Классицизм Италии и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

XVII столетие – одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской художественной культуры. Это время наиболее блестящего расцвета ряда крупнейших национальных школ, множества творческих направлений и поистине необычайного для одного столетия созвездия великих имен и прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой, связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран – Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Определение понятия «классицизм»..............................................................5
2. Первая половина 17 века…….........................................................................8
3. Вторая половина 17 века……………………………………………….......14
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Классицизм Италии и Франции.docx

— 1.29 Мб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….....3

  1. Определение понятия «классицизм»..............................................................5
  2. Первая половина 17 века…….........................................................................8
  3. Вторая половина 17 века……………………………………………….......14

    Заключение……………………………………………………………………...22

    Список  литературы……………………………………………………………..23

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     XVII столетие – одно из ярчайших  эпох в развитии западноевропейской  художественной культуры. Это время  наиболее блестящего расцвета  ряда крупнейших национальных  школ, множества творческих направлений  и поистине необычайного для  одного столетия созвездия великих  имен и прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой, связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран – Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Определение понятия «классицизм»
 

     Классицизм  – стилистическое направление в искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио (рис.1), в теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.

     

     Рис.1. Андреа ПалладиоВилла Ротонда.

     Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов  личности интересам общества, торжество  разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

     Классицизм  формировался как антагонистическое  направление по отношению к пышному  и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в  себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона (рис.2), и А.Куазевокса. 

     

     Рис.2. Аллегорическая фигура.

     Во  главе направления становится парижская  Академия художеств, которой принадлежит  создание свода искусственных догматических  правил и якобы непоколебимых  законов композиции рисунка. Эта  Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

     В середине 18 века на фоне просветительского  движения, накануне французской революции  возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

     Скульптура  эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Например, скульптуры Э.Фальконе, Ж.Гудона (рис. 3, 4).

     

     Рис.3. ЭФальконе. Амур.

     

     Рис.4. Портрет жены. Ж.Гудон. 

  1. Первая  половина 17 века
 

     В первой половине и середине 17 столетия во французской архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма.

     Строительство и контроль над ним сосредоточиваются  в руках государства. Вводится новая должность «архитектора короля» и «первого архитектора». На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях.

     По  всей стране широко развертываются градостроительные  работы. Новые города возникают как военные форпосты или поселения близ дворцов и замков королей и правителей Франции. В качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.

     Ведется перестройка старых средневековых  городов на основе новых принципов  регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали, возводятся городские  ансамбли и геометрически правильные площади на месте беспорядочной  сети средневековых улиц.

     В градостроительстве эпохи классицизма  главной проблемой становится крупный  городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому плану. В 1615 г. в Париже ведутся первые планировочные  работы в северо-западной части города, застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи. Воздвигаются новые мосты и расширяются границы города.

     На  левом и правом берегу Сены строятся крупные дворцовые комплексы – Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье). Дальнейшее развитие градостроительных работ в Париже выразилось в создании двух правильных по форме – квадратной и треугольной – площадей, включенных в средневековую застройку города – Королевской площади (рис.5, 1606-12, арх. Л. Метезо) и площади Дофина (рис.6, начата в 1605 г.) на западной части острова Ситэ.

     

     Рис.5. Королевская площадь.

     

     Рис. 6. Площадь Дофина.

     Принципы  классицизма, почва для которых  была подготовлена зодчими французского и итальянского Возрождения, в первой половине 17 века еще не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с традициями итальянского барокко, для сооружений которого характерны раскрепованные карнизы, усложненная форма треугольных и криволинейных фронтонов, обилие скульптурного декора и картушей, особенно в отделке интерьеров.

     Средневековые традиции были настолько сильны, что  даже классические ордеры приобрели  в постройках первой половины века своеобразное истолкование. Композиция ордера – его расположение на поверхности стены, пропорции и детали - подчиняются структуре стены, сложившейся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами несущего каркаса  здания (простенками) и расположенными между ними большими оконными проемами. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группируются попарно или пучками. Этот мотив в сочетании с подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на отдельные башнеобразные объемы,  перекрытые высокими пирамидальными кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту объема.

     Приемы  барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые сооружения, построенные  по установившемуся в итальянском  барокко типу базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, скульптурными вставками и волютами. Примером может служить церковь Сорбонны (1629-1656, архитектор Ж. Лемерсье) – первое культовое здание Парижа, увенчанное куполом (рис.7).

     Преобладание  классицистических тенденций сказалось  в таких сооружениях, как церковь  де ла Визатасьон (1632-1634) и церковь монастыря Минимов (начата в 1632г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от барочных образцов базиликального плана и трактовки фасадов как пышной архитектурной декорации.

     Одним из ранних дворцовых сооружений был  уже упомянутый Люксембургский дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де Биосоом (после 1562-1626) для Марии Медичи (рис.8). Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся в начале 17 века одним из лучших.

             

           Рис.7. Церковь Сорбонны                     Рис.8. Люксембургский дворец.           

     Композиция  дворца характеризуется размещением  основного и более низких служебных  корпусов-флигелей вокруг большого парадного  дворца (курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный внутренний двор, другая - к парку. В объемной композиции дворца четко проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой половины 17 века традиционные черты, например, выделение в главном трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального башнеобразных объемов, увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции.

     Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сходство с замками  предшествующего столетия, благодаря  закономерному и ясному композиционному  построению, а также четкому ритмическому строю двухъярусных ордеров, расчленяющих фасады, отличается монументальностью и представительностью.

     Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимствованный у мастеров итальянского барокко, в  творчестве де Броса получил своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое богатство и великолепие.

     К первой половине 17 столетия относятся ранние образцы крупных ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.) был Жак Лемерсье.

     Планировка  ныне не сохранившегося ансамбля была основана на пересечении под углом  двух композиционных осей. Одна из них  совпадает с главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей город  с площадью перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым углом или расходящихся из одного центра аллей.

     Дворец  Ришелье, как и его регулярный парк с глубокими перспективами  аллей, обширным партером и скульптурой, создавался как величественный памятник, призванный прославить всесильного  правителя Франции. Интерьеры дворца были богато украшены лепниной и живописью, в которых возвеличивались личность Ришелье и его деяния.

     Ансамбль  дворца и города Ришелье был еще  недостаточно проникнут единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и строгой пространственной композиции, неизвестной архитектуре итальянского Возрождения и барокко.

Информация о работе Классицизм Италии и Франции