Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Характерные черты……………………………………………………………………...6
Религия и философия…………………………………………………………6
Литература………………………………………………………………………….7
Наука………………………………………………………………………………….11
Искусство…………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Эпоха Возрождения реферат.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

Культурные деятели того времени  вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья  брали у античных авторов «букву», т.е. отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения  читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным  характером. Другой особенностью ренессансного  реализма является широкий показ  жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще символизирует  психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов  природа доставляет радость своей  реальной прелестью.

В последующие века дают еще целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Маккиавелли, группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для  развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние  итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший  в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал  многих знаменитых итальянских писателей  и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи, переехавший во Францию  в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Для писателей французского Возрождения  по сравнению со средневековыми характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности.

В развитии литературы того периода  выделяется два этапа. Ранний, когда  преобладали гуманистические идеи, оптимизм, и поздний, когда, в силу политической обстановки, религиозного раскола, проявились разочарование  и сомнение. Наиболее яркими представителями  французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда».

Англия

В Англии развитие капиталистических  отношений происходит быстрее, чем  во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая  в те годы еще сохраняют свою руководящую  роль. Особенность английской культуры того времени — отсутствие единого  литературного языка. Знать (потомки  норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

В конце XIV века только у одного Джефри Чосера чувствуются влияния итальянского ренессанса. Современник Петрарки, он все-таки остается писателем средневековья. И только в конце XV в. идеи гуманизма занимают в английской культуре прочное положение. Возрождение в Англии практически совпадает с периодом правления Тюдоров (1485-1603). Литература Англии, конечно, испытывает влияние и других стран. В XVI рвеке Англия переживает расцвет во всех областях мысли и творчества.

Наиболее крупные представители  литературы английского Возрождения  — Шекспир в драматургии, Эдмунд Спенсер в поэзии, в области романа — Джон Лили, Томас Нэш.

Германия

В 15-16 вв. Германия испытывала экономический  подъем, хотя от передовых стран  Европы — Италии, Франции, Нидерландов  — она отстает. Особенность Германии в том, что развитие на ее территории шло неравномерно. Разные города находились на разных торговых путях, и торговали  с разными партнерами. Некоторые  города вообще находились в стороне  от торговых путей, и сохраняли свой средневековый уровень развития. Сильны были и классовые противоречия. Крупная знать укрепляла свою власть за счет императора, а мелкое дворянство разорялось. В городах шла борьба между имеющим власть патрициатом и мастерами-ремесленниками. Наиболее развитыми были южные города: Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др., те, что находились ближе к Италии и имели с ней торговые связи.

Литература Германии тогда была разнородна. Гуманисты писали в основном на латинском языке. Это объяснялось  культом классической древности  и обособленностью гуманистов от жизни и потребностей народа. Крупнейшие представители ученого гуманизма  — Иоганн Рейхлин (1455-1522), Ульрих фон  Гуттен (1488-1523). Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Ее представляют Мартин Лютер (1483-1546) и Томас Мюнцер (1490-1525). Лютер, выступавший против римской церкви, поддерживавший сперва народные массы, впоследствии перешел на сторону князей, из страха перед крестьянским революционным движением. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество. «Люди голодны, — писал он, — они хотят и должны есть».

Наряду с латинской литературой  ученых гуманистов и агитационно-политической литературой реформаторов развивалась  и народно-бюргерская литература. Но она еще сохраняет средневековые  черты и несет оттенок провинциализма. Представителем и родоначальником  одного из направлений бюргерской литературы(сатиры) является Себастьян Брант (1457-1521). Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Он имел последователей. Другой крупнейший представитель бюргерской литературы — Ганс Сакс (1494-1576), поэт. Его наследие велико. Это стихи, песни, басни, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).

Испания и Португалия

Литература в этих странах развивалась  своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В  первую очередь, здесь проходила  Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а  состояла из отдельных государств. Каждая провинция развивалась поначалу обособленно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Во вторую очередь, Испания в это время  вывозила из колоний огромное количество золота, в ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило  развитие промышленности и формирование буржуазии. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьезное наследие, как  прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения  является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор — Матео Алеман).

2.3.Наука

До середины 15 в. основным материальным носителем информации служили рукописи. Материалом для них служили глина, береста. Использовался и пергамент - особым образом обработанная кожа телят и овец. Египет во второй половине II тыс. до н.э. ввел в употребление самый удобный материал для письма - папирус (материал из тростника). Александрийская библиотека представляла собой собрание рукописей на папирусе. На нем писали и финикийцы, и эллины, и другие средиземноморские народы. Лишь в 8 в. бумага, проникшая в Средиземноморье из Китая, стала вытеснять папирус. В Европе бумагу впервые стали делать в Испании около 1150 года, в Италии (1154 г.), Франции (1189 г.).

Артели  переписчиков работали крайне медленно. Элементы книгопечатания появились  в Китае в 8 в., где применяли  клише - один кусок дерева размером в страницу. В 10 в. осуществляли набор  страницы из отдельных знаков. Около 1390 г. в Корее изобретен подвижный  металлический шрифт для книгопечатания.

К 1540 г. житель Майнца Иоганн Гуттенберг предлагает новый способ книгопечатания. Он изобрел  формы металлических букв, причем каждое слово разбивалось на отдельные, независимые буквы. Эти буквы  могли быть собраны в рамы. Во-первых, каждая буква легко могла быть заменена другой; во-вторых - эти рамы намазывались особого рода составом - краской, и в-третьих они вставлялись в пресс, который отпечатывал краску на бумаге. Эти три части изобретения, несмотря на всю их простоту, были достигнуты много лет ним упорным трудом, и совершенствовались они лишь в ближайшее к Гутенбергу время. При этом первые типографщики воспользовались вековым опытом, достигнутым и передаваемым в традициях разных цехов и мастерских. Существенно, что Гутенберг изо брел способ отливать идентичные литеры из металлического сплава в произвольном числе и из набора этих литер создавать печатные формы, позволяющие по лучить идентичные от тиски. Этот гарт (типографский сплав), составленный из олова, свинца и сурьмы, продержался в типографском деле 500 лет и, в принципе, продолжает служить книгопечатанию и поныне. Первые печатные издания представляли необыкновенно близкую копию рукописных книг. В них не было оглавления и счета по страницам, а характер букв совершенно соответствует рукописи.

Изобретение Гуттенберга сыграло огромную роль в развитии просвещения: к 1500 г. в  Европе насчитывалось 250 типографий, которые  отпечатали более 50 000 различных сочинений. С открытием книгопечатания начинается быстрый и неуклонный рост человеческого  сознания. Книгопечатание всюду чрезвычайно  быстро фиксировало и распространяло идеи, знания, применение их к жизни. Книгопечатание явилось тем могучим  орудием, которое охранило мысль  личности и позволило в конце концов сломить старое мировоззрение.

С 15 в. начинается эпоха Великих географических открытий. Организатором первых морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки был португальский принц Генрих (1394—1460), получивший в 19 в. прозвище «Мореплаватель». Он основал в Португалии обсерваторию и мореходную школу, способствовал развитию португальского кораблестроения. Экспедиции Генриха Мореплавателя положили начало португальской экспансии в Африку. Однако сам Генрих непосредственного участия в морских путешествиях не принимал.

В 1419 г. Зарку и Ваш Тейшейра открывают Мадейру и Порту Сайту, в 1431 г. Велью Кабрал— Азорские острова. В 1434 г. Ж. Эа- ниш обогнул на корабле мыс Бохадор и разрушил легенду о невозможности плыть дальше из-за предполагаемого непереносимо жаркого климата. В 1445 г. Д. Диаш дошел до устья реки Сенегал, где кончалось мавританское население и появились чернокожие люди. Вместе с тем здесь открылся роскошный тропический мир с невиданным богатством и разнообразием животных и растительных форм. В 1469 г. Д. Гомиш вместе с Ноли открывают острова Зеленого Мыса. В 1471 г. Ж. ди Сантарен и П. ди Ишкубар впервые перешли экватор. В 1487 г. Бартоломеу Диаш (ок. 1450-1500), спускаясь на юг, достиг мыса Доброй Надежды. Достижение южной оконечности Африки открыло возможность добраться морским путем до Индии и Китая.

Достижения  португальцев явились стимулом для  снаряжения испанским правительством экспедиции по поиску альтернативного  пути в страны Востока. Укоренение представления о шарообразности Земли привело к идее о возможности достигнуть Восточной Азии, плывя на корабле все время на запад. Такую экспедицию в 1492 г. возглавил Христофор Колумб (1451-1506). 12 октября того же года его каравеллы достигли одного из Антильских островов. Во время первого путешествия кроме них был открыт ряд островов, в том числе Куба, принятая Колумбом за Чипанго (Японию). Материка он не коснулся.

Так как  Колумб не достиг настоящей Индии  и не дошел до Китая, в Португалии началось усиленное снаряжение экспедиции вокруг Африки по пути, указанному Диашем. В 1497 г. она была отправлена с небольшим флотом Васка да Гамы (1469—1524). В 1498 г. да Гама достиг гавани Каликут, а в 1499 г. вернулся в Порту га лию. В это вре мя Ко лумб со вершал свое третье пу те шест вие и, не зная всего значения своего открытия, достиг континента Южной Америки. Колумб умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию. Прошло почти 30—40 лет по сле его смер ти, ко гда мысль о су щест во ва нии но во го кон ти нен та ме ж ду Ев ро пой и Ази ей про ник ла в соз на ние со временников. Одним из мореплавателей, впервые высказавшим эту идею, был Америго Веспуччи (1451—1512), предложившим называть эти страны «Новым Светом». Впоследствии за этой частью света закрепилось название страна Америго, или Америка.

Самым крупным  фактом в великом движении 16 в. было путешествие Фернандо Магеллана (ок.1480—1521), совершившего в 1519—1521 гг. первое кругосветное плавание и окончательно неопровержимо доказавшего шаровую форму Земли и существование континента между Европой и Азией. Сам Магеллан погиб на Филиппинских островах в битве с туземцами. Из пяти кораблей берегов Испании достиг из них только один под командой одного из офицеров Магеллана Себастьяна Эль-Кано, который первый закончил кругосветное плавание. Из 239 человек, отправившихся с Магелланом, вернулось всего 21. Эти цифры могут дать понятие о трудности и опасности той задачи, которая была разрешена Магелланом и приведена к успешному концу Эль-Кано. Но последствия ее в научном отношении были огромны. Она дала впервые точное представление об относительных размерах суши и моря. Начало выясняться значение гидросферы, занимающей три четверти земной поверхности, на которой еще вскоре после открытия Америки предполагали преобладание суши. После этого путешествия вся остальная работа географических исследований имела относительно небольшое значение для становления научного мировоззрения.

Од ним  из ведущих ученых энциклопедистов  эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). В его трудах использовались методы экспериментально-математического  исследования природы. Деятельность да Винчи сочетала работы и изобретения  по математике, механике, инженерному  делу, анатомии и живописи. В качестве его технических разработок можно  назвать принципиальные схемы парашюта и вертолета, а так же выдвижение идеи танка.

Информация о работе Эпоха Возрождения