Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:23, контрольная работа
Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Такое знание может носить как эмпирически конкретный характер, так и подниматься до теоретических обобщений, вскрывающих сущность этого процесса.
Без идеи Бога, придающего пониманию добра и зла единое, объективное и общезначимое содержание, нравственные ценности как бы теряют опору, и торжествует безверие, аморализм, и бездуховность.
Бездуховность равняется здесь с безверием, а безверие якобы уничтожает человеческую мораль. Нравственность теряет свое абсолютное основание, понятия о добре и зле лишаются объективности и становятся относительными. У каждого свое понимание, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Но релятивизм всегда был теоретическим оправданием своеволия и аморализма.И такое общество оказывается в принципе лишено нравственной культуры и духовности.
Поэтому религия с её регулятивной идеей о существовании Бога оказывается просто необходимой для становления человека как духовного и морального субъекта. Она поэтому всегда брала на себя задачу дать человеку нормы и принципы поведения, основанные на понятиях добра и зла, добродетелей и пороков. Она старалась научить человека пониманию долга и совести, дать ему силы бороться с искушением и соблазном греха. И самое главное - сформулировать доступный широкому пониманию нравственный идеал, наметить путь спасения.
Ведь по сути дела, все современные религии являются различными вариантами учений о спасении, об избавлении от зла и пороков. А спасение там трактуется именно как обретение блаженства посредством следования высшим нравственным ценностям, то есть как обретение нравственного совершенства или приближение к нему.
На этом пути религия все больше превращается из учения о мире в нравственное "жизнепонимание" (В.Н.Шердаков), в этическое учение, дающее человеку нравственные ценности и их обоснование. Наиболее далеко на этом пути продвинулось христианство, которое "из морали сделало бога, создало морального бога" (В.И.Ленин).
Убеждения, что религия культивирует высокую духовность, оказывает в целом благотворное воздействие на мораль, наставляет на путь истинный и предостерегает от греха и пороков весьма сильны даже среди неверующих.
Представления о том, что поддержание авторитета религии способствует улучшению нравов, опираются на историческую практику религии, которая неустанно призывала следовать добру и избегать пороков и преступлений.
Однако статистика преступности и состояние нравов в странах, где уровень религиозности высок, не дает оснований для выводов об успешности таких призывов. Религиозная вера легко уживается с преступлениями и пороками, осужденными религией под страхом небесной кары. И верующий человек далеко не всегда поступает так, как велит ему вера. Но даже тогда, когда он идет на труднейшие испытания и самопожертвования, совершает множество полезных и добрых дел во имя божье, всегда остается сомнение - будучи неверующим, не мог ли он совершать такие же замечательные дела?
Все это свидетельствует о том, что противоположность духовности и бездуховности проходит отнюдь не по линии разграничения религиозной веры и безверия. И верующий зачастую оказывается корыстолюбивым, расчетливым, эгоистичным и лицемерным человеком, но и неверующий с таким же успехом может быть духовно убогим, циничным человеком, отрицающим духовные ценности.
Тем не менее, и верующие, и неверующие оказываются едины в том, что сущностью духовности является именно моральные ценности, мораль. Различие проходит по вопросу о признании природы самих моральных ценностей - даны ли они свыше или являются человеческим установлением.
По сути дела, тут встает вопрос об основании моральных ценностей, об их природе. А это уже вопросы этической культуры, культуры этического мышления и культуры императивно-оценочного освоения действительности.
1.3. Этическая культура как сущность духовной культуры
Таким образом, Становится все более очевидным, что этическая культура занимает особое место в духовной культуре. Это не просто её структурный элемент наряду с познанием, политической, правовой, художественно-эстети- ческой, религиозной и нравственной культурой общества, а некий синтез гуманистического содержания всех её элементов.
При этом этическая культура всегда оказывается синтезом практически-духовного содержания этих составляющих духовной культуры в её гуманистическом аспекте и теоретического осмысления оснований культуры в форме философско-этической рефлексии.
Наиболее полно такое понимание места и роли этического содержания в духовной культуре обосновал А.Швейцер, писавший, что "этическое понятие культуры единственно правомочно", и что "культура есть этика".
Под этической культурой необходимо понимать исторически становящуюся систему духовных ценностей, включающую весьма многообразное содержание.
Это нравственные обычаи и традиции, нравственные качества национального характера и формы их воплощение в культуре личности, это моральные нормы и принципы, мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и достоинстве, укоренившиеся в обществе. Это, наконец, нравственные идеалы, культивируемые в обществе. Этическая культура предстает здесь как процесс нравственного развития человечества, совершенствования его морали.
Но это и рефлексии над этими ценностями в рамках философско-этических теорий и религиозных верований, реализующих себя в теоретических представлениях о сущности морали и её назначении, а также в обосновании мировоззренческих представлений морального сознания. Здесь этическая культура выступает как развитие культуры этического мышления.
По сути дела, становление этической культуры общества отразило процесс становления человеческого начала в человеке, того, что составляет сущность его духовности.
Поэтому вопрос о раскрытии содержания этого процесса оказывается тесно связанным с философским пониманием сущности духовности - является ли духовность изначальной идеальной субстанцией или же порождением развития материи.
В рамках становления этической культуры всякое этическое учение, всякая этическая система, так или иначе, давала ответ на вопрос о природе моральных ценностей, их происхождении, источнике нравственного долженствования, соотношения их с материальными условиями жизни, придавая этим культуре этического мышления философскую определенность. В конкретном рассмотрении вопроса о взаимоотношения морали и действительности конституировались основные направления становления культуры этического мышления.
Наиболее широко были представлены именно теологические, религиозные способы концептуализации морали, исходившие из представления о том, что нравственные ценности есть проявление божественной мудрости и воли, проявление идеального мира или даже некоей Абсолютной Идеи.
Считалось, что именно это придает им необходимый характер объективности и всеобщности, позволяет представить мораль в качестве абсолютного критерия всех разновидностей сферы человеческой духовности. Поэтому религиозные концепции морали всегда оказываются тесно сопряжены с объективно- идеалистической философией.
Однако в процессе становления культуры этического мышления находили место и концепции морали, отвергающие всякую объективную, надиндивидуальную природу моральных ценностей, а вместе с нею и Бога, и мир идеальных сущностей, и единый критерий для измерения направления и ценностного содержания исторического процесса.
Те из них, которые исходили из человеческой свободы и субъективности, были вынуждены обосновывать субъективно-идеалистические философские позиции, ведущие к релятивизации ценностей, к отрицанию единой человеческой морали и её критериев. Тем самым отрицалась и сама идея нравственного развития, следовательно, и совершенствования человеческой духовности. Но и такие учения выполняли своеобразные функции обоснования жизнепонимания и поведения человека в условиях кризиса гуманистических ценностей.
Другие исходили из стремления вывести нравственные ценности из развития материальной действительности, однако результаты такого выведения оказывались зачастую направленными против самой идеи морального совершенствования человека.
Таковыми, например, являются натуралистические концепции нравственных ценностей, которые открывали просто для обоснования совершенно противоположных по своей направленности ценностей.
Наибольший интерес в этом плане представляют такие способы концептуального видения морального способа освоения действительности, которые рассматривали его как выражение специфики социальной формы движения материи.
Такой подход формировался на протяжении всего культурно-исторического развития человечества и в настоящее время представлен в концепции материалистического понимания истории и в различных социокультурных цивилизационных парадигмах. В рамках этих концепций ценностные критерии этической культуры выявлялись в более широком контексте всего общественно-исторического и культурного становления общества.
Материалистическое понимание истории исходило из определяющей роли труда, общественного производства и общения для становления всего социокультурного комплекса и его духовно-нравственной составляющей, а культурологические концепции нравственности делали упор на характере культуры и цивилизации в целом.
Таким образом, этическая культура развивается в парадигмах натуралистических и религиозно-идеалистических способов видения мира, неудовлетворенность которыми приводит к появлению более продуктивных способов понимания нравственных ценностей, которые можно квалифицировать как социокультурные.
Вследствие этого этическая культура неизбежно приобретает такие содержательные черты, которые придают ей религиозный или светский характер.
Признание или отрицание за этическими ценностями объективного содержания и способности самим служить критериями остальных ценностей духовной культуры придает ей абсолютистский или релятивистский характер, могущий сочетаться в различных комбинациях в социально-исторических и культурологических концепциях нравственности.
Трактовка нравственных ценностей как производных и обусловленных другими факторам, доминирующая в истории этической мысли, придает этическим ценностям гетерономный характер. Рассмотрение же их в качестве особого, возвышающего над другими ценностями мира человеческого духа, позволившее выявить специфические характеристики моральной культуры, придавало ей автономный характер.
Первые трактовки опирались возможности установить связи и зависимости моральных ценностей от других факторов опытным путем, и поэтому могли квалифицироваться как эмпирические, вторые - как имеющие априорную природу.
Все эти характеристики этической культуры конкретизировались в способах обоснования ценностей и их реализации. В зависимости от того, что рассматривалось в качестве такого основного фактора, выделялись рационалистическая, сенсуалистическая, эмотивистская, волюнтаристическая, иррационалистическая, деятельностная трактовка этических ценностей.
По своей общей направленности этическая культура всегда оказывается окрашена коллективистским или индивидуалистическим, оптимистическим или пессимистическим духом.
И зачастую этические системы ценностей были построены вокруг основного принципа - перфекционизма, гедонизма, эвдемонизма, ригоризма, утилитаризма,прагматизма, эгоизма, альтруизма, и так далее, выступающего в качестве общей задачи всей системы, что позволяет еще более конкретизировать ценностную определенность системы.
Проникновение в эти характеристики процесса становления этической культуры представляет её во всем богатстве своего содержания, наполняя этим понятие этической культуры теоретическим смыслом.
Комментарии: 3, последний от 02/09/2007.
© Copyright Кондрашов Владимир Александрович (condra@inbox.ru)
Обновлено: 17/02/2009. 63k. Статистика.
Очерк: Философия Ваша оценка:
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Левицкий, Л.Жаков "Охотники на мутантов" А.Рут (И.Сербжинская) "Темный день" Т.Форш "Предсказанный враг" П.Миротворцев "Мертвый Легион" А.Первухина "Обычная злая сказка" А.Круз "У Великой реки. Битва" А.Алисон "Долг платежом красен" Н.Осояну "Первая печать" Д.Аксенов "Самозванец" Д.Казаков "Рыцари королевы Ядвиги" Г.Левицкий "В плену страстей. Женщины в истории Рима" (историч.) В.Поляков, А.Глушановский "Улыбка гусара" М.Макаренков "Стражи. Боги холода" С.Жданова "Поймать Тень" С.Бадей "Лукоморье. Курс боевого мага" А.Имранов "Судьба боится храбрых" В.Русанов "Ворлок из Гардарики" Е.Самойлова "Паутина судеб" В.Горъ (В.Гозалишвили) "Инкуб" С.Садов, И.Эльтеррус "Три дороги во Тьму. Изменение" С.Палий "Санкция на жизнь" Л.Астахова "Злое счастье" О.Верещагин "Красный вереск" А.Астахов "Сын Льва" С.Зайцев "Возвращение к истоку" Ю.Иванович "Невменяемый дракон" С.Бакшеев "Отравленная страсть"
Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"