Эволюция политической мысли в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вальтер – по выбору)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение эволюции политической мысли в эпоху Просвещения.

Для достижения данной цели выполним следующие задачи:

1. познакомимся с основными идеями эпохи Просвещения

2. Рассмотрим «Принцип естественного права»

3. Познакомимся с Теорией общественного договора

4. Раскроем обоснование необходимости разделения властей.

В заключение работы сделаем выводы.

Содержание

Введение 3
1. Основные идеи эпохи Просвещения 4
2. Принцип естественного права 6
3. Теория общественного договора 9
4. Обоснование необходимости разделения властей 12
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Эволюция политической мысли в эпоху Просвещения.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Точка зрения Руссо отвечала требованиям  времени и обосновывала революционные  процессы во Франции конца 18 века. Если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

     Теория  разделения властей воспринята конституциями  многих стран,  хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII века18.

     Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая  долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом “Новом свете” появилось “новое” по своей сути государство.

     Наиболее  полно принцип разделения властей  проведён в Конституции США 1787 года, в форме президентской республики. Основные черты этой формы правления - строгое разделение властей, президент избирается внепарламентским путём, возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти, обладает правом отлагательного вето и не вправе распускать парламент. Такая форма правления может функционировать независимо от системы партий, однако она не предусматривает механизмов разрешения конституционных кризисов.

     С течением времени концепция разделения властей стала подвергаться модификациям, в конституциях стали появляться положения, уходившие от первоначальных жёстких схем. Авторы принципа разделения властей предполагали верховной законодательную власть, однако в течение ХIХ-ХХ веков в различных государствах усиливалась не законодательная, а исполнительная власть, что объясняется усложнением управления в условиях индустриального и информационного общества. Там же, где сильна была законодательная власть, она оказывалась под сильнейшим влиянием политических партий, что при многопартийной системе приводило к неустойчивости системы государственной власти и частой смене правительств, при однопартийной системе - к диктату партии. В современном понимании концепции разделения властей речь идёт не о разделении трёх абсолютно независимых властей, а о разделении единой государственной власти на  три «ветви власти», организационно и функционально самостоятельные. Не может быть нескольких властей в едином государстве, и не могут «ветви власти» действовать в изоляции друг от друга. Наоборот, участвуя в осуществлении функций государства, в решении государственных задач, государственные органы неизбежно втягиваются во взаимодействие. Кроме того, всё большее распространение получили государственные органы с особым статусом, не входящие в традиционную триаду «ветвей власти», в научных трудах и некоторых конституциях появились положения об избирательной, учредительной, контрольной, информационной власти и других её «ветвях» и «ответвлениях». Есть такие органы и в России, и о них речь пойдёт ниже.

     Обобщая вышесказанное, отметим общие тенденции развития концепции разделения властей в мировой конституционной практике:

     1) утверждение единства государственной  власти,

     2) дифференциация власти, обособление  «ветвей» и «ответвлений» государственной власти,

     3)  сближение форм правления, распространение смешанной формы правления,

     4) усиление исполнительной власти19. 
 

 

Заключение 

     В заключение работы сделаем вывод. Итак, на рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.

     Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

     В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».

     Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлении, нравов, традиций.

     Главная ставка делалась на энергичное распространение  рационального знания, преодоление  темноты и невежества масс, на внедрение  в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

     В разных формах, пропорциях, отражая  национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими  факторами, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, и др.

     Список  литературы 

    
  1. Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988.
  2. Баскин, М. П. Монтескье / М. П. Баскин – М., 1975.
  3. История политических и правовых учений / Под общ. ред. акад.РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. – М., 2000. С.148-149.
  4. Дворцов, А. Т. Ж.-Ж. Руссо. Демократические принципы «Общественного договора» / А. Т. Дворцов – М. : Наука, 1980. – С. 42.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2002.
  6. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под редакцией академика О.Е.Кутафина. – 7-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2006. С. 123.
  7. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С.112.
  8. Теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. – М., 1994. С. 269-285.
  9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. проф. В.Г.Стрекозова. М., 1988. С.139-153.
  11. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С.4.
  12. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. – М., 1994.

Информация о работе Эволюция политической мысли в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вальтер – по выбору)