Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:58, реферат
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего
рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от
человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных
сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при
осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим
потенциалом общества и живущих поколений.
. Введение.
. Основная часть:
. История, условия, механизмы формирования эстетической ценности.
. Эстетические ценности.
. Особенности формирования различных типов эстетической ценности.
. Заключение.
Содержание.
. Введение.
. Основная часть:
. История, условия, механизмы формирования эстетической ценности.
. Эстетические ценности.
. Особенности формирования различных типов эстетической ценности.
. Заключение.
Введение.
Значение эстетического и
рычага общественного
человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных
сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при
осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим
потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство
чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и
художественной культуры личности и всего массового сознания, создания для
этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие
обозначившейся тенденции
периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями -
культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его
индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых
склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не
стоят такой цены. Более того, мне кажется можно утверждать, что без
существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых
преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно
мала. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство
эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и
поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих
в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической
культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой
самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс
поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и
социально-психологических и
стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые
в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими
параметрами.
Всякая наука имеет свой предмет. К сожалению, сколько-нибудь коротко ответить на вопрос, каков же предмет эстетики, очень трудно. Говоря о предмете одной из философских наук, Гегель справедливо писал: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» Так и в эстетике: полное очерчивание границ этой науки может дать только ее подробное изложение.
История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон); то близко соприкасалась с этикой (Сократ); то оказывалась одним из разделов богословия, стремящегося с помощью искусства нацеливать человека на служение богу (Тертуллиан, Фома Аквинский); то рассматривала соотношение природы и художественной деятельности (Леонардо да Винчи); то стремилась формировать нормы искусства (Буало); то занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве (Баумгартен); то суживала свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства» (Гегель), а свою задачу усматривала в определении места искусства в общей системе мирового духа; то расширяла свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического отношения человека к действительности (Чернышевский); то ставила своей задачей теоретическое обоснование определенного направления в искусстве: романтизма (Новалис), реализма (Белинский, Добролюбов, Чернышевский), теоретической фиксации художественной практики (неопозитивизм). Марксистская эстетика теоретически осмыслила эстетические аспекты освоения мира во всех сферах практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной сфере, где ее задачей стала активизация социальной значимости искусства на основе осознания его природы.
Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки? Предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.
Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Социально-психологический
аспект формирования
Сознание и потребность, отношение и действие - все это система чисто
человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и
взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых
уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными,
творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются
изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных
перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия
общественной жизни, в особенности, характер и содержательность конкретной
эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой
трудно представить эту
формирования эстетического сознания. На развитие эстетической культуры
влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное
творчество во всех его видах, материализация эстетического сознания через
эстетику быта, спорта, и т.д. Эстетическое сознание, отражая определенные
стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью.
Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает
на себе влияние различных форм жизни общества.
В полной мере эстетические ценности являются достоянием элиты.
Эстетические же потребности широких слоев народа удовлетворяются главным
образом "массовой культурой". Но мне кажется, что эстетические ценности
архитектуры во многом определяются особенностями массового потребления.
Исследование социологических и социально- психологических проблем
последнего имеет поэтому фундаментальное значение для их понимания. Здания
и сооружения, образуя неотъемлемые элементы повседневной жизни, во многом
определяют и образное своеобразие человека. Они служат не только устроению
вещного мира в соответствии с художественными программами, но становятся и
средством выражения жизненной позиции потребителя и его социокультурной
ориентации. Архитектура адресована широким слоям населения, оказывая
влияние на общий уровень эстетического сознания. Однако массовое сознание
не всегда готово воспринять эстетическую ценность, особенно если речь идет
о новом и непривычном.
Оценку произведений искусства могут подчинить своему авторитету
профессионалы и «знатоки», предлагая суждения, претендующие на
общезначимость. Их давление на публику становится эффективной тактикой
изменения массового вкуса, причем мнение рядовых потребителей,
высказывающих эстетическое суждение, далеко не всегда оказывают влияние на
судьбу произведений. Включение или не включение того или иного произведения
в канон, вероятнее всего, имеет явное социальное значение, потому что
каждая культурно - социальная группа так или иначе разделяет эстетические
пристрастия, имеющие существенное значение для формирования этой группы и
поддержания ее единства.
Постоянное воздействие
рекламы приводят к внедрению в массовое сознание новых социокультурных
значений и эстетических представлений, предлагая все новые образы вещей и
эталоны моды. В конечном итоге и на их основе, а не только стихийно,
складываются вкусы. Поэтому в основе решения потребителем вопроса о том,
что красиво и что нет, чаще лежат скорее социопсихологические, чем
искусствоведческие критерии.
При изучении процессов, протекающих в массовом потреблении, на первый
план выдвигаются такие явления, как престижное потребление, социальный
символ, мода и кич, играющие значительную, а иногда и определяющую роль в
формировании и трансформации эстетической ценности в сфере массового
сознания и поведения.
Эстетическую ценность связывают то с субъективными переживаниями
воспринимающего индивида, то с объективными характеристиками общественно
значимого предмета. Однако ни психологические, ни объективно-
социологические исследования эстетического до сих пор не имели решающего
успеха, хотя и добавили многое к пониманию эстетического восприятия и
зависимости эстетического сознания от конкретных социально-исторических
обстоятельств. Эти исследования ясно показали, что эстетическая ценность не
может быть отнесена только к индивиду или только к некоторой культуре.
Представление о формировании эстетической ценности в массовом сознании
должно объединять в себе оба эти аспекта ее существования.
Условия и механизмы формирования эстетической ценности в массовом сознании.
Процесс формирования
может рассматриваться как процесс художественного моделирования. Но в
массовом сознании эстетическая ценность формируется как бы в стихийном
процессе под воздействием многих сил, действующих в культуре. Для
сохранения и воспроизводства эстетической ценности в меняющихся
обстоятельствах общественного бытия необходим ряд условий. В их число
входят не только эстетические установки, потребности и ситуации, но и
способность эстетического суждения, без которой любые установки останутся
нереализованными, потребности – неосознанными, а эстетические ситуации –
неосуществленными.
Формирование эстетической
ценности происходит как
структуре, где относительно независимое функционирование и развитие
эстетических потребностей, установок, ситуаций и способности эстетического
суждения соединено с их взаимодействием, возникновением и изменением одного
на основе другого. Процесс формирования эстетической ценности включает в
себя внутреннюю субъективную составляющую (эстетические установки и
потребности, способность эстетического суждения) и внешнюю, объективную
составляющую (эстетические ситуации).
Возникновение эстетической
потребности и эстетической
первая стадия процесса формирования эстетической ценности в системе
культуры. Следующая стадия процесса – рефлекторно-оценочный, где