Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:58, реферат
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего
рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от
человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных
сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при
осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим
потенциалом общества и живущих поколений.
. Введение.
. Основная часть:
. История, условия, механизмы формирования эстетической ценности.
. Эстетические ценности.
. Особенности формирования различных типов эстетической ценности.
. Заключение.
Эстетические категории — это не только более обобщенные понятия, охватывающие собой более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, посредствующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловеческих значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих противоречий, посредствующее звено между сущностью и кажимостью эстетического явления. Эстетические категории — алгебраическая («снятая») форма, обобщенно выражающая арифметические (конкретные) подробности эстетических проявлений материальных и духовных процессов.
Типы эстетических категорий. Каждый тип категорий является соответственно аппаратом того или иного типа анализа эстетического явления, художественного произведения или художественного процесса.
Современная система эстетических категорий включает в себя следующие типы:
Метакатегория (эстетическое).
Категории эстетической деятельности (законы красоты, эстетическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера) — аппарат анализа эстетического освоения мира.
Категории эстетических свойств и
отношения искусства к
Категории гносеологии искусства (
Категории социологии искусства (классовость, партийность, народность, идейность, национальное, интернациональное, общечеловеческое) — аппарат социологического анализа.
Категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, художественность, шедевр) — аппарат ценностного анализа. Категории онтологии искусства (художественное произведение, классика, массовое и элитарное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стилистического анализа.
Категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление, художественные взаимодействия: традиции, отталкивание, влияние; художественный прогресс) — аппарат сравнительного анализа.
Категории антропологии искусства (художник, этап творчества, творческий путь, художественный быт) — аппарат биографического анализа.
Категории творческой генетики искусства (замысел, набросок, черновик, вариант) — аппарат творческо-генетического и текстологического анализа.
Категории психологии искусства (способность, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное воображение) — аппарат творческо-психологического анализа.
Категории восприятия искусства (художественное наслаждение, художественное восприятие, катарсис, «уровень рецепционного ожидания») — аппарат рецепционного анализа.
Категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино, живопись и др.; роды: эпос, лирика, драма, станковая живопись, монументальная живопись и др.; жанры: в литературе — роман, рассказ, новелла, поэма, лирическое стихотворение, аналогично и в других видах искусства) — аппарат межвидового и историко-культурного анализа.
Категории структуры искусства (
Категории теории художественной коммуникации и семиотики искусства (адресат, адресант, знак, метазнак, код, художественное сообщение, интонация) — аппарат семиотического, коммуникативного и интонационного анализа.
Категории теории и методологии художественной критики (интерпретация, оценка, художественный статус произведения; подходы: социологический, конкретно-исторический, сравнительный, биографический, творческо-генетический, структурный анализ, микроанализ, внимательное чтение) — аппарат художественно-критического анализа произведения.
Категории эстетического воспитания (всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические интересы и потребности личности) — аппарат анализа эстетического воздействия искусства.
Категории теории и практики руководства художественной культурой (ангажирование, меценатство, социальный заказ, премия) — аппарат анализа художественной политики.
Обогащение категориального аппарата эстетики происходит: во-первых, путем фиксации результатов теоретического описания художественных явлений и процессов (например, категории: реализм, романтизм, сентиментализм); во-вторых, путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Так, термин риторики — возвышенное — со временем приобрел общеэстетический смысл, из философии были восприняты такие категории, как метод (художественный), концепция (художественная), из психологии — восприятие (художественное); в-третьих, путем придания расширительного значения терминам искусствоведческого аппарата: из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, средний и крупный план; из музыковедения — интонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи — цвет, колорит и т. д.; в-четвертых, путем взаимодействия и синтеза традиционных категорий (например, трагикомическое); в-пятых, путем обогащения эстетики традициями теоретического видения художественных явлений, присущего разным народам; в-шестых, путем корректного использования категориального аппарата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой коммуникации, науковедения, аксиологии, герменевтики и т. д.).
Расширение категориального аппарата эстетики позволяет постичь искусство во всей его сложности и многообразии, помогает более точно и гибко сформулировать законы эстетического и художественного освоения мира.
Искусство является одновременно одной из форм общественного сознания и типом эстетической деятельности, причем специфической ее сферой. В соответствии с этим оно подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам (зависит от экономики, обладает некоторой относительной самостоятельностью, социально-исторически обусловлено в своем развитии, оказывает активное обратное воздействие на действительность), но и метазаконам эстетики, а также специфическим законам собственно художественной деятельности.
В сферу интересов эстетики как науки входят последние две группы законов, раскрывающие существенные и необходимые связи, возникающие в процессе эстетической деятельности и художественного творчества, социального бытия, восприятия и развития искусства. Этому соответствует классификация законов эстетики.
Метазаконы эстетической деятельности характеризуют сущность процесса эстетического освоения мира и сводятся к следующему:
Высшая форма эстетического освоения — искусство, где действуют помимо метазаконов и специфические законы. К ним относятся законы художественного творчества, социального бытия искусства, художественного восприятия и художественного процесса.
Законы художественного
Творчество: а) осуществляется художественно одаренной личностью или коллективом, б) на основе определенного художественного метода, в) протекает в форме образного мышления, г) в процессе которого создается неповторимо оригинальный художественный мир, д) отражающий реальность и воплощающий личность автора.
Законы социального бытия
1) Формой бытия искусства является: а) художественное произведение, б) имеющее видовую, родовую, жанровую определенность и стилистическую характерность, в) осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который в поле культуры и художественной традиции, в поле общественного мнения выявляет свои коммуникативные свойства и передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
2) Искусство:
а) гуманистически
Законы художественного
Законы художественного
Философское, политическое, моральное предстает в искусстве как эстетические ценности. Нельзя согласиться также с тем, что эстетическая деятельность ведется только по законам красоты и, в отличие от художественной, не выходит за пределы творчества по этим законам.
Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Разве подвиг не есть явление героическое с этической точки зрения и возвышенное — с эстетической? И разве не существуют в истории героические эпохи, когда подвиг становится массовым явлением? Отношение возвышенного к деятельности героя, совершающего подвиг, такое же, как отношение прекрасного к деятельности мастера создающего красивую и полезную вещь. В той же степени, в какой правомерно говорить о возвышенном характере эстетической деятельности в подвиге, можно говорить о безобразном и низменном характере подлого поступка.
А разве не существует эстетическая деятельность, созидающая комизм и по своему характеру, содержанию и результату имеющая именно комедийный характер, однако протекающая вне рамок искусства? Разве социальное функционирование шуток, анекдотов, острот, каламбуров не есть форма эстетической деятельности по законам комизма? Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное начало — как в виде идеала, так и в виде отточенности формы остроты. И в данном случае правомерно говорить об универсальном характере категории прекрасного по отношению к эстетической деятельности. Однако этим не снимается вопрос о многообразии ее эстетических форм и о ее базировании не только на законах красоты, но и на других эстетических законах. Роль и место комизма в эстетической деятельности убедительно раскрывает М. М. Бахтин, говоря не только о комедийном искусстве, но и комедийной культуре — о смеховой народной культуре средневековья. Карнавал — это внехудожественная эстетическая деятельность, осуществляемая одновременно и по законам красоты, и по законам комизма. И не забудем массовости и масштабности комедийной эстетической деятельности: средневековый человек четверть жизни проводил на карнавале, длившемся ежегодно в общей сложности около трех месяцев.
А трагическое? Оно есть и в жизни, и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, общечеловеческий обычай почитания и поминания мертвых, церемония возложения венков, торжественно-траурный митинг, процедура прощания и воздаяния последнего долга умершему — все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое переплетены и взаимодействуют.