Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:06, доклад
В конце мая 1265 года во Флоренции, донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте, сокращенно Данте: последнее так и осталось за ним. Его предки принадлежали к партии гвельфов, а отцу и деду пришлось два раза вытерпеть изгнание вместе со своей партией.
Введение
В конце мая 1265 года во Флоренции, донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте, сокращенно Данте: последнее так и осталось за ним. Его предки принадлежали к партии гвельфов, а отцу и деду пришлось два раза вытерпеть изгнание вместе со своей партией.
Молодой Данте вращался в художественной, музыкальной и литературной среде. Но ему пришлось вкусить и войну, сражался с Ареццо при Кампальдино, где он дрался верхом в первых рядах флорентийских войск, участвуя в осаде Капраны. Впрочем, он отдался и политической деятельности и принимал личное участие в общественных делах (занимал должность приора). Между Черными и Белыми начинается война, идущая с переменным успехом, но, в конце концов, побеждают Черные, а Данте выступал на стороне Белых.
10 марта 1302 года появляется декрет, в связи с тем, что он не явился на разбирательство его дела лично и не заплатил штраф, то если его захватят власти, то Данте будет заживо сожжен на костре.
Данте в изгнании носил в себе гнев и желал мести, но оторванный от активного участия в общественных делах, поэт ушел в себя, и поэтические силы развернулись в нем еще ярче. «Божественную Комедию», великую свою поэму Данте написал именно в изгнании.
Очень
тяжело определить к
какой эпохе относится
гениальное произведение,
исследователи видят
в нем средневековые
и ренессансные черты.
Во время средневековья
в Европе огромную
роль играла католическая
церковь, отрицающая
индивидуальность (перед
Богом все равны).
Но в Возрождении
человек становится
центром Вселенной,
мерилом всех вещей.
Дате родился в
период позднего средневековья,
но в это время
уже получают распространение
ренессанские мотивы.
Может в этом и
есть секрет Данте: безграничная
вера в Бога, желание
отречься от всего
ради Него, но и желание
творить – возвысить
свое Я, оставить след
в истории, желание,
чтобы о тебе помнили
потомки, оставить что-то
неповторимое - и это
ему удалось.
Вселенная Данте.
Мысль Данте о жизни неделима и универсальна; она, как говорят в наше время, интегральная. Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология - замечательная поэтическая картина вселенной. Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются луна, меркурий, венера, солнце и другие планеты. В северной, худшей части земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это ад, сосредоточенный центр мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в аду совсем нет света .Поэтому в аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.
Ад Данте представляет в виде воронки, некими ступенями или кругами, уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада – определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок.
Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию Света. Он сам в известном письме Кан Гранде, написанном по-латыни, сказал, что сюжет «Комедии» - попросту состояние душ после смерти, а в аллегорическом смысле — то, что человек своими заслугами или проступками сам создает себе награду или казнь. Джакопо ди Данте, сын поэта, развил эту мысль. В прологе к его комментариям читаем, что «Комедия» стремится показать в аллегорической форме три состояния человека: в первой части, именуемой ад, рассматривается порок, во второй части, названной чистилище, переход от порока к добродетели. И конечно третья часть это Рай. Чтобы постичь высшее благо, человеку необходимы и высшая добродетель и блаженство. Так понимали и прочие комментаторы древности, к примеру, Джакомо дела Лора объясняет: «Поэт разделил книгу на три части — Ад, Чистилище и Рай, чтобы показать, что жизнь возможна в трех видах: жизнь порочных, жизнь кающихся и жизнь добрых». Еще одно достоверное свидетельство: Франческо да Бути, изучавший «Комедию» в конце XIX в., говорит: «Сюжет поэмы буквально — состояние души, разлученной с телом, а морально — кары и награды, которые достанутся человеку вследствие свободы воли».
Вселенная Данте обусловлена астрономией Птолемея и христианской теологией. Земля — неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) — гора Сион; на востоке, в 90° от горы, кончается река — Ганг, в 90° на западе — рождается река Эбро. Южное полушарие покрыто водой и запретно для человека. В центре его — гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Девять кругов состоящих из руин, их топография ужасна. Первые пять образуют «верхний Ад», последние четыре «нижний» город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри - гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески. В вершине конуса - Люцифер, «червь, который пронзает землю». Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища.
Люцифера
(он же Вельзевул, дьявол)
Данте называет Дит (Dis),
это латинское
имя царя Аида, или
Плутона, сына Кроноса
и Реи, брата Зевса
и Посейдона. По латински Lucifer
означает Светоносец.
Прекраснейший из ангелов,
он за мятеж против Бога
был наказан уродством.
Происхождение Ада по
Данте таково: Восставший
против бога ангел вместе
со своими сторонниками (демонами)
был низвергнут с девятого
неба на Землю и, вонзившись
в нее, продолбил впадину -
воронку до самого центра
– центра Земли, Вселенной
и всемирного тяготения:
дальше падать уже некуда.
Застрял там в вечных
льдах. Образовавшаяся
воронка - подземное
царство - это и есть
Ад, ждущий грешников,
которые по ту пору еще
и не родились, поскольку
Земля была безжизненной.
Зияющая рана Земли
тут же затянулась. Сдвинутая
в результате столкновения,
вызванного падением
Люцифера, земная кора
закрыла основание конусообразной
воронки, вспучившись
в середине этого основания
горой Голгофой, а с
противоположной стороны
воронки - горой Чистилища.
Вход в подземелье Ада остался сбоку, близ края углубления, на территории будущей Италии. Как видно, многие образы (реки преисподней, вход в нее, топология) были взяты Данте из античных источников (Гомер, Вергилий).
Обращение
Данте к античным
писателям (и прежде
всего Вергилию, фигура
которого непосредственно
выведена в поэму
в качестве проводника
Данте по аду) является
одним из главных
симптомов подготовки
Ренессанса в его
творчестве. "Божественная
комедия" Данте - не
боговдохновенный текст,
а попытка выразить
некий опыт, откровение.
И поскольку именно
поэту открыт способ
выражения высшего
мира, то он и выбран
проводником в
потусторонний мир.
Влияние “Энеиды”
Вергилия сказалось
в заимствовании
у Вергилия отдельных
сюжетных деталей
и образов, описанных
в сцене нисхождения
Энея в Тартар с
целью повидать своего
покойного отца.
Ренессансные составляющие поэмы Данте
Ренессансные
элементы ощущаются
как в самом
переосмыслении роли
и фигуры проводника
по загробному миру,
так и в переосмыслении
содержания и функции
“видений”. В чем же
состоят эти отличия?
Во-первых, язычник Вергилий
получает у Данте роль
ангела-проводника средневековых
“видений”. Правда,
Вергилия вследствие
толкования его 4 эклоги
как предсказания о
наступлении нового
“золотого века справедливости”
причисляли к провозвестникам
христианства, так что
он был фигурой как бы
ни совсем языческой,
но все, же такой шаг
Данте можно было назвать
по тем временам достаточно
смелым.
Второе существенное
отличие состояло в
том, что задача средневековых
“видений” заключалась
в том, чтобы отвлечь
человека от мирской
суеты, показать ему
греховность земной
жизни и побудить обратиться
мыслями к загробной.
У Данте же форма “видений” использована с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни. Он творит суд над человеческими пороками и преступлениями не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имя ее исправления, чтобы заставить людей жить более правильно. Он не уводит человека от действительности, а наоборот, погружает в нее.
В отличие от средневековых "видений", ставивших целью обратить человека от мирской суеты к загробным мыслям, Данте использует форму "видений" для наиболее полного отражения реальной земной жизни и прежде всего для суда над человеческими пороками и преступлениями во имя не отрицания земной жизни, а ее исправления. Третье отличие состоит в пронизывающем всю поэму жизнеутверждающем начале, оптимизме, телесной насыщенности сцен и образов.
По сути, всю "Комедию" сформировало стремление к абсолютной гармонии и вера в то, что она практически достижима. Отсюда глубинный оптимистический смысл сверхматериальной, математически четкой геометрии ада, который заключался в том, что строгая геометрическая пропорциональность "Комедии" и самого Ада. Господствующая в них символика чисел суть отражение веры, представления и стремления к мировой абсолютной гармонии, слиянию с Богом в дантевском Раю, к примеру, тоже истаивает бытийность тел, но там она растворяется в божественном свете соединения, который, преодолевая телесную непроницаемость и смешивая свои лучи, выражает вовне это взаимопроникновение душ.
Противоречия между средневековой и ренессансной мировоззренческой и художественной системами наблюдаются также в трактовке назначения и функций ада. Даже там человек у Данте является, прежде всего, личностью со своим голосом, историей, мнением, судьбой.
В
аду Данте торжествует
справедливость. Данте
чтит высшее правосудие,
обрекшее грешников
на мучения в преисподней,
но в то же время
там царит свобода
воли в праве на
собственную оценку,
реакцию на приговор,
на личное отношение
к грешникам. Данте
приносит в ад собственную
человеческую индивидуальность,
и именно она преобразует
средневековый комический
стиль, принятый до того
в описании адских
сцен и обитателей
ада в соответствии
с эстетической системой
средневековой смеховой
культуры. У Данте
комизм адских сцен
особого рода: поэт
сознательно стремился
к абсолютному
комизму, исключающему
всякий юмор, и отсутствие
у него снисходительности
и мягкости к обитателям
ада не отрицает его
способности к
обладанию комическим
даром. Поразительно
другое. Не покушаясь
на высшую справедливость,
Данте изображает
ад и его обитателей,
опираясь на личный
жизненный опыт и
руководствуясь собственными
чувствами, даже если
они идут вразрез
с нормами средневековой
морали. То есть его
ад - это не аллегории,
а переживания
событий; а символы
суть психологические
характеры.
Описание Ада у Данте
пронизано эмоциональной
сопричастностью, направленной
на то, чтобы ощутить
греховность, а не абстрактность
ада. Потому-то каждому
греху дается фигуральное
выражение.
Удивительно, что Данте сопереживанием возвращает человечность самым страшным грешникам. Способность сострадать грешникам даже в кругу предателей - самого страшного, по мнению Данте, греха- видоизменяет комический стиль даже в самых глубинах преисподней - там, где отрицающий человека комизм должен был бы, казалось, достигнуть своей абсолютности.
В отличие от средневековых "видений", дававших самое общее схематическое изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы и грехи, доводя до чистого реализма.
Самая идея загробного возмездия получает у Данте политическую окраску. Поэтому, помимо морально-религиозного смысла и аллегорий, сближающих комедию с литературой раннего средневековья, многие образы и ситуации имеют политический смысл. Так, дремучий лес, олицетворение земного существования человека и одновременно символ анархии царящей в Италии; Вергилий - земная мудрость и символ гиббелинской идеи всемирной монархии; три царства загробного мира символизируют земной мир, преображенный в согласии с идеей строгой справедливости.
Далее, сам художественный метод Данте выступает связующим мостом между эстетическими системами античности и средневековья. Если в античной трагедии самые необычные вещи совершаются вполне естественно, то в средневековой традиции важное место занимает сверхъестественность, чудесность происходящего. У Данте же еще силен средневековый мотив мученичества, но отсутствует второй столп эстетической системы средневековья - сверхъестественность, волшебство.
В "Божественной комедии" Данте та же естественность сверхъестественного, реальность нереального (реальны география ада и адский вихрь, носящий влюбленных), которые присущи античной трагедии. Так, он точно обозначает расстояние от одной ступени горы чистилища до другой, равное росту трех человек, при описании необычного проводит для наглядности сравнение с хорошо известными вещами, райские сады сопоставляет с цветущими садами своей родины.
Часто Данте иллюстрирует описываемые мучения грешников картинами природы, чуждой средневековым описаниям, а саму мертвую стихию ада – явлениями живого мира.
Реализм Данте в показе мучений грешников находит адекватное выражение в лексике поэмы, в ее образности и стилистике. Слог поэмы отличается сжатостью, энергичностью, весомостью, как выразился один из критиков, “благородной шероховатостью”. Свой стих он приноравливает к описанию явлений, сетуя на то, что он еще недостаточно “хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи”.
Все
отмеченные особенности
“Божественной комедии”
связывают ее с
искусством Ренессанса,
одной из основных
особенностей которого
как раз являлся
напряженный интерес
к земному миру
и человеку. Однако
реалистические тенденции
здесь еще противоречиво
уживаются с чисто
средневековыми устремлениями,
например, с аллегоризмом,
пронизывающем всю
поэму, а также
чисто католической
символикой, так что
каждый сюжетный момент
в поэме истолковывается
в нескольких смыслах:
морально-религиозном,
биографическом, политическом,
символическом и т.д.
Информация о работе Картина Адаи Чистилища в божественной комедии Данте