Автор: Юлиана Василенко, 26 Августа 2010 в 12:04, реферат
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
Предпосылки возникновения новой культуры…………………….….3-4
Общая характеристика эпохи Возрождения…………………………..5-8
Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения….....9-12
Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители….13-14
Приложение 1…………….………………………………………………….15
Литература……………….…………………………………………………..16
Мануфактуры XIV-XV вв. в основном не превратились в капиталистические предприятия. Во многих случаях они просто разорились и прекратили свое существование.
Непосредственные производители в период позднего средневековья находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта; большие налоги за пользование землей и непомерные платежи за сырье.
Социальный
гнет, постоянные междоусобицы, страшная
эпидемия чумы, унесшая жизнь трети
населения Европы – все это вытесняет
последние надежды
на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока и широко представленного в Ветхом Завете признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.
Почву
для распространения идеи Возрождения
и Реформации подготовил немецкий
мистицизм, усиливающий индивидуалистические
тенденции в христианстве, во многом преодолевающий
общинные принципы церковной организации.
В идеологии Возрождения мистицизм часто
интерпретируется в магическом смысле,
как реальная возможность человека повлиять
на вселенские процессы в силу того, что
он часть этих процессов, он микрокосмос.
В идеологии Реформации от подобного понимания
мистицизма не остается и следа. Мистицизм,
соответственно, понимается лишь как божественная
подсказка, выражение воли Святого Духа,
обращенной к отдельному индивиду.
2. Общая характеристика великой эпохи
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский
характер присущ и такому яркому явлению
культуры Возрождения, как гуманизм.
В широком смысле слова гуманизм представляет
собой образ мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью
социального и культурного развития и
отстаивает ценность человека как личности.
В такой трактовке этот термин употребляется
и в наше время. Но как целостная система
взглядов и широкое течение общественной
мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Следствием возросшего
Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты.
В
архитектуре ведущую роль стали
играть светские сооружения, общественные
здания, дворцы, городские дома. Используя
ордерное членение, стены, арочные галереи,
колоннады, своды, купола, архитекторы
(Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио
в Италии, Леско Делом во Франции) придали
своим постройкам величественную ясность
гармоничность и соразмерность человеку.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело ( в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец,
если философия Средневековья
заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.
Гуманизм
переменил точку зрения. Человек
был поставлен в центр как
существо, подобное богу в результате
его собственных творческих способностей.
Антропоцентризм как фокус мировоззрения
гуманистовозначал замену понятия обожения
как одного из основных понятий религиозно-аскетического
мировоззрения средневековья понятием
обожествления человека, его максимального
сближения с богом на путях творческой
деятельности, запечатленной тогда в стольких
произведениях искусства, до сих пор восхищающих
людей.
3. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения.
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него humantias – это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.
В
упомянутом трактате проявляется принципиально
новый подход к оценке античного
наследия. По убеждению Петрарки, прийти
к новому расцвету литературы, искусства,
науки позволит не слепое подражание
мыслям замечательных
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими
рассуждениями Петрарка заложил
основу формирования личностного самосознания
эпохи Возрождения. В разные эпохи
личность осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем ценнее как
личность,
чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбаы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться»1.
Однако
было бы неправильным идеализировать
гуманизм, не замечать его индивидуалистических
тенденций. Подлинным гимном индивидуализму
можно считать творчество Лоренцо
Валлы (1407-1457). В главном своем философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым
свойством человека Валла провозглашает
стремление к наслаждению. Мерилом же
нравственности у него выступает личное
благо. Так, например, в своем сочинении
он пишет о том, что не понимает тех личностей,
которые готовы умереть за родину. «…Ты
умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла
родина, словно с твоей гибелью не погибнет
и она»2. Подобная мировоззренческая
позиция выглядит как асоциальная, и здесь
Лоренцо Валла утвержает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.