Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:12, реферат
Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30–40 г. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII–начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки. Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.
Культурное пространство европейской цивилизации XIX в. Промышленные, социальные, научные революции;
Отражение несоответствия культурных идеалов и буржуазной действительности в искусстве романтизма, критического реализма, импрессионизма;
Выявление тупиков рационализма. Эстетика декаданса.
Во Франции в 30–40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799–1850), написавший 95-томную "Человеческую комедию"; Виктор Гюго (1802–1885), автор романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821–1880), автор романов "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803–1870) — мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX") и др.
В 30–40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812–1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения ("Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие ожидания"), являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863) в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д.Голсуорси в трилогии "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Д.Б.Шоу — один из учредителей "Фабианского общества", создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками". Г.Д. Уэллс — классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена (1828 – 1906), Бьеристьерне Мартиниуса Бьернсона (1832–1910), Кнута Гамсуна (1859 – 1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах "Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа" Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения — одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма — Б.М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах "Банкротство", "Свыше наших сил", а также в стихах. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы "Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория", в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце прошлого века творчество этих норвежских писателей оказало заметное воздействие на общественное сознание и литературное творчество других народов.
Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще А.С. Пушкиным (1799 – 1837), М.Ю. Лермонтовым (1814 – 1841), Н.В. Гоголем (1809 – 1852). Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л.Н. Толстой (1828 – 1910), Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), И.О. Тургенев (1818 – 1883), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), А.П. Чехов (1860 – 1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.
Гениальное творчество Толстого Л.Н. (автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И.С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо").
Творчество М.Е. Салтыкова-
Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки унаследовали и продолжили композиторы "Могучей кучки", созданной М.А. Балакиревым (1827–1910). В нее входили талантливые композиторы: Ц.А. Кюи (1835–1918), М.П. Мусоргский (1839–1881), А.Н. Бородин (1833–1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908). Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского драма А.С. Пушкина; по мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Н.А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка". Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.
Вершин реализма
в музыкальном оперном
На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление — веризм (итал. verismo от vero — истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло (1857–1919), Пьетро Масканьи (1863–1945), Умберто Джордано (1867 – 1948), Джакомо Пуччини (1858 – 1924). Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер — крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие. Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875) — автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.
Романтические традиции
проникли в искусство балета. Известно,
что европейский балет
В XIX в. всемирную славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818 – 1910). В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Баядерка" (1877) и др. Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами — Петром Ильичом Чайковским (1840–1893) и Александром Константиновичем Глазуновым (1865 – 1936). Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица" (1890). В балете "Раймонда" (1898) на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. В лебединых сценах, созданных балетмейстером Л.И. Ивановым (1834 – 1901), получило воплощение сочетание симфонизма и действенности, кордебалета и сольного танца. Л.И. Ивановым поставлен последний балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" (1892), где основная тема — преодоление зла победоносной силой любви и человечности, хотя и претворяется она через детские образы.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814–1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г. Курбе (1819–1877). Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.
Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н. Крамской (1837 – 1887) и критик В.В. Стасов (1824 – 1906). Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.
С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ. Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 – 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов ("Ругон Маккары") Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863 – 1929), Герхард Гауптман (1862 – 1946), американцы Стивен Крейн (1871 – 1990), Фрэнк Норрис (1870 – 1902) и бельгиец Камиль Лемонье (1844 – 1919).
Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.
В конце XIX – начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве — СИМВОЛИЗМ. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 – 1896), Стефан Малларме (1842 – 1898), Артюр Рембо (1854 – 1891), Ж.. Мореас.
Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к "скрытым реальностям", сверхвременной идеальной сущности мира, его "нетленной красоте". Своим искусством они выражали тоску подуховной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве — ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. Impression — впечатление). Его история сравнительно кратковременная — всего 12 лет (от первой выставки картин (1874) до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840–1926), Огюст Ренуар (1841–1919), Эдгар Дега (1834–1917), Камиль Писсаро (1830–1903), Берт Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки это группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.
Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюспт Роден (1840–1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека (скульптуры "Граждане Кале", "Поцелуй", "Мыслитель" и др.).
В России первым последовательным представителем импрессионизма в скульптуре был Паоло Трубецкой (1866–1938). Уже в первых его работах (портрет И.И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, созданных в 1899 г.) проявились черты нового стиля — динамичность форм, бугристость и взрыхленность материала, пронизанность воздухом и светом.
В архитектуре
в последней трети XIX в. новый тип
инженерных конструкций, не пожелавших
рядиться в маскарадные одеяния,
нашел свое выражение в таких
сооружениях, как знаменитая железная
башня, построенная инженером А.Г.
Информация о работе Эстетика и искусство европейской культуры ХIХ века