Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Характерные черты……………………………………………………………………...6
Религия и философия…………………………………………………………6
Литература………………………………………………………………………….7
Наука………………………………………………………………………………….11
Искусство…………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Эпоха Возрождения реферат.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

Другим  крупным мыслителем этой эпохи был  Джордано Бруно (1548—1600). В своем основном натурфилософском труде «О бесконечности Вселенной и мирах» он высказывает идею бесконечности Вселен ной и идею существования множества обитаемых миров, подобных Земле. Его сожгли по приговору инквизиции. Ему приписывают фразу «Сжечь - не значит опровергнуть».

Рождение  современного естествознания можно  связать с 1543 г., когда была опубликована книга Николая Коперника (1473—1543) «Об обращении небесных сфер». Данный труд исключен из перечня запрещенных католической церковью книг только в 1835 г. В этом труде содержалось изложение гелиоцентрической системы мира. Новое миропонимание исходило из отсутствия принципиального отличия Земли от других планет. Это подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Согласно представлениям Коперника за круговыми орбитами пяти известных в то время планет располагалась сфера неподвижных звезд. Звезды на этой сфере равно удалены от Солнца, их природа неясна. Вселенная по Копернику - это мир в скорлупе.

Галилео Галилей (1564—1642) использовал для  исследования природы экспериментальный  метод. Подход Галилея к изучению природы принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа. Галилей сформулировал закон инерции движущегося тела (известный как 1-й закон Ньютона).

Галилея называли «Колумбом неба». С помощью  зрительных труб, примитивных телескопов он увидел горы и впадины на Луне; открыл 4 спутника Юпитера; перемещение  солнечных пятен; фазы Венеры. Открыл закон колебания маятника, экспериментально обнаружил весомость воздуха. Его  основное сочинение - «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» (1632) написано в виде бесед трех патрициев. Один их них (Сальвиати) высказывает мысли Галилея, другой (Симпличио) - его противник, третий (Сагредо) выполняет роль объективного судьи, но под действием убедительных доводов становится сторонником нового учения. В результате процесса, возбужденного по указанию римского папы, Галилея удалили в заточение в пригородную виллу Арчетри и лишили возможности видеться и беседовать с друзьями и учениками. Лишь в последние годы жизни контроль над ним со стороны церкви немного ослаб. Инквизиция заставила Галилея отречься от представлений о вращении Земли. «А все-таки она вертится!» - его крылатая фраза после отречения.

В 1543 г. выходит  книга Андреаса Везалия (1514—1564) «О строении человеческого тела», заложившая основы научной анатомии. Основываясь на собственном опыте анатомирования трупов, он обстоятельно описал форму  и расположение органов человеческого  тела. Книга была снабжена великолепными  иллюстрациями. Уильям Гарвей (1578—1657) в книге «О движении сердца и крови» у животных (1628) на основании собственных  опытов пришел к выводу, что сердце многократно перекачивает одно и то же количество крови по схеме: вены - сердце - артерии - вены... Так было открыто кровообращение, описаны его большой и малый круги.

В 16 в. большое  практическое значение приобретают  работы химиков-ремесленников. Большую  известность имели работы Григория Агриколы (1494—1555). Его основной труд «О горном деле и металлургии» (1556) служил долгое время руководством по технике горного дела, металлургии и пробирному искусству.

Происходит соединение химии и медицины, возникает ятрохимия. Цель ятрохимии заключалась в приготовлении лекарств. Основатель ятрохимии - швейцарец Парацельс (1493—1541). В ятрохимии кроме растительных препаратов применялись лекарства из минералов. От Парацельса идет первое, затем многократно повторявшееся наблюдение, что для горения необходим воздух, а металлы при обращении в окалины увеличивают свой вес.

В 1620 г. Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в трактате «Новый органон» изложил индуктивный метод в науке, основанный на эксперименте (от частных случаев к общему выводу). Научные истины проверяются, таким образом, опытом и практикой и, в свою очередь, выводятся из них.

Рене  Декарт (1596—1650) в книге «Рассуждения о методе» (1637) обосновал метод  дедукции. Следует подчеркнуть, что и метод дедукции, и метод индукции зародились еще в Древней Греции, а Бэкон и Декарт развили их применительно к естествознанию. Декарт ввел в математику переменные величины, установил со от вет ст вие ме ж ду гео мет ри че ски ми об раз ами и алгебраическими уравнениями, положив этим начало аналитической геометрии.

2.4.Искусство

Нельзя представить современную  живопись без воздействия на нее  творчества великих мастеров эпохи  Возрождения. Творчество сегодняшних  художников очень часто пропитано  классическими тонами той эпохи. Это незабвенная классика, которая  живет в подсознании не только художников, скульпторов и поэтов, но зачастую и простых обывателей, которые влюблены в золотой век  возрождения искусства. Появлению  возрождения в частности мы во многом обязаны итальянским мастерам. Именно они стали возрождать гуманистическую  культуру античности, на новом историческом этапе. Действо Возрождения искусств охватывает период от конца XIII до XVI включительно. Центром внимания культуры Возрождения  становится человек. Человек способен к познанию – и это порождает  новое отношение к личности. Появляется портрет как наивысшее проявление гуманизма в искусстве. Именно в  этот период создаются великолепные произведения архитектуры, скульптуры и живописи.

 В живописи картина на  религиозную или античную тематику  трактуется как светский, современный  сюжет. Разрабатываются основы  композиции, линейной и воздушной  перспективы. Изучается анатомия  человека. Не для кого не секрет, что этот период оставил в истории много громких имен. Они не утратили свою актуальность даже сейчас по прошествии стольких лет. Подлинное начало нового искусства появление реализма в живописи связано с именами Джотто, Мартини, расцвет художественных школ раннего возрождения с именами Беллини, Мантенья, Мозаччи, Боттичелли, Пинтурикко. Великие имена Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, раннее творчество Микеланджело. Благодаря им, складывается идеально возвышенный стиль, наполненный монументальной величавости и классической ясности. На первый план выдвигается проблема гражданского долга, подвига, героики, стремления, гармонии, обобщению образов. Замыкают цепь великих имен мастера чье творчество увенчало период маньеризма: Пармиджанино, Вазари.

 Мастера раннего Возрождения  становились на новый путь  в мировом творчестве. Флорентинец  Томазо ди Симоне Гвиди, известный в художественных кругах того времени как Мазаччо, показал себя художником, который свободно помещает фигуры в пространстве, связывая их действием между собой, наполнял жизненной правдой. Росписи капеллы в церкви St.Мария дель Кармине во Флоренции подтверждают развитое понимание объема, значение законов анатомии. Художник смело использует могучую свето-тень. Мазаччо одним из первых завершил искания художника в области линейной перспективы, а его библейский сюжет переносится в современную Флоренцию, что придает его фрескам общезначимый характер и в полной мере передает их нравственный смысл .

 Придворный живописец герцогов  Медичи Сандро Боттичелли еще один яркий представитель раннего Ренессанса. Поиски нового художественного языка для отражения гармонии красоты физической и духовной проявляются в его портретах. Произведениям Боттичелли характерна задумчивость и грусть персонажей, они отличаются мягким лиризмом. Художник создает утонченный тип женских лиц: удлиненный овал лица, пухлые губы. Его замечательные полотна «Рождение Венеры», «Благовещение», «Портрет Симонетты Веспуччи» становятся одними из самых лучших картин этого периода.

 Реализм Боттичелли не натуралистичен, для него не существовало непроходимых  границ между античностью и  христианством, библейским сюжетом  и реальной жизнью.

 Его «Поклонение волхвов» - это  многолюдный праздник современников  в Италии. Шумная, разговаривающая  толпа. Тут портреты герцогов  Лоренцо и Джулиано Медичи, автопортрет.  Античные образы практически впервые в искусстве Возрождения трактуются им как образы народной фантазии, фольклора, очень изящны и поэтичны, ярким примером этому могут стать полотна «Рождение Венеры», «Весна». А вот на полотне «Покинутая» художник отразил противоречивость и саму трагическую сущность эпохи. При одном только взгляде на это полотно в душе рождается масса противоречивых чувств, в которых доминирует грусть и тревога, граничащая с безграничным одиночеством.

 Перенять эстафетную палочку  великой эпохи в период наивысшего  рассвета смогли великие мастера,  которых наследуют до сих пор. 

Одним из главных деятелей эпохи  стал незабвенный Леонардо да Винчи. Он стал основоположником огромного  количества нововведений, которые касались не только живописи и графики. Он был  замечательным архитектором, инженером  и ученым. Его наследие заставляет восхищаться и говорить о нем  снова и снова. Но все же самыми часто упоминаемыми его достижениями стали именно живописные полотна, которые  украсили множество музеев мира. Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты  искусства. Он черпал из жизни и считал, что «природа – учительница всех учителей». Леонардо в своих немногочисленных произведениях воплотил научный  подход к анатомии, треугольную композицию, оптическую и воздушную перспективу.

 Всю свою жизнь, соединяя  научное и творческое начало, обладая как логическим, так и  художественным мышлением. Возможно  именно это секрет его величия  и многовековой славы. Его идеал  Высокого Возрождения – гармонически  развитая личность. Именно поэтому  портрет для Леонардо – это  передача сложного духовного  мира, мира чувств. Самыми известными  портретами художника становятся  «Портрет дамы с горностаем»,  «Автопортрет», «Портрет Моны Лизы Джоконды».

 Его библейские сюжеты изображаются  как часть реальной жизни, и  вместе с тем да Винчи создает  обобщенные, собирательные, идеально-прекрасные  образы при сохранении всех  черт жизненной убедительности. Его фреска «Тайная вечеря»  в монастыре St.Мария делла Грацие в Милане, прекрасный тому пример – это величайшая по силе человеческая трагедия, отраженная в многообразии лиц.

Именно Леонардо да Винчи ввел новый  прием в живопись, который именовался «сфумато». С помощью этого приема художник придавал полотнам таинственности, его герои проступали сквозь легкую поволоку практически прозрачного слоя краски и лака. Именно это придает его работам загадочности и заставляет и сейчас пристальнее и внимательные вглядываться в образы, которые создавались художником.

 Вокруг самой знаменитой  картины художника «Портрета  Моны Лизы Джоконды» до сих пор ходит масса легенд, предположений и гипотез. Ей посвящаются книги, ученые пишут научные работы, проводятся экспертизы в погоне за разгадкой таинственной улыбки женщины с полотна великого мастера. И если вдуматься в этот факт, что одна лишь работа Леонарда имеет такой мировой успех и признание, то можно осознать что все его творчество внесло бесконечно раз несоизмеримый вклад в мировую живопись.

Мало кто знает о творческом противостоянии да Винчи и Микеланджело. Два великих мастера Ренессанса часто сталкивались в творческих и идеологических поединках, но тем не менее это не помешало им стать великими людьми своей эпохи. И хотя Микеланджело, многие воспринимают, прежде всего, как великого архитектора и скульптора, нельзя забывать о его достижениях в области живописи.

 Его гигантская фигура стоит  особняком на фоне итальянского  Ренессанса. Начавший свою деятельность  еще в завершающей стадии раннего  Возрождения, он создал свои  основные произведения в пределах  Высокого и позднего Возрождения.  Микеланджело являлся автором  ряда выдающихся произведений.

 Его образы, исключительной  глубины и эмоциональной содержательности, насыщены передовыми идеями высокой  гражданственности, чуткостью к  малейшей смене общественного  настроения. По этому именно он смог воплотить крушение идей Высокого Возрождения в своих произведениях позднего периода.

 В 1508-1512 годах Микеланджело  работает над грандиозным ансамблем  росписей потолка Сикстинской  капеллы в Ватикане. Перед глазами  обозревателей возникает 600 квадратных  метров чистого искусства. 

300 фигур, 300 эмоций, 300 жизней –  это гимн мощи и красоте,  разуму и творческому гению  человека. Тематика посвящена сценам  священной истории от сотворения  мира, человека, грехопадение, образы  пророков и севилл. Эти композиции обрамлены нарисованными архитектурными карнизами, они поражают силой, мощью и красотой. При огромном количестве фигур вся роспись логична и легко обозрима из-за четкой пластичности и ясности линии и объема.

 Тут же в Сикстинской капелле  в 1534 г. художник создает фреску  алтарной стены «Страшный суд» - тема всемирной катастрофы. Неутомимость  стихии движения, сложные ракурсы,  ужас, отчаяние, гнев.

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

В 1420 г. Филиппо Брунеллески выиграл конкурс на разработку проекта купола строящегося тогда собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В своём решении он смог соединить элегантность линий купола с простотой технического решения. Возведение купола было закончено к 1436 г.

В своих дальнейших работах Брунеллески  выработал определенный стиль, который  задал все развитие архитектуры  ренессанса. В нем античная ордерная система сочеталась с новыми архитектурными формами. Дальнейшее развитие античные мотивы в архитектуре получили в  творчестве Леона Баттиста Альберти

Благодоря большому числу состоятельных горожан зазвивается гражданская архитектура. Вырабатывается новый тип городского дома — палаццо, складывается определенный тип загородной виллы. Некоторые архитекторы получили известность благодоря именно таким сооружениям, например Андреа Палладио (1508-1580), Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472).

Aрхитекторы Возрождения, в отличие от своих предшественников, рассматривали город как единое целое, поэтому их целью было не возведение отдельных зданий, а построение ансамбля — площади, улицы, квартала. Для своих целей они использовали как элементы предыдущих архитектурных стилей: античные колоннады, романские купола, так и новые приёмы, например, аркады и отделка фасадов зданий рустом.

Ярким представителем архитектуры  высокого Возрождения был Донато Браманте. Его Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио, построенное в 1502, является одним из самых гармоничных зданий итальянской архитектуры: окружённая дорическими колоннами, она идеально вписывается в дворик церкви. В этот же период начинается строительство Собора святого Петра в Риме, одного из самых известных сооружений этой эпохи.

Информация о работе Эпоха Возрождения