Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:21, реферат
XVII столетие – одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской художественной культуры. Это время наиболее блестящего расцвета ряда крупнейших национальных школ, множества творческих направлений и поистине необычайного для одного столетия созвездия великих имен и прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой, связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран – Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Определение понятия «классицизм»..............................................................5
2. Первая половина 17 века…….........................................................................8
3. Вторая половина 17 века……………………………………………….......14
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..23
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
XVII
столетие – одно из ярчайших
эпох в развитии
Классицизм – стилистическое направление в искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио (рис.1), в теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.
Рис.1. Андреа Палладио. Вилла Ротонда.
Как
последовательная система классицизм
складывается в первой половине 17 века
во Франции. Его характеризует
Классицизм
формировался как антагонистическое
направление по отношению к пышному
и виртуозному искусству
Рис.2. Аллегорическая фигура.
Во
главе направления становится парижская
Академия художеств, которой принадлежит
создание свода искусственных
В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Например, скульптуры Э.Фальконе, Ж.Гудона (рис. 3, 4).
Рис.3. Э. Фальконе. Амур.
Рис.4.
Портрет жены. Ж.Гудон.
В первой половине и середине 17 столетия во французской архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма.
Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках государства. Вводится новая должность «архитектора короля» и «первого архитектора». На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях.
По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые города возникают как военные форпосты или поселения близ дворцов и замков королей и правителей Франции. В качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.
Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали, возводятся городские ансамбли и геометрически правильные площади на месте беспорядочной сети средневековых улиц.
В градостроительстве эпохи классицизма главной проблемой становится крупный городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому плану. В 1615 г. в Париже ведутся первые планировочные работы в северо-западной части города, застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи. Воздвигаются новые мосты и расширяются границы города.
На левом и правом берегу Сены строятся крупные дворцовые комплексы – Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье). Дальнейшее развитие градостроительных работ в Париже выразилось в создании двух правильных по форме – квадратной и треугольной – площадей, включенных в средневековую застройку города – Королевской площади (рис.5, 1606-12, арх. Л. Метезо) и площади Дофина (рис.6, начата в 1605 г.) на западной части острова Ситэ.
Рис.5. Королевская площадь.
Рис. 6. Площадь Дофина.
Принципы классицизма, почва для которых была подготовлена зодчими французского и итальянского Возрождения, в первой половине 17 века еще не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с традициями итальянского барокко, для сооружений которого характерны раскрепованные карнизы, усложненная форма треугольных и криволинейных фронтонов, обилие скульптурного декора и картушей, особенно в отделке интерьеров.
Средневековые традиции были настолько сильны, что даже классические ордеры приобрели в постройках первой половины века своеобразное истолкование. Композиция ордера – его расположение на поверхности стены, пропорции и детали - подчиняются структуре стены, сложившейся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними большими оконными проемами. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группируются попарно или пучками. Этот мотив в сочетании с подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на отдельные башнеобразные объемы, перекрытые высокими пирамидальными кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту объема.
Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, скульптурными вставками и волютами. Примером может служить церковь Сорбонны (1629-1656, архитектор Ж. Лемерсье) – первое культовое здание Парижа, увенчанное куполом (рис.7).
Преобладание
классицистических тенденций
Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де Биосоом (после 1562-1626) для Марии Медичи (рис.8). Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся в начале 17 века одним из лучших.
Рис.7. Церковь Сорбонны Рис.8. Люксембургский дворец.
Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного дворца (курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный внутренний двор, другая - к парку. В объемной композиции дворца четко проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой половины 17 века традиционные черты, например, выделение в главном трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального башнеобразных объемов, увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции.
Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сходство с замками предшествующего столетия, благодаря закономерному и ясному композиционному построению, а также четкому ритмическому строю двухъярусных ордеров, расчленяющих фасады, отличается монументальностью и представительностью.
Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимствованный у мастеров итальянского барокко, в творчестве де Броса получил своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое богатство и великолепие.
К первой половине 17 столетия относятся ранние образцы крупных ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.) был Жак Лемерсье.
Планировка ныне не сохранившегося ансамбля была основана на пересечении под углом двух композиционных осей. Одна из них совпадает с главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей город с площадью перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым углом или расходящихся из одного центра аллей.
Дворец
Ришелье, как и его регулярный
парк с глубокими перспективами
аллей, обширным партером и скульптурой,
создавался как величественный памятник,
призванный прославить всесильного
правителя Франции. Интерьеры дворца
были богато украшены лепниной и живописью,
в которых возвеличивались
Ансамбль дворца и города Ришелье был еще недостаточно проникнут единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и строгой пространственной композиции, неизвестной архитектуре итальянского Возрождения и барокко.