Какое прикладное значение имеет типология организационной культуры Г.Хофстеде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:37, реферат

Описание работы

В качестве самостоятельной отрасли знаний научное исследование организаций возникло лишь в XX в. В течение десятилетий ученые искали наилучшие способы управления фирмами, и модель сопряженных обстоятельств была разработана ими лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Данная теория предполагает, что такие ситуационные факторы как технологии производства и рыночные условия, могут потребовать применения различных методов управления и организации труда.

Работа содержит 1 файл

прикладное значение типологии организационной культуры Г.Хофстеде.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 

   «Мужественность» - « женственность»

Мужественность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей и не придается особого значения заботе о людях. Женственность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни. Измерение «мужественности - женственности» имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, выбора способа решения наиболее сложных задач, для разрешения конфликтов. 

Табл. 4 Характеристика  «мужских» и «женских» культур

Параметры культуры «Мужская» культура «Женская» культура
Роль  мужчины и женщины Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать  детей Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей
Доминирование Мужчина должен доминировать в любой ситуации Различие  между полами не влияет на занятие  властных позиций
Главная ценность Успех - единственное, что значимо в  жизни Качество  жизни
Жизнь и работа Жить  для работы Работаю, чтобы жить
Что является важным Деньги  и хорошие материальные условия Мужчины и окружение
Стремление Всегда  быть лучшим Ориентация  на равенство, не пытаться казаться лучше  других
Отношение к свободе Независимость Солидарность
Чувство Уважать тех, кто добился успеха Сочувствие  неудачникам
Принятие  решений Логика Интуиция

Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью; ценностями, связанными с краткосрочной  ориентацией, являются уважение к традициям, выполнению социальных обязательств и стремлению не терять своего лица. В отличие от предыдущих четырех аспектов, для этого показателя таблица различий не составлялась из-за недостаточной изученности этой области.

Табл. 5 Последствия различий национальных культур для процесса работы

Культура  с небольшой дистанцией власти Культура  с большой дистанцией власти
Иерархия  означает неравенство ролей, основанное на полезности и необходимости

Подчиненные ожидают консультаций со стороны  руководства.

Идеальный руководитель - изобретательный демократ.

Иерархия  означает существующее неравенство.

Подчиненные рассчитывают на то, что им скажут, что  нужно делать.

Идеальный руководитель - благосклонный автократ (хороший отец).

Культура  с развитым коллективизмом Культура  с развитым индивидуализмом
Ценностные  стандарты различаются внутри групп  и вне их: сепаратизм.

Другие  люди оцениваются как члены их группы.

Более важны взаимоотношения между  людьми, чем задачи.

Отношения между работодателем и наемным  работником строятся на основе моральной модели.

Одни  и те же ценности применимы ко всем: универсализм.

Другие  люди оцениваются как потенциальные  ресурсы.

Более важны задачи, чем взаимоотношения.

Отношения между работодателем и наемным  работником строятся на основе расчета

Женственная культура Мужественная  культура
Излишняя  самоуверенность осмеивается.

Сотрудники  согласны работать за более низкие ставки оплаты труда.

Фокус на качество жизни.

Интуиция.

Излишняя  самоуверенность высоко ценится.

Сотрудники  согласны работать только за более высокие ставки оплаты труда.

Фокус на карьерный рост.

Решительность.

Культура  с низким стремлением  избежать неопределенности Культура  с высоким стремлением  избежать неопределенности
Неприятие правил - писаных или неписаных.

Низкий уровень формализации и стандартизации.

Терпимость  к людям с отклоняющимся поведением и идеями.

Эмоциональная потребность в правилах - писаных  или неписаных.

Высокий уровень формализации и стандартизации.

Нетерпимость  к людям с отклоняющимся поведением и идеями.

На  основе различного сочетания этих параметров Г. Хофстеде провел культурное картирование организаций многих стран мира. Наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских  стран, а наиболее низкая - для германских. Индивидуализм преобладает в развитых и западных странах, в то время как коллективизм - в менее развитых и восточных; Япония занимает промежуточное положение. Наиболее высокий показатель мужественности - в Японии, в Германии, Австрии и Швейцарии; умеренно высокий показатель - в англоговорящих странах; наиболее низкий - в скандинавских странах и в Голландии, а умеренно низкий - в некоторых латинских и азиатских странах (например, в Таиланде), а также во Франции и Испании. Показатель стремления избегания неопределенности самый высокий в латинских странах, в Японии и странах, говорящих на немецком языке, а самый низкий - в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре. Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее. По параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры - низкая дистанция власти/индивидуализм.Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм. В таких странах как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает культура - высокая дистанция власти/коллективизм.  

Оценка

Влияние исследований Г. Хофстеде не ограничивается лишь сферой менеджмента. Его работы цитируются в области межкультурной психологии, коммуникаций, маркетинга, психиатрии, образования, социологии организаций, политологии, антропологии, философии и истории. 
В последние годы многие ученые опираясь на подход и используя различным образом модифицированные анкеты повторили исследования Г. Хофстеде; в то же время огромное количество преподавателей и менеджеров с международным опытом деятельности почерпнули из его трудов массу полезных сведений (Sondergaard, 1994). Однако, результаты работ Г. Хофстеде и сделанные из них выводы должны трактоваться с большой осторожностью. 
Его исследования целиком основывались на применении анкет, что, очевидно, является наименее подходящим и наименее желательным способом изучения культуры. Кроме того, его респонденты, работники филиалов мультинациональной корпорации, представляли собой чрезвычайно ограниченную и недостаточно характерную выборку из населения своих стран (скорее средний класс, рабочий или деревенский). Исследуемой компанией была американская корпорация с хорошо известной прочной организационной культурой, которая вполне могла “сгладить” некоторые проявления местных национальных культур. 
Подобное ограниченное представление национальной культуры дает упрощенную и искаженную картину реального мира. Национальная культура является слишком тонким и сложным явлением, чтобы его можно было отображать подобным образом. Например, слишком просто будет сказать, что страна А отличается более слабым стремлением избежать неопределенности по сравнению со страной Б. На самом деле страна А может иметь более высокий индекс стремления избегания неопределенности при приобретении навыков вождения, но более низкий в отношении сексуального поведения молодежи по сравнению со страной Б (Chapman and Antoniou, 1994). Показатель дистанцирования власти также во многом зависит от ситуации: индийские мужчины в большей мере ощущают свою власть над женой дома, чем на работе, когда, муж, к примеру, является управляющим фирмой, а его жена — ее владельцем и председателем совета директоров. Фактически может иметься множество сложных причин, по которым люди могут по-разному вести себя в разных условиях. Поэтому кажется спорным представление о том, что результаты Г. Хофстеде отражают ценности и мнения крупной выборки работников, связанные с их конкретной трудовой средой в период проведения исследования. 
Причинные связи, которые, по мнению Г. Хофстеде существуют в целом между культурными факторами (измерениями) с одной стороны и поведением работников в контексте трудового процесса или национального развития различных стран, с другой, представляются весьма неоднозначными. Например, в одной стране стремление избежать неопределенности может быть причиной низкой текучести кадров; в другой же она может быть обусловлена экономическим спадом и высокой безработицей. В некоторых странах индивидуализм и мужественность могут связываться с достигнутым экономическим прогрессом в то время как в других подобный результат может приписываться патриотизму и приверженности коллективизму. Если в организациях в одной стране не используют слишком много письменных предписаний, это не обязательно связано с низким индексом стремления к избеганию неопределенности; причиной этого может быть высокий процент неграмотных работников, в особенности занятых физическим трудом (Tayeb, 1988). 
Существует определенная несогласованность в способах, которыми основные данные, полученные с помощью анкет, преобразуются в рассматриваемые нами индексы. Для индексов дистанцирования власти и избегания неопределенности мы имеем процентное отношение, которое увеличивается, уменьшается или умножается на постоянные числа; для индексов индивидуализма и мужественности именно факторный анализ определяет, какие показатели следует включать в каждый индекс. Кроме того, считается, что сами индексы должны быть “экологически чистыми” и использоваться лишь в сравнительных исследованиях, охватывающих более десяти стран. 
Наконец, взаимосвязи между четырьмя измерениями связанных с воздействием ценностей и мнений и структурой организаций, работники которой участвуют в опросе, не подвергались эмпирическому исследованию. Эти взаимосвязи являются концептуальными и умозрительными. Выводы о значительном влиянии культурных факторов на структуру организации основывались на теоретических спекуляциях и “послесобытийном” подтверждении результатами других исследований, а не просто “реальными” доказательствами (Tayeb, 1994). Например, мы не знаем, как был организован каждый из этих филиалов международной корпорации, в процессе обследования которых определялись мнения сотрудников и общие для них ценности.

Выводы

Мы живем  в стремительно “сжимающемся” мире, глобализация которого заставляет нас  поддерживать все более тесные и разнообразные контакты друг с другом. Понимание других людей и их образа жизни имеет важнейшее значение для успеха социальных и деловых взаимодействий. Ученые, изучавшие и сравнивавшие организации с точки зрения особенностей их культур, установили, что: (1) в разных обществах культурные ценности и установки различны, причем в некоторых случаях эти различия могут быть чрезвычайно глубокими; (2) в силу несхожести установок общих ценностей в одних и тех обстоятельствах группы представителей разных культур по-разному ведут различным образом; (3) культура играет важную роль в формировании производственных организаций и прочих социальных институтов. Важность роли Г. Хофстеде в развитии понимания этих факторов является несомненной. Он указал способ и обеспечил теоретическую основу, которые помогут ученым с новой точки зрения объяснять практикам менеджмента будущие результаты их усилий. Кроме того, благодаря его открытиям руководители международных фирм смогут лучше понимать многообразие культурных традиций своих сотрудников.

Информация о работе Какое прикладное значение имеет типология организационной культуры Г.Хофстеде