Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.

Работа содержит 1 файл

Культурология 1.docx

— 46.87 Кб (Скачать)

Одним из самых  грандиозных сооружений не только эллинистической  эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный  на острове Фарос архитектором Состратом  из Книда в 280 г. до н. э. Он вознесся на 120 м и состоял из трех ярусов. Первый ярус — это квадратное в  плане здание, стены которого были ориентированы по сторонам света. Второй ярус выполнен в виде восьмигранной  башни — по направлению 8 главных  ветров. Третий ярус увенчивал купол, на котором стояла 7-метровая статуя бога морей Посейдона. Огонь маяка (горели специально просмоленные поленья) с помощью зеркал был виден  на расстоянии до 60 км. В дневное  время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу. Топливо  подавалось на вьючных животных, поднимающихся  на самый верх по винтовой дорожке  внутри здания.

Для эллинистической  архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши  внутренней и внешней отделки, нарочитой  помпезности и масштабности, которые  подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед  лицом могущественного монарха  или божественных сил. Вместе с тем  преобладание утилитарных типов  сооружений, стремление к практицизму  и голому рационализму вело к утрате чувства прекрасного, того очаровательного  эстетизма, который столь свойствен  классическому зодчеству.

Похожие направления художественных поисков прослеживаются в развитии одного из самых разработанных в греческом искусстве жанров — скульптуре. Скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрестки, парковые зоны. Обилие статуй характерно даже для небольших городов. Например, в таком бедном городе, как Терм, его завоеватель Филипп V в конце III в. до н. э. захватил 2 тыс. статуй. Однако обилие скульптуры и большой спрос на нее рождали массовое производство, что неизбежно приводило к угасанию творческого начала и росту чисто ремесленной техники. Изменились исходные принципы и художественные образы, разрабатываемые мастерами. Как правило, эллинистические мастера отказывались от разработки образа прекрасного и доблестного, несколько идеализированного гражданина, члена полисного коллектива и храброго воина. Другим стало и отношение к богам. Для эллинистического мастера божество — это не спокойное, прекрасное, могущественное и доброе существо, а капризная и грозная сила, или один из вариантов обычного человеческого образа. Для эллинистической скульптуры характерно отражение и раскрытие новых веяний эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто приводящий к грубому натурализму. Индивидуализм как одна из черт мировоззрения проявился в области скульптуры в повышенном интересе к портрету отдельных лиц.

 Не смотря  на это, в эллинистической скульптуре продолжали сохраняться традиции замечательных мастеров V—IV вв. до н. э., и в рамках этих традиций были созданы наиболее прославленные шедевры: Ника Самофракийская (начало III в. до н. э.), изображающая богиню победы, спускающуюся на нос корабля; Тюхе (счастье) города Антиохии (III в. до н. э.), изображенная в виде прекрасной, доброй женщины с башенкой на голове; известные всему миру статуи Афродиты Милосской и Афродиты Киренской (II-I вв. до н. э.) — прекрасные богини любви и красоты.

Так же Родосская школа развивала традиции. Здесь разрабатывался образ сильных, атлетически сложенных обнаженных мужчин. Но это не спокойный и доблестный атлет — гражданин классического времени, а, как правило, правитель или его сатрап с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли (статуя «Эллинистический правитель»). Другими шедеврами родосской школы были знаменитые скульптурные группы «Лаокоон и его сыновья» (I в. до н. э.), изображающая мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от змей (эпизод из Троянской войны), и многофигурная группа, изображающая казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы — так называемый «Фарнезский бык» (II в. до н. э.).

Одной из самых  грандиозных скульптур этой школы  стал Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная  учеником Лисиппа, мастером Харесом  из Линда в 276 г. до н. э., которая украшала порт и одновременно служила маяком. В 220 г. до н. э. во время сильного землетрясения  Родосский колосс был разрушен и  уже не восстанавливался. 

  1. Эллинистическая наука.
 

Особенностью  интеллектуальной жизни периода эллинизма было отделение специальных наук от философии. Количественное накопление научных знаний, объединение и переработка достижений разных народов вызвали дальнейшую дифференциацию научных дисциплин.

Общие построения натурфилософии прошлого помогли удовлетворять уровню развитии наук, требовавших определения законов и правил для каждой отдельной дисциплины.

Развитие научных  знаний требовало систематизации и  хранения накопленной информации.

В ряде городов  создаются библиотеки, самые знаменитые на них — в Александрии и  Пергаме. Александрийская библиотека была наиболее крупным книгохранилищем  эллинистического мира. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, если на нем имелись какие-либо литературные произведения, должен был или продать  их библиотеке, или предоставить для  копирования. В I в. до н.э. александрийская  библиотека насчитывала до 700 тыс. папирусных свитков. Кроме основной библиотеки (она называлась «царской») в Александрии была построена еще одна, при храме Сараписа. Во II в. до н.э. пергамский царь Евмен II основал библиотеку в Поргаме. соперничавшую с Александрийской.

Именно в Пергаме  был усовершенствован материал для  письма из телячьей кожи (пергамен, или  «пергамент»): пергамцы были вынуждены  писать на коже в связи с том, что  вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещен.

Больших успехов  достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором  и его школой, Анаксагором и  Евдоксом. Вместе с тем богатый  опыт математических исследований и  астрономических наблюдений, проведенных  представителями древневосточной  науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал  разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин.

Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями  ряда отраслей физики) были три гиганта  эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV— начало III вв. до н. э.), Архимед  из Сиракуз (287—212 гг. до н. э.) и Аполлоний  из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.). Наиболее известным произведением  Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой  автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям  своих предшественников. Изложенные Эвклидом математические знания легли  в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.

Архимед был  разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие античной математики и физики: он вычислил значение числа  p (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Архимед, может быть, больше, чем любой другой ученый эллинизма, сделал для практического применения научных выводов. Он стал изобретателем планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел, сложного блока для передвижения тяжестей, бесконечного винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин.

Замечательны  достижения эллинистических ученых в области астрономии. Астроном Аристарх с о-ва Самос (III в. до н.э.) высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца. Но он не мог доказать свою гипотезу ни с помощью расчетов, ни с помощью наблюдений. Большинство астрономов отвергли эту точку зрения, хотя вавилонский ученый Селевк Халдеянин и некоторые другие выступали в её защиту (II в. до н.э.).

Крупный вклад  в развитие астрономии внес Гиппарх  из Никеи (II в. до н.э.), использовав вавилонские  таблицы затмений. Хотя Гипиарх выступал против гелиоцентризма, его заслугой было уточнение календаря, расстояния Лупы от Земли (близко к действительному); он подчеркивал, что масса Солнца во много раз больше земной. Гиппарх  был также и географом, разработавшим  понятия о долготе н широте.

Большие успехи были сделаны в медицине. Здесь  достижения греческих ученых V—IV вв. до н. э., в частности знаменитого  Гиппократа, и богатейшие традиции древневосточной медицины дали плодотворные результаты. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак, создатели двух влиятельных медицинских школ III в. до н. э. Им принадлежат такие крупные открытия, как явление кровообращения, наличие нервной системы, установление различия между двигательными и чувствительными центрами и целый ряд других важных наблюдений в области физиологии и анатомии человека, которые были забыты и вновь открыты лишь в Новое время. Асклепиад из Прусы в I в. до н. э. прославился эффективным лечением больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн и добился таких больших успехов, что даже возникла легенда, будто он воскресил умершего человека. Военные походы и торговые путешествия вызвали повышенный интерес к географии. Самым крупным географом эллинистического времени был Эратосфен из Кирены, работавший в Мусейоне. Он ввел в науку само слово «география». Эратосфен занимался вычислением длины окружности земного шара; он считал, что Европа-Азия-Африка — это остров в мировом океане. Он высказал предположение о возможном морском пути в Индию вокруг Африки.

Из гуманитарных наук в Александрийском музее  успешно развивались филология, историческая критика и текстология. Именно в эллинистическое время  были выверены тексты и произведена  классификация многих классических произведений древних авторов, которые  впоследствии стали каноническими  и в таком виде дошли до нашего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Подводя итоги, хочется отметить, что распространение и влияние синкретической по своему характеру эллинистической культуры было необычайно широким—Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Элементы эллинизма прослеживаются не только в римской культуре, но и в парфянской и греко-бактрийской, в раннесредневековой культуре Армении и Иберии. Многие достижения эллинистической науки и культуры были унаследованы Византийской империей и арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. Синтез разнородных начал в каждом эллинистическом государстве породил дополнительные импульсы для роста экономики, создания более сложной социальной структуры, государственности и культуры.

Процесс культурного  развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались  в расширившейся ойкумене, том  круге земель, в которых жил  человек эллинистической эпохи.

Расширение окружающего  человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто  очень древними традициями обогащало  умственный кругозор, усиливало творческое начало каждого человека, создавало  благоприятные условия для развития культуры, что, как мы видим, несомненно шло на пользу развитию эллинистической культуры.

Социальная структура  эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения полисного  типа и древневосточных общественных отношений, многообразие социальных и  классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в  целом создавали особую общественную атмосферу, комплекс различных взаимоотношений  общественных групп и слоев, которые  воплощались в различных идеологических системах, по-разному проявлялись в философии и науке, архитектуре и скульптуре, мелкой пластике или литературе.

В целом, можно  сделать вывод, что эллинистическая культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в различных областях, таких как искусство (послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира), наука и медицина (дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину, дала терминологию и т.д.). А так же  сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философию, логику, филологию и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Боннар  А. Греческая цивилизация: В 3-х т. М.: Искусство, 1992.
  2. Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. - 104стр., 2005
  3. Лосев  А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм.— Санкт-Петербург, Фолио, АСТ, 2000 г
  4. Свенцицкая И.С. Эллинистическая культура./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ., Знание, 1983
  5. Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд. М.: Либроком, 2010.
  6. Шевченко Л.И. Древнегреческая литература. Учебное пособие по античной литературе. Часть 1. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. 68 с.
  7. http://www.analysisclub.ru - Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
  8. http://www.sno.pro1.ru - сайт Студенческого Научного Общества
  9. http://enc.lib.rus.ec – электронная библиотека
  10. http://www.ido.rudn.ru – федеральный фонд учебной литературы.

Информация о работе Эллинистическая культура