Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:46, курсовая работа
В этой курсовой работе я постаралась выявить сходства и различия в существующих идеологиях современного терроризма.
При написании работы используется сравнительный метод и метод анализа.
Задачами данного является ознакомление с идеологией социального, националистического и религиозного терроризма как теоретического обоснования деятельности террористических организаций.
Введение
Глава 1.Истоки и тенденции развития этнического терроризма в х х веке.
1.1.Истоки этнического терроризма.
1.2. Понятие и тенденции терроризма.
Глава 2.Религиозный терроризм.
2.1.Исламский религиозный терроризм.
2.2.Предупреждение терроризма.
Заключение.
Список использованной литературы.
Террористическая
активность в Азии значительно
увеличилась в конце 80-х гг..
В 1987 году там было совершено
544 теракта. Терроризм по
В Шри-Ланке, помимо сражений между правительственными войсками и тамильскими повстанцами, террористами (тамильскими сепаратистами) было совершено значительное число террористических актов (наиболее крупный —взрыв в Коломбо в апреле 1987 года, погибло 13 человек, 200 — ранено). Самой жестокой из террористических групп этнического характера была организация «Тигров освобождения». Это одна из мощных подпольных армий мира. Ее руководитель В.Прабхакаран.
Наибольший
размах в Европе приобрели
террористы Испании и Ирландии
(в 1988 году соответственно 163 и
136 террористических акта). Терроризм
в Испании в основном связан
с деятельностью баскского
Число террористических инцидентов в Африке в 1988 году увеличилось по сравнению с 1987 г. на 162 % (257 актов). Лидер — Южная Африка – 172 инцидента. Террористические акты там осуществляются преимущественно организацией «Африканский национальный конгресс».
На территории СНГ
за последние годы
Начиная с 1988 года в странах Среднего Востока, Азии и Африки увеличилось число новых выступлений, в том числе и террористических актов, локальных восстаний, партизанских войн. Эти же показатели стали увеличиваться и в развитых индустриальных странах, Латинской Америке и посткоммунистических государствах с 1990-1992 годов.[11]
Помимо того, что число террористических актов постоянно увеличивается (в 1985 г. — 800, в 1987 – 832), они становятся все более жестокими и все чаще направлены против населения. Если в 70-ые годы 80 % акций были направлены против собственности и 20 % -- против людей, то в 1986 году 50 % направлены против собственности и 50 % -- против людей.[12]
Самая крупная
перемена последних
В конце XX века
терроризм не исчез, став
Идет процесс формирования долговременных очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и терроризма. Происходит углубление влияния этноклановых и иных корпоративных групп на развитие конфликта. А так же обострение этноцентристские и религиозно ортодоксальные течения.
Современный терроризм все в большей мере принимает интернациональный характер, выражающийся не только в координации действий с аналогичными зарубежными группировками, но и непосредственном участии иностранных граждан в террористической деятельности на территории различных стран.[13]
Характерные признаки терроризма, представленные нам современной историей многократно, - согласованная массовая акция и использование смертников. Это так называемый “новый стиль” исламского терроризма, пришедший вместе с новым поколением, осененным исламской революцией Хомейни и революцией в Афганистане. Никогда прежде религиозные мотивы не играли такой роли в борьбе палестинцев, и вполне светское окружение Арафата тонет в море нетерпимой молодежи, подавляющей части палестинской общины.
Заслуживает серьезного внимания такая тенденция в развитии терроризма как приобретение им долговременного фактора в современной политической жизни. Терроризм за последние несколько десятилетий превратился в устойчивый феномен социально-политических отношений в основных регионах мира. Он приобрел социальную устойчивость в значительной мере за счет вовлечения на разных этапах послевоенной истории в экстремистскую террористическую деятельность все новых групп населения и общественно-политических объединений, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению. Другой фактор определяющий долговременность существования терроризма состоит в недостаточной эффективности антитеррористической деятельности, отсутствии у общества оптимальных подходов к определению результативных путей противодействия терроризму.[14]
История
показывает, что терроризм редко
достигает поставленных
Некоторые
ученые считают, что терроризм
может быть эффективным потому,
что в некоторых случаях
Кровавые этнические
конфликты на Балканах, Кавказе, в
Африке, Латинской Америке, новый
всплеск воинственного
Таким образом можно сделать некоторые обобщения, основанные на достоверно установленных тенденциях мирового развития за последние 50 лет.
- Стремительными темпами нарастает терроризм, привязанный к местам конфликтов, носящих сугубо этнический характер. Это всегда борьба за землю, осложненная часто религиозным противостоянием.
- Противоречия порождающие этот терроризм, все больше выстраиваются по оси Север-Юг. Россия на Севере, Юг – мусульманский.
- Бурный технический прогресс дает все более страшное оружие в руки террористов. По мере развития цивилизации масштабы и последствия терактов усугубятся.
- Примеры успешного решения этнических конфликтов чисто военными средствами за последние полвека неизвестны.
- Примеры политического или комбинированного военно-политического решения таких конфликтов есть.
- Расширяющаяся пропасть
между общественным сознанием
развивающихся стран и
Глава 2. Религиозный терроризм.
2.1Исламский религиозный терроризм
Связь
между религией и терроризмом
- явление не новое. Сопротивлени
Рассмотрение
религиозного терроризма
В 50-х годах идеологом братьев становится Сейид аль-Кутб, придерживающейся гораздо более радикальных взглядов. В 1965 году он выпускает книгу «Вехи на пути», которая становится библией исламского экстремизма. Аль-Кутб не надеялся на мирную победу исламских идей в современном арабском обществе, под влиянием его идеи организация стала экстремистской, широко использующей террористические методы. Он считал, что оно находится в состоянии «джахилийя» (доисламского варварства), являясь слабым в нравственном отношении и уязвимым. Истинно верующие должны объединиться и отделиться от такого общества. Аль-Кутб считал джихад гражданской войной истинно верующих против «неверного общества». Ему принадлежит известный лозунг: «Аллах – идеал, пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха заветная мечта».
Движение
«Хезболлах» было учреждено в
Иране аятоллой Хомейни для
борьбы с оппозицией. Уже в
самом названии – «Партия
В
основе этого учения лежит
положение, что ислам не
Из этой идеи можно сформулировать основные задачи «Хезболлах»:
1. Отмена конфессиональной системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата.
2. Сопротивление
влиянию империализма и
3. Объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма.
4. Борьба с Израилем и освобождение от него Иерусалима и Палестины.
Для
достижения своей главной цели
– установление исламского
В
то же время конфликт с
· между «властителями мира» и «растоптанными мира»
· культурной войны между Западом и исламским миром.
· борьбы между иудаизмом и исламом. Израиль является порождением западного империализма, и был создан для утверждения влияния запада на Ближнем Востоке и использования ресурсов арабских стран. Следовательно, Израиль — это ни что иное, как источник зла и насилия на Ближнем Востоке, главное препятствие исламскому объединению, и он должен быть уничтожен. Изображение Израиля как инструмента Запада, абсолютно чужого в регионе, является основой большинства заявлений, писем, речей лидеров и представителей «Хезболлах».
«ХАМАС» означает усердие. Движение возникло в 1987 году под руководством шейха Ахмеда Яссина.
Политической платформой движения ХАМАС является документ «Путь Аллаха». В статье 6 документа «Путь Аллаха» определены цели движения: «Исламское движение сопротивления — это различные палестинские организации, преданные Аллаху и чей жизненный путь — ислам. Мы стремимся водрузить знамя Аллаха на всей территории Палестины». Освобождением Палестины должны заниматься не только ее жители, но и каждый мусульманин: «Палестина — исламская земля. Освобождение Палестины — священная обязанность каждого мусульманина, где бы он ни находился» (статья 13).
Если
любая мусульманская земля