Эпохи Bозрождения

Автор: Юлиана Василенко, 26 Августа 2010 в 12:04, реферат

Описание работы

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

Содержание

Предпосылки возникновения новой культуры…………………….….3-4
Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………..5-8
Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения….....9-12
Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители….13-14
Приложение 1…………….………………………………………………….15
Литература……………….…………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

       Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению»3.  Здесь Пико утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек  волен стать  тем, кем пожелает. Достоинство человека – в его свободе.

     Тезис о человеке как до конца не определимом  существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»4 . Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам  решать, какую идею ему принять.

     Такой подход принципиально расходится  с прежней логикой философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание  

нравственного выбора и призывающей строить  жизнь в соответствии с одним  «совершенным» жизненным принципом.

     Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими  существами и  особое его положение в мире. 

       Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также являлись яркими представителями самой гуманной эпохи. В их рассуждениях, также, как и у  Джованни Пико, проявлялась тенденция к обожествлению человека. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени…Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».  В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.

     В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления  против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви. 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Натурфилософия эпохи  Вохраждения 

     Не  менее  сокрушительный удар по схоластическому  мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

      Стремление  к углубленному  и достоверному познанию природы нашло отражение  в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),  Галилео Галилея (1564-1642).

      Их  теоретические разработки и экспериментальные  исследования  способствовали не только  изменению образа мира, но и  представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой.

      Леонардо  да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель ( в числе его проектов – идеи танка,  парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования  способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое  этическое содержание выражено в строгих закономерностях  композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды ( приложение 1).

     Одним  из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные  идеи, положенные в основу  этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг  своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

      Это открытие произвело поистине революционный  переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную  на  

геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

      Галилео Галилей (1564-1642) итальянский  ученый,  один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. опроверг  ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения,  установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости,  построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

     Джордано  Бруно  (1548-1600) – итальянский ученый и философ.  Он был , если так можно выразиться, старшим современником Галилея.

Дж. Бруно  видел характерное для эпохи  возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.  

     Джордано  Бруно утверждал, что  Вселенная  – бесконечна, едина. Каждый мир  имеет  свою специфику, вместе с тем  находится в единстве с остальными . Природа – неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное – два главных понятия в философии. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам). 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии – М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. – 576с.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М.: Мысль, 1972. – с.273
  3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник – М.: академический Проект, 2003. – 656с. – (“Gaudeamus”).
  4. Кузнецов В.Г., Философия: учебник – М.: Инфра-М, 2005. –519с.
  5. Любимов Л.С., Искусство Западной Европы – М.: Просвещение, 1996
  6. Прохоров  А.М., Советский Энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990 – 1631с.
  7. Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней – Спб.: Петрополис, 1994
  8. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник –М.: Гардарики, 2003. – 828с.

Информация о работе Эпохи Bозрождения