Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат
Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.
Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.
Декадентство — [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent — упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia — падение] — 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX — н. XX вв, характеризующихся приверженностью к неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Советская критическая
мысль рассматривала
Еще Эмерсон предупреждал, что технические достижения далеко не всегда приносят пользу человеку: «Вещи оседлали человечество и гонят его вперед». Прогресс, угрожающий смертью культуре, техника, зловеще переворачивающая мир человеческих ценностей, — эта проблема со всей остротой была поставлена XIX в. И что такая постановка вопроса не была преждевременной, подтвердило ближайшее будущее — август 1914-го дал рождение новой эпохе «переоценки ценностей».
В XIX веке европейская
и особенно французская литература
была названа декадансом сначала
враждебно настроенными критиками,
а затем этот термин был использован
и самими авторами. Данный термин относился
к авторам конца XIX века, которые
были связаны с движениями символизма
и эстетизма и которые также
сочетали в своём творчестве элементы
более раннего движения романтизма
с его несколько наивным
Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное
движение декаданс — это переходный
этап между романтизмом и
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Если, по
мнению Плеханова, литературное развитие
русского декадентства и не вполне
ещё соответствовало
Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века