Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:21, реферат
XVII столетие – одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской художественной культуры. Это время наиболее блестящего расцвета ряда крупнейших национальных школ, множества творческих направлений и поистине необычайного для одного столетия созвездия великих имен и прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой, связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран – Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Определение понятия «классицизм»..............................................................5
2. Первая половина 17 века…….........................................................................8
3. Вторая половина 17 века……………………………………………….......14
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..23
Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598-1666). Его крупным произведением является церковь женского монастыря Валь-де-Грас (1645-1665), построенная уже после его смерти (рис.9). В основу композиции плана положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, трансептом и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 века, фасад здания восходит к традиционному решению церковного фасада архитектурой итальянского барокко. Приподнятый на высоком барабане купол церкви – один из трех наиболее высоких куполов Парижа.
В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье (устройство, получившее по имени автора название "мансарды").
В отделке интерьеров замков и городских отелей в первой половине XVII века широко применялись резное дерево, бронза, лепнина, скульптура, живопись.
Таким образом, в первой половине 17 века как в области градостроительства, так и в формировании самих типов зданий идет процесс вызревания нового стиля, и создаются условия для его расцвета во второй половине столетия.
Рис.9.
Церковь монастыря Валь-де-Грас
Вторая половина 17 века – время наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма.
Одна из причин ведущего значения архитектуры среди других видов искусства во второй половине 17 века коренилась в ее специфических особенностях. Именно архитектура с монументальным характером ее форм и долговечностью могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной национальной монархии в период ее зрелости. В эту эпоху особенно ярко проявилась социальная роль архитектуры, ее идеологическое значение и организующая роль в художественном синтезе всех видов изобразительного, прикладного и садово-паркового искусств.
Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и теоретик Франсуа Блондель (1617-1686). Ее членами были выдающиеся французские архитекторы Л. Бриан, Ж. Гиттар, А. Ленотр, Л. Лево, П. Мииьян и другие. Задача Академии заключалась в выработке основных эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие.
Особенности архитектуры середины и второй половины 17 века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха – короля-солнца Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма.
Во второй половине 17 века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой; объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.
Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усиливается воздействие архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Последнее сказывается в заимствовании некоторых барочных форм (кривые разорванные фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего пространства (анфилада), а также в повышенной усложненности и помпезности архитектурных форм, особенно в интерьерах, где их синтез со скульптурой и живописью нередко несет в себе в большей мере черты барокко, чем классицизма.
Одним из произведений архитектуры второй половины 17 века, в котором уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661).
Дворец Во-ле-Виконт.
Создателями
этого выдающегося
В структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в целом, несомненно, более последовательное применение классицистических архитектурных принципов.
Это проявляется, прежде всего, в логичном и строго рассчитанном планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных, совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего комплекса.
Таким
образом, здание дворца и парк подчинены
строго централизованному
Для
композиции дворца типично единство
внутреннего пространства и объема
здания, отличающее произведения зрелой
классицистической архитектуры. Большой
овальный салон выделен в объеме
здания криволинейным ризалитом, увенчанным
мощной купольной кровлей, создающей
статичность и спокойствие
Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа Блондель (1617-1686). В числе его лучших произведений следует отметить триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Большая заслуга Блонделя заключается в глубокой творческой переработке типа римской триумфальной арки и создании своеобразной композиции, оказавшей сильное влияние на архитектуру подобных сооружений в 18-19 веках.
Ворота Сен-Дени в Париже.
Проблема архитектурного ансамбля, стоявшая почти на протяжении всего столетия в центре внимания мастеров классицизма 17 века, нашла свое выражение во французском градостроительстве. Выдающимся новатором в этой области выступает крупнейший французский архитектор 17 столетия – Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708; с 1668 г. он носил фамилию Ардуэн-Мансар). Площадь Людовика Великого (впоследствии Вандомская; 1685-1701) и площадь Побед (1648-1687) в Париже были возведены по его проектам.
Полное
и всестороннее развитие прогрессивные
тенденции в архитектуре
Дворцово-парковый ансамбль Версаля.
Первоначальный замысел ансамбля Версаля, состоявшего из города, дворца и парка, принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над сооружением Версаля с 1668 г. В процессе осуществления ансамбля их замысел подвергся многочисленным изменениям. Окончательное завершение ансамбля Версаля принадлежит Ардуэну-Мансару.
Версаль
в качестве главной резиденции короля
должен был возвеличивать и
Особенности построения ансамбля как строго упорядоченной централизованной системы, основанной на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим, обусловлены его общим идейным замыслом.
К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других - в королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную резиденцию короля с различными областями страны.
Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. В них широко использованы мотивы барокко (круглые и овальные медальоны, сложные картуши, орнаментальные заполнения над дверями и в простенках) и дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, ценные породы дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры – все это рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности.
Дух
официальной торжественности
Зеркальная галерея
Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля. Скульптурные группы, статуи, гермы и вазы с рельефами, многие из которых были созданы выдающимися скульптурами своего времени, замыкают перспективы зеленых улиц, обрамляют площади и аллеи, образуют сложные и красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнами.
Как
дворец, так особенно парк Версаля
с его широкими променадами, обилием
воды, легкой обозримостью и пространственным
размахом служили своего рода великолепной
«сценической площадкой» для самых разнообразных,
необычайно красочных и пышных зрелищ
– фейерверков, иллюминаций, балов, балетных
дивертисментов, спектаклей, маскарадных
шествий, а каналы – для прогулок и празднеств
увеселительного флота. Когда Версаль
строился и еще не стал официальным центром
государства, его «развлекательная» функция
преобладала. Весной 1664 г. молодой монарх
в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер
учредил серию празднеств под романтическим
названием «Наслаждения очарованного
острова». Вначале, в этих своеобразных
восьмидневных фестивалях, в которых участвовали
почти все виды искусств, было еще много
непосредственности и импровизации. С
годами празднества приняли все более
грандиозный характер, достигнув своего
апогея в 1670-е годы, когда в Версале царила
новая фаворитка – расточительная и блистательная
маркиза де Монтеспан. В рассказах очевидцев,
во множестве гравюр слава о Версале и
его праздниках расходилась по другим
европейским странам.
Заключение
Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17—19 вв.
В
основе классицизма лежат идеи рациона