), «Академик Иванов» (1974), «Если был бы я девчонкой» (1983). Их основной тон юмористический, пародийный. Сво­еобразны сказочные повести Успенского: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по Волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пес и кот» (1973), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Меховой ин­тернат» (1989), «Грамота» (1992). В сказочный мир Успенского входят не только бытовые реалии современной жизни, но и социально-экономичес­кие проблемы. Они становятся материалом для увлекательной литератур­ной игры. Герои сказок берутся за решение «взрослых» задач и прекрасно с ними справляются. Такие герои симпатичны не только ребенку, но и взрослому, который видит в книге пародийное отражение ситуаций современной жизни. Обаяние детства распространяется и на взрослых, в каждом из которых продолжает жить ребенок. Наиболее полное изда­ний произведений Успенского — Собрание сочинений в десяти томах (СПб., 1994).

Социально-психологическая характеристика участников игры

Следующий важный этап — определение читательской аудитории.

Возраст участников — 7—10 лет. Количество — 10—25 человек. Это могут быть ученики одного класса или разновозрастная группа. Обяза­тельно выделяется активная часть участников игры, которая задействова­на в сценарии (играют определенные роли, читают стихотворения, отвеча­ют за музыкальное оформление и т. д.) и пассивная часть, выступающая в качестве зрителей. Но и эта часть аудитории будет включена в игровое об­щение. Необходимо помнить, что уменьшение количества участников игры предполагает преобладание пассивной части, а следовательно, требует от ведущего больших эмоциональных, интеллектуальных и физических затрат.

 

Композиционный план постановки

Композиция — это построение драматического произведения, распо­ложение материала в определенном порядке. Следовательно, необходи­мо иметь представление об основных элементах композиции, которые и являются стержнем сценария. Рассмотрим их на нашем примере.

Экспозиция — это пролог праздника — песня Крокодила Гены, которая всем хорошо знакома.

Завязка — выступление ведущего с рассказом о творчестве Э. Успен­ского.

Развитие действия — инсценирование, интеллектуальная игра «Крос­сворд», путешествие по станциям «Школьная», «Полянка стихов», встреча с почтальоном Печкиным.

Кульминация — мини-спектакль на станции «Дом дружбы».

Развязка — прибытие на станцию «Конечная».

Эпилог (финал) — подведение итогов, прощание с участниками игры.

В данном сценарии всего десять эпизодов, которые связаны между со­бой общим сюжетным ходом. Детей приглашают на день рождения писате­ля, они в «голубом вагоне» едут к нему в гости. Один эпизод плавно переходит в другой, действие идет по нарастающей.

Сценарный план и хронометраж по блокам и номерам

План необходим для того, чтобы четко следовать логике развития сце­нария в соответствии с временем, отведенным на каждый его блок. Если этот момент не учтен, то праздник затянут, а конец «скомкан» или, наобо­рот, мероприятие очень быстро закончилось. Прежде всего хронометраж организует самого ведущего. В процессе праздника он может корректиро­вать время, вносить изменения в сценарий, поскольку режиссерские игры предполагают возможность таких изменений.

План

Время, мин

1. Пролог. Песня КрокОдила Гены

3

2. Рассказ ведущего, обзор книжной экспозиции

5

3. Инсценировка или показ мультфильма

3

4. Кроссворд

5

5. Песня «Голубой вагон». Движение

3

6. Станция «Школьная»

7

7. Станция «Полянка стихов»

5

8. Станция «Почтовая»

3

9. Станция «Дом дружбы»

7

10. Станция «Конечная». Финал

4


Продолжительность игры-путешествия 45 мин. В зависимости от воз­раста и особенностей аудитории время может быть сокращено на 10 мин или увеличено, но не более чем на 5 мин.

Литературный текст сценария с комментариями

На предварительном этапе подготовки игры необходимо организовать экспозицию из произведений автора, при этом большую часть экспонатов приносят маленькие читатели, поскольку практически у каждого ребенка есть книга, аудио- или видеокассета с произведениями автора. Это могут быть также игрушки, настольные игры, поделки и рисунки детей. Игра на­чинается с известной песни Крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже......

Это своеобразная эмоциональная установка на восприятие рассказа веду­щего (в роли которого чаще всего выступает библиотекарь) о писателе и героях его книг. Следует обратить внимание на разностороннюю деятель­ность Эдуарда Успенского. Он принимал участие в создании одной из лучших телепередач для детей — «АБВГДейки», по его сценариям снято много мультфильмов и художественных фильмов. Один из мультфильмов можно вспомнить — показать, если есть возможность, или инсценировать стихотворение «Разгром». В инсценировке задействованы три человека — автор, мама и ребенок.

Автор:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Мама: Был на квартиру налет?

Сын: Нет!

Мама: К нам приходил бегемот?

Сын: Нет!

Мама: Может быть, дом не наш?

Сын: Наш!

Мама: Может, не наш этаж?

Сын: Наш!

Мама: Очень рада! Оказалось, я напрасно волновалась.

После установки, нацеленной на узнавание автора и его творчества, детям дают билеты с кроссвордом, в котором зашифровано название «Голубой вагон». Именно по этим билетам участникам игры предстоит отправиться в гости к писателю на его день рождения.

 

 

 

 

 

 

1.

Г

а

в

р

ю

ш

а

 

 

 

 

 

 

 

2.

К

о

л

о

б

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

П

о

л

к

а

н

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Ф

о

т

о

р

у

ж

ь

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Ч

е

б

У

р

а

ш

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

П

р

о

с

т

о

к

в

а

ш

и

н

о

7.

М

е

х

о

в

о

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

В

о

в

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

М

а

ш

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

г

у

т

а

л

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

В

о

р

о

н

а

 

 

 

 

 

 

12.

В

о

л

ш

е

б

н

а

я

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1. Как назвали теленка жители Простоквашина? (Гаврюша.)

2. Этот герой всегда идет по следу, потому что он круглый и очень находчивый. (Колобок.)

3.  Как звали козла, с которым приехал из тайги клоун Саня? (Полкан.)

4.  Что подарили Шарику, чтобы он ходил на охоту? (Фоторужье.)

5.  Как звали героя, у которого были очень большие уши, но не было друзей? (Чебурашка.)

6.  Как называлась деревня, в которой жили дядя Федор и его друзья? (Простоквашино.)

7.  Первое слово в названии произведения Э. Успенского «... интер­нат». (Меховой.).

8. Фамилия мальчика Сидоров, а зовут его ... (Вова).

9.  Как звали девочку, у которой было 25 профессий? (Маша.)

10.  Кот Матроскин сказал почтальону Печкину, что в посылке нахо­дится ... (гуталин).

11. Это не обычная птица, а пластилиновая ... (ворона).

12. По этой реке можно спуститься вниз, потому что она... (волшебная). Конечно, данный кроссворд очень простой по структуре, но поскольку он предназначен для коллективного разгадывания, то здесь важна не столько эрудиция одного отгадывающего, сколько коллективный ответ на вопросы, как это обычно бывает в викторинах. Эта интеллектуальная игра позволяет детям сконцентрироваться, проявить свои знания, смекал­ку и быстроту реакции.

Можно внести элемент ролевой имитационной игры и соревнования. Например, стулья будут имитировать маленькие вагончики, и ведущий-проводник будет пропускать на лучшие места пассажиров, ответивших быстрее всех на вопросы. Но если читательская аудитория не очень подго­товлена, то лучше организовать совместное отгадывание кроссворда.

Когда кроссворд отгадан, дети под звуки песни «Голубой вагон» отправляются в путешествие к новым приключениям, в такт песни изобра­жая движение пассажиров.

Первая станция на пути следования — «Школьная». Почему такое странное название? Ведь Эдуард Успенский не является автором учебни­ка. Ведущий рассказывает о веселых и познавательных книжках писате­ля — это «Грамота», «Беседы профессора Чайникова» и другие, предлага­ет поучиться в школе клоунов*.

Дети слушают чтение отрывка и выполняют задания. Таким образом, мы подсказываем ребенку и взрослым, как нужно читать книгу «Школа клоунов». Возможно, более полезен и эффективен именно такой вариант знакомства с книгой — чтение взрослого и участие ребенка.

И снова в путь. Станция «Полянка стихов»! Здесь можно отдохнуть от школьных занятий и послушать веселые стихи. Дети читают наизусть или по книге два-три стихотворения. Можно провести мини-конкурс на лучшего чтеца, дать отрывки из стихотворения «Про слоненка, который заблудился» нескольким ребятам, послушать и оценить, у кого лучше получается.

Путешествие продолжается. Станция «Почтовая»! В вагоне появляется новый пассажир — почтальон Печкин с большой сумкой (это может быть ребенок или все тот же ведущий, сменивший головной убор проводника на шапку-ушанку). У него телеграммы с поздравлениями Эдуарду Николаеви­чу от героев его книг. Участникам игры нужно угадать, от кого пришли эти поздравления.

«Дорогой Эдуард Николаевич! Мы с моим большим зеленым другом желаем Вам много друзей и новых приключений». (Чебурашка.)

«Уважаемый товарищ Успенский! Мне очень нравятся Ваши книги. Когда я вырасту, тоже стану писательницей. Это будет моя 26-я профес­сия». (Маша Филипенко.)

«Эдуард! Я и моя Лариска шлем тебе поздравления с днем рождения! Будь всегда задорным, предприимчивым — как мы». (Старуха Шапокляк.)

«Уважаемый Эдуард Николаевич! С днем рождения! Приглашаем тебя к нам, в деревню, на свежий воздух и молоко». (Кот Матроскин.)

Следующая остановка — «Дом дружбы», где путешественников ждет встреча с Крокодилом Геной и его друзьями.

Здесь путешественники попадают на мини-спектакль по книге «Кроко­дил Гена и его друзья» (глава 6). Эта глава не вошла в мультфильм, и многие дети не знают истории, которая произошла с героями книги. Вместе с тем, она очень легко инсценируется, и дети быстро «входят» в образы волка, Крокодила Гены и куклы Гали, которая работает в театре.

Сцена 1 (дома у Гали)

Крокодил Гена приходит в гости к кукле Гале. Галя болеет, горло обвя­зано шарфом, на столике лекарства.

Галя: Я заболела. У меня температура. Поэтому спектакль сорвется. Ребята придут, а спектакля не будет!

Гена: Спектакль будет! Я заменю тебя! Когда-то в юности я играл в театральном кружке!

Галя: Правда? Вот здорово! Сегодня идет «Красная Шапочка», и я играю внучку. Ты помнишь эту сказку?

Гена: Конечно, помню!

Галя: Ну вот и прекрасно! Если ты хорошо сыграешь, никто не заметит подмены. Талант делает чудеса! Вот, возьми мою красную шапочку.

Сцена 2 (в театре)

На сцене появляется Крокодил Гена в красной шапочке, напевает.

Гена: По улицам ходила

Большая крокодила...

Навстречу вышел серый волк и оторопел...

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка.

Гена: Здравствуйте!

Волк: Куда это ты направляешься?

Гена: Да так, просто гуляю!

Волк: Может быть, ты идешь к своей бабушке?

Гена: Да, конечно, я иду к ней.

Волк: А где живет твоя бабушка?

Информация о работе Композиционное построение праздника