Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:01, контрольная работа
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.
План
Введение
2.1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
Философия и религия. Гуманизм.
Основные достижения литературы, архитектуры и искусства эпохи Возрождения
Заключение
Кафедра Теории и истории
План
Введение
ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое.
Главная
особенность Возрождения - целостность
и разносторонность в понимании
человека, жизни и культуры. Резкое
возрастание авторитета искусства
не вело к его противопоставлению
науке и ремеслу, а осознавалось
как равноценность и
Понятие
«Возрождения» и
периодизация эпохи
Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.
В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращение к культурному наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.
Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией.
Культура
Возрождения отразила в себе специфику
переходной эпохи. Старое и новое
нередко причудливо переплеталось
в ней, представляя своеобразный,
качественно новый сплав. Культура
Возрождения неотделима от гуманистического
мировоззрения. В эпоху Возрождения
отдельные области науки и
культуры еще не полностью
Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.
Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три столетия.
Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.
И
гуманисты, и реформаторы по своему
готовили Европу к новому повороту
в культуре, ими же и были найдены
слова, обозначающие и поныне эпоху,
начавшуюся с XVII столетия – эпоху
Нового времени. И те и другие предвидели
и старались по своему осуществить
идею единства человеческой культуры
в ее истории.
Философия и религия
Универсальные
претензии искусства, которому в
идеале должно быть «доступно все»,
весьма близки принципам новой ренессансной
философии. Ее крупнейшие представители
– Николай Кузанский, Марсилио Фичино,
Парацельс, Джордано Бруно – делают
средоточием своих решений
Сознание
в состоянии выбора – ему посвящены
как медитации философов, так
и выступления религиозных
Гуманизм
Задача
воспитания «нового человека» осознается
как главная задача эпохи. Греческое
слово «воспитание» является самым
четким аналогом латинского humanitas, откуда
берет свое происхождение «гуманизм».
Воспитание в ренессансном представлении
подразумевает не только овладение
античной премудростью, чему придавалось
огромное значение, но также самопознание
и самосовершенствование. Гуманитарно-научное
и человеческое, ученость и житейский
опыт должны быть объединены в состоянии
идеальной добродетели. Натуроподобно
отражая эти идеалы, искусство
Возрождения придает
Основные достижения литературы, архитектуры и искусства
Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве - живописи, музыке, архитектуре, - и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир - лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса.
Интенсивный
расцвет литературы в значительной
степени связан в этот период с
особым отношением к античному наследию.
Отсюда и само название эпохи, ставящей
перед собой задачу воссоздать, «возродить»
якобы утраченные в средние века
культурные идеалы и ценности. На самом
деле подъем западноевропейской культуры
возникает совсем не на фоне предшествующего
упадка. Но в жизни культуры позднего
средневековья столь многое меняется,
что она ощущает себя принадлежащей
к другому времени и чувствует
неудовлетворенность прежним
В литературе же, помимо того стилевого направления, которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое ставит своей задачей творить «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийся на наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль ренессанс, и - на поздних этапах Возрождения - прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.
Итальянская
архитектура Раннего
Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место в ренессансной системе взглядов на мир. Гуманисты видели в архитектуре зримое выражение образа новой социальной действительности. Новый облик Флоренции начала XIV века, например, описывали как воплощение героической доблести республики.
Жизнь
итальянских городов