Каролингское возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 02:08, реферат

Описание работы

цель работы – рассмотреть изменения культуры и идеологии на территории Западной Европы, ограниченной в конечном счете империей Карла Великого, произошедшие в течение IX века. Задачи работы: 1). Описать общее положение в европейском пространстве до изучаемого периода; 2). Изучить идеологию, ставшей руслом для реформ Карла Великого; 3). Рассмотреть изменения в культуре, произошедшие за изучаемый период; 4). Проанализировать исходные данные и сделать заключение. Объектом работы является царствование Карла Великого; предметом – произошедшие при нем изменения культуры.

Содержание

Введение ..........................................................................................................................................3

Глава 1. Франкское королевство как почва развития Каролингской империи.............5

Глава 2. Идеология Карла....................................................................................................7

Глава 3. Достижения культуры и искусства....................................................................10

§ 3.1. История..........................................................................................................10

§ 3.2. Юриспруденция............................................................................................10

§ 3.3. Образование..................................................................................................11

§ 3.4. Изобразительное искусство.........................................................................13

§ 3.5. Архитектура...................................................................................................13

§ 3.6. Музыка............................................................................................................15

§ 3.7. Литература......................................................................................................15

Заключение.......................................................................................................................................16

Список использованных источников и литературы.....................................................................17

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

   § 3.4. Изобразительное искусство

   За  короткий каролингский период Северная Европа познакомилась с римским  искусством, что подготовило почву  для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

   Необычайного  расцвета достигло искусство книжной  миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре.

   Из  всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

   Из  пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён  Карл Лысый).

   Наряду  с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

   В некоторых  миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). 

   § 3.5. Архитектура.

   IX век  имел также решающее значение  для развития церковной архитектуры  на Западе. Всего за время правления Карла было построено 232 монастыря, 27 соборов, 65 дворцов [II, 4]. В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. И два новшества останутся важнейшим наследием этого периода. Одно из них - появление насыщенного символическим смыслом элемента, - поперечного нефа, или трансепта. Благодаря этому линейный (как у древней римской базилики) план церковного здания приобрел форму креста. Трансепт появляется около 800 года в Сен-Морис-д'Ангон, в Кёльнском и Безансонском соборах. В этот же период при строительстве аббатства Сен-Рикье появляется еще одно нововведение, которому было уготовано большое будущее. Это фасад западных храмов с двумя фланкирующими башнями, предвосхитивший будущие порталы романских и готических церквей. Строятся здания-образцы: монастырь Сен-Дени, Фульдское аббатство, императорский дворец и капелла в Ахене. Заказчики и мастерские переезжают с места на место, и анонимные мастера - а они стали восприниматься как люди искусства лишь значительно позже - создают облик будущей Европы, в котором один памятник вторит другому. [II, 2]

   Из  исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800).

   Эйнхард пишет о капелле в Ахене: «Карл  свято и преданно почитал христианскую религию, в которой был наставлен  с детства. Вот почему он воздвиг  в Аахене исключительной красоты  базилику, украсив ее золотом, серебром, светильниками, а также вратами и решетками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо еще, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны» [I, 1]. Это сооружение, находящееся внутри дворца, являлось недосягаемым образцом для зодчих последующего времени. Скорее всего архитекторы Карла, прежде чем построить дворцовый ансамбль, внимательно изучали ранние строения в Риме, Равенне, Милане, Тьере. Возможно, что идея дворца-церкви основана на принципе строительства эпохи императора Юстина (565—578). [II, 4]

   Об  этой капелле стоит рассказать отдельно, чтобы охарактеризовать главную идею Карла, о которой было сказано во второй главе, относительно архитектуры. Послания, зашифрованные в монументальном строительстве так же важны, как и записанные в книгах, дожных храниться века, потому что даже прочнее слов. А структура пространства капеллы в Ахене очень красноречива: здесь можно выделить два уровня – верхний и нижний; при чем на первом находится алтарь Христа, и, напротив него, почти на той же высоте, - королевский трон. Ближайшие сподвижники Карла во время мессы располагались рядом и существенно ниже, так же, как ангелы вокруг Христа. Этим подчеркивалось, что Карл - глава христианского мира, как Христос на небе. [а тчерт его знает, откуда я это взяла]

   В силу военной активности Карла особую роль играют военные укрепления, которые  сами по себе не имеют художественной или какой-либо иной ценности, но являются одной из иллюстраций слияния  германских традиций и романского наследия: крепости времён Каролингов представляли собой в основном дерево-земляные укрепления в духе римского лимеса или варварских городищ: вал с частоколом, окружённый рвом [II, 1]. 

   § 3.6. Музыка.

   Карл  и его приближённые покровительствовали  развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин  Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При  Карле были заимствованы элементы итальянских  обрядов (амвросианского и староримского), что в последствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения – литургической музыки. Кроме того, появилась единая система записи музыки, и обучение музыке вошло в квадривиум. 

   § 3.7. Литература.

   «Также  он [приказал] записать и увековечить и старинные варварские песни, которые воспевали деяния и войны прежних королей. Он положил начало и грамматике родного языка». [I, 1] Однако письменных доказательств этого утверждения Эйнхарда не сохранилось [II, 4]. Также результатом измененных в хрониках и молве походов Карла стали памятники средневековой французской литературы, эпические поэмы, так называемые «Chanson de geste», песни о деяниях, самая знаменитая из которых – Песнь о Роланде, где неудача Карла при Сарагосе была скорректирована на победу. Видимо, это предание долгое время бытовало только в устной форме; о его распространении и времени создания можно судить, например, по данным антропонимики, показывающим, как изменялась популярность имен «Роланд», или, например, «Гвенелон» (она стремительно падала, как подобает репутации антигероя). [II, 6] Значит, если скорректированная версия похода Карла была так стабильна, что отразилась в переписных документах и сохранялась на протяжении долгого времени, можно говорить об успехе политики самого Карла, и отметить ту победу, которую он, как историческая личность, одержал в умах своих подданных, несмотря на то, что его империя оказалась хрупкой и, как известно, скоро распалась – сразу же после царствования его сына.  
 
 
 
 

Заключение

   Итак. Рассмотрев в общих чертах действия Карла Великого, можно видеть следующую  картину.

   На  имевшейся у него почве - оккупированном романо-галльском пространстве, опираясь на принцип экспансии, Карл Великий  предпринял попытку произведения реформ по нескольким аспектам, связанным с централизацией Европы. Путем завоеваний, формально, он объединил под своей властью значительные территории, на которых в дальнейшем будет складываться судьба современных передовых государств с политическим и культурным единством и, в то же время, со множеством противоречий; Карл предпринял попытку с отдаленной перспективой создания Европы, о которой можно сказать: "Европа - это не место, а идея" (Бернар-Анри Леви). Однако изменения произошли не только формальные. Важнейшим достижением Карла стала христианизация огромных территорий и введение единообразия в обрядности. Создавалось и тиражировалось огромное количество информации. Сохранялись тщательно переписываемые античные памятники.Обилие наследия той эпохи - архитектура, рукописи, - позволяет назвать краткий период франкской империи назвать возрождением. При дворе Карла, в так называемой Академии, происходили попытки важного впоследствии синтеза античного наследия с христианскими идеями. Такая деятельность требовала, кроме прочего, людских ресурсов, поэтому была принята политика, направленная на образование населения - при каждом монастыре, которых только при Карле было построено 232, должны были содержаться: школа, скрипторий, библиотека.

   Именно  это, а не попытка создания Империи и восстановления власти Рима, становится главными достижениями Карла. Им были проведены многочисленные войны не только на поле брани, но и в умах. Политическое единство достигнуто не было, и не могло быть; но то, что Карл внес в сознание многочисленных народов, определило во многом развитие средневековой и – в дальнейшем – возрожденческой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 
 
 

I. Источники

   1. Эйнхард.  Жизнь Карла Великого. http://www.vostlit.info/

   2.  Августин Блаженный. О Граде Божием. Цитаты по учебнику Дж.Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. http://www.scribd.com/

   3. Ноткер  Заика. Деяния Карла Великого. http://www.vostlit.info/ 
 
 

II. Литература

   1. Горелов М. М. Войны Карла Великого: создание империи. http://www.monsalvat.globalfolio.net/

   2. Гофф Ле Ж. Становление Европы. Часть I. http://www.gumer.info/

   3. Гофф Ле Ж. Интеллектуалы в средние века. http://www.gumer.info/ 

   4. Комментарии к «Жизнеописанию Карла Великого» http://www.vostlit.info/

   5. Люблинская А. Д. Источниковедение истории Средних веков. http://www.twirpx.com/

   6. Назаренко А.В. Империя Карла Великого. http://www.monsalvat.globalfolio.net/ 

Информация о работе Каролингское возрождение