Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:37, реферат
В качестве самостоятельной отрасли знаний научное исследование организаций возникло лишь в XX в. В течение десятилетий ученые искали наилучшие способы управления фирмами, и модель сопряженных обстоятельств была разработана ими лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Данная теория предполагает, что такие ситуационные факторы как технологии производства и рыночные условия, могут потребовать применения различных методов управления и организации труда.
«Мужественность» - « женственность»
Мужественность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей и не придается особого значения заботе о людях. Женственность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни. Измерение «мужественности - женственности» имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, выбора способа решения наиболее сложных задач, для разрешения конфликтов.
Табл. 4 Характеристика «мужских» и «женских» культур
|
Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью; ценностями, связанными с краткосрочной ориентацией, являются уважение к традициям, выполнению социальных обязательств и стремлению не терять своего лица. В отличие от предыдущих четырех аспектов, для этого показателя таблица различий не составлялась из-за недостаточной изученности этой области.
Табл. 5 Последствия различий национальных культур для процесса работы
|
На
основе различного сочетания этих параметров
Г. Хофстеде провел культурное картирование
организаций многих стран мира. Наиболее
высокая дистанция власти характерна
для латинских, азиатских и африканских
стран, а наиболее низкая - для германских.
Индивидуализм преобладает в развитых
и западных странах, в то время как коллективизм
- в менее развитых и восточных; Япония
занимает промежуточное положение. Наиболее
высокий показатель мужественности - в
Японии, в Германии, Австрии и Швейцарии;
умеренно высокий показатель - в англоговорящих
странах; наиболее низкий - в скандинавских
странах и в Голландии, а умеренно низкий
- в некоторых латинских и азиатских странах
(например, в Таиланде), а также во Франции
и Испании. Показатель стремления избегания
неопределенности самый высокий в латинских
странах, в Японии и странах, говорящих
на немецком языке, а самый низкий - в англоговорящих,
скандинавских странах и китайской культуре.
Долгосрочная ориентация наиболее ярко
выражена в восточных азиатских странах,
особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии
и Южной Корее. По параметрам «дистанция
власти» и «индивидуализм - коллективизм»
было выявлено, что Канада, США, Великобритания,
Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия
имеют тип культуры - низкая дистанция
власти/индивидуализм.Испания, Франция,
Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм.
В таких странах как Пакистан, Турция,
Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия,
Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония
преобладает культура - высокая дистанция
власти/коллективизм.
Оценка
Влияние
исследований Г. Хофстеде не ограничивается
лишь сферой менеджмента. Его работы цитируются
в области межкультурной психологии, коммуникаций,
маркетинга, психиатрии, образования,
социологии организаций, политологии,
антропологии, философии и истории.
В последние годы многие ученые опираясь
на подход и используя различным образом
модифицированные анкеты повторили исследования
Г. Хофстеде; в то же время огромное количество
преподавателей и менеджеров с международным
опытом деятельности почерпнули из его
трудов массу полезных сведений (Sondergaard,
1994). Однако, результаты работ Г. Хофстеде
и сделанные из них выводы должны трактоваться
с большой осторожностью.
Его исследования целиком основывались
на применении анкет, что, очевидно, является
наименее подходящим и наименее желательным
способом изучения культуры. Кроме того,
его респонденты, работники филиалов мультинациональной
корпорации, представляли собой чрезвычайно
ограниченную и недостаточно характерную
выборку из населения своих стран (скорее
средний класс, рабочий или деревенский).
Исследуемой компанией была американская
корпорация с хорошо известной прочной
организационной культурой, которая вполне
могла “сгладить” некоторые проявления
местных национальных культур.
Подобное ограниченное представление
национальной культуры дает упрощенную
и искаженную картину реального мира.
Национальная культура является слишком
тонким и сложным явлением, чтобы его можно
было отображать подобным образом. Например,
слишком просто будет сказать, что страна
А отличается более слабым стремлением
избежать неопределенности по сравнению
со страной Б. На самом деле страна А может
иметь более высокий индекс стремления
избегания неопределенности при приобретении
навыков вождения, но более низкий в отношении
сексуального поведения молодежи по сравнению
со страной Б (Chapman and Antoniou, 1994). Показатель
дистанцирования власти также во многом
зависит от ситуации: индийские мужчины
в большей мере ощущают свою власть над
женой дома, чем на работе, когда, муж, к
примеру, является управляющим фирмой,
а его жена — ее владельцем и председателем
совета директоров. Фактически может иметься
множество сложных причин, по которым
люди могут по-разному вести себя в разных
условиях. Поэтому кажется спорным представление
о том, что результаты Г. Хофстеде отражают
ценности и мнения крупной выборки работников,
связанные с их конкретной трудовой средой
в период проведения исследования.
Причинные связи, которые, по мнению Г.
Хофстеде существуют в целом между культурными
факторами (измерениями) с одной стороны
и поведением работников в контексте трудового
процесса или национального развития
различных стран, с другой, представляются
весьма неоднозначными. Например, в одной
стране стремление избежать неопределенности
может быть причиной низкой текучести
кадров; в другой же она может быть обусловлена
экономическим спадом и высокой безработицей.
В некоторых странах индивидуализм и мужественность
могут связываться с достигнутым экономическим
прогрессом в то время как в других подобный
результат может приписываться патриотизму
и приверженности коллективизму. Если
в организациях в одной стране не используют
слишком много письменных предписаний,
это не обязательно связано с низким индексом
стремления к избеганию неопределенности;
причиной этого может быть высокий процент
неграмотных работников, в особенности
занятых физическим трудом (Tayeb, 1988).
Существует определенная несогласованность
в способах, которыми основные данные,
полученные с помощью анкет, преобразуются
в рассматриваемые нами индексы. Для индексов
дистанцирования власти и избегания неопределенности
мы имеем процентное отношение, которое
увеличивается, уменьшается или умножается
на постоянные числа; для индексов индивидуализма
и мужественности именно факторный анализ
определяет, какие показатели следует
включать в каждый индекс. Кроме того,
считается, что сами индексы должны быть
“экологически чистыми” и использоваться
лишь в сравнительных исследованиях, охватывающих
более десяти стран.
Наконец, взаимосвязи между четырьмя измерениями
связанных с воздействием ценностей и
мнений и структурой организаций, работники
которой участвуют в опросе, не подвергались
эмпирическому исследованию. Эти взаимосвязи
являются концептуальными и умозрительными.
Выводы о значительном влиянии культурных
факторов на структуру организации основывались
на теоретических спекуляциях и “послесобытийном”
подтверждении результатами других исследований,
а не просто “реальными” доказательствами
(Tayeb, 1994). Например, мы не знаем, как
был организован каждый из этих филиалов
международной корпорации, в процессе
обследования которых определялись мнения
сотрудников и общие для них ценности.
Выводы
Мы живем в стремительно “сжимающемся” мире, глобализация которого заставляет нас поддерживать все более тесные и разнообразные контакты друг с другом. Понимание других людей и их образа жизни имеет важнейшее значение для успеха социальных и деловых взаимодействий. Ученые, изучавшие и сравнивавшие организации с точки зрения особенностей их культур, установили, что: (1) в разных обществах культурные ценности и установки различны, причем в некоторых случаях эти различия могут быть чрезвычайно глубокими; (2) в силу несхожести установок общих ценностей в одних и тех обстоятельствах группы представителей разных культур по-разному ведут различным образом; (3) культура играет важную роль в формировании производственных организаций и прочих социальных институтов. Важность роли Г. Хофстеде в развитии понимания этих факторов является несомненной. Он указал способ и обеспечил теоретическую основу, которые помогут ученым с новой точки зрения объяснять практикам менеджмента будущие результаты их усилий. Кроме того, благодаря его открытиям руководители международных фирм смогут лучше понимать многообразие культурных традиций своих сотрудников.
Информация о работе Какое прикладное значение имеет типология организационной культуры Г.Хофстеде