Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.
Характерно распространение веры в богов-спасителей, которые должны были избавить своих почитателей от смерти. Такими чертами наделялись прежде всего древние умирающие и воскресающие боги растительности — Осирис-Сарапис, Дионис, фригийский Аттис. Почитатели этих божеств верили, что путем особых обрядовых действий — мистерий, во время которых представлялись сцепы смерти и воскресения бога, они сами становились сопричастны богу и тем самым обретали бессмертие.
Специальные жрецы в особых храмах совершают религиозные церемонии в их честь. В эллинистический период в религиозно-политической жизни получают распространение идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя — мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей. Как правило, идеи мессианства распространялись среди малых народностей, насильственно включенных в состав крупных эллинистических держав, подвергаемых жестокому угнетению центрального и местного аппарата эллинистических монархий. Особенно широко распространились идеи мессианства среди населения Древней Иудеи, насильственно включенной в состав державы Селевкидов, но они имели хождение также и в ряде малоазийских областей. В Пергаме восставшие против римского завоевания широкие массы угнетенных (132—129 гг. до н. э.), включая рабов, обожествляли Солнце, мечтали о справедливом государстве Солнца, в котором все граждане будут жить счастливо.
Определение места индивида в окружающем неустойчивом мире, восстановление чувства единства человека и космоса, своего рода моральное руководство поступками людей стали важнейшими задачами эллинистической философии. Наиболее значительными философскими школами были школы эпикурейцев и стоиков; известное влияние имели также киники и скептики.
Эпикур (начало
III в. до н.э.) был материалистом, продолжателем
учения Демокрита. Он учил, что бесчисленное
множество атомов двигается в
бесконечной пустоте; он ввел понятие
о весе атомов. В отличие от Демокрита
Эпикур считал, что атомы произвольно
отклоняются от своих путей и
поэтому сталкиваются друг с другом.
Атомистическая теория Эпикура опиралась
на его общую этическую позицию:
она исключала
Противники Эпикура обвиняли его в том, что он проповедует жизнь, полную удовольствий. Эпикур отвечал им, что понимает под удовольствием свободу от телесных страданий и душевных тревог. Свобода выбора, таким образом, проявилась у Эпикура в отказе от всякой деятельности, в уединении.
Сторонниками
Эпикура явились представители
образованной части общества, не желавшие
принимать участие в
Стоики в соответствии со своим учением о предопределении утверждали, что все люди равны перед Судьбой. Основная задача человека, по Зенону,— жить согласно природе, т.е. житъ добродетельно. Ни здоровье, ни богатство не являются благами. Только добродетель—благо. Мудрецы должны стремиться к апатии — освобождению от страстей. Стоики в отличие от эпикурейцев призывали к исполнению долга. Долгом они называли то, что внушается разумом,— почитание родителей, братьев, родины, уступки друзьям. Мудрец-стоик по велению разума должен отдать жизнь за родину или друзей, даже если од, подвергается жестоким испытаниям. Поскольку смерть — неизбежность, нельзя бояться ее или пытаться спастись.
В эллинистический период продолжала свое существование и школа киников (название происходит как от названия гимнасия в Афинах — «Кипосарг», где учил основатель этой школы Антисфен, так и от образа жизни киников — «подобных собакам»), возникшая в первой половине IV в. до н.э. Киники проповедовали необходимость полного освобождения от материальных благ, жизни согласно «природе» в прямом смысле слова. Они прославляли крайнюю бедность, отрицали рабство, традиционную религию, государство.
Наиболее известным
философом-киником был уже
Наряду с системами, созданными на основе древнегреческой философии, в эллинистический период создавались произведения, где продолжались и обобщались традиции древневосточного философствования. Замечательной книгой такого рода была книга «Екклесиаст», одна из самых поздних книг, включенных в Библию. «Екклесиаст» был создан в Палестине в начале III в. до н.э., во времена господства Птолемеев. В этой книге в соответствии с общим духом эллинистический эпохи говорится о тщетности человеческих усилий к достижению счастья. Мировоззрение автора «Екклесиаста» пессимистично и индивидуалистично:
Своеобразную
философскую притчу представляет собой
и библейская «Книга Иова», созданная,
по-видимому, в IV в. до н.э. В ней рассказывается
о праведном Иове, на которого бог,
чтобы испытать его, насылает несчастья,
В «Книге Иова» поставлен вопрос
о взаимосвязи страданий
Ответ, который предлагается в «Кинге Иова» на поставленные вопросы, сводится к тому, что бог посылает страдания не столько как наказание, сколько как средство очищения Души человека.
Эллинистические
философские системы оказали
значительное влияние па дальнейшее
развитие философии в странах
Восточного Средиземноморья, а также
— через различные восточные
учения и римский стоицизм — на
христианство.
Литературный
процесс эпохи эллинизма, с одной
стороны, отражал существенные изменения
в общей социальной и духовной
атмосфере эллинистической
В поэзии III —II вв.
до н.э. боролись противоположные тенденции;
с одной стороны, была сделана
попытка, возродить героический
эпос: Аполлоний Родосский (III в. до н.э.)
написал большую поэму, посвященную
мифу об аргонавтах — героях, добывших
золотое руно («Аргонавтика»), с другой
стороны, широкое распространение
получает поэзия малых форм. Известен
александрийский поэт Каллимах (родом
из Кирены), создатель кратких
Недовольство жизнью в больших городах (особенно жизнью в столицах с ее раболепством перед монархом) приводит в литературе к идеализации сельской жизни, близкой к природе. Поэт Феокрит, живший в Александрии в III в. до н.э., создал особый поэтический жанр идиллий, где описывается безмятежная жизнь пастухов, рыбаков и т. п., приводятся их песни. Но, как и Каллимах, Феокрит прославлял эллинистических правителей — тирана Сиракуз Гиерона, Птолемея II, его жену, без этого было невозможно благополучное существование поэтов.
Острые социальные контрасты приводят к созданию в период эллинизма социальных утопий, которые, с одной стороны, испытывали на себе влияние политических трактатов философов классической Греции, а с другой — различных восточных сказаний. Примером может служить «Государство Солнца» Ямбула, изложение которого содержится у писателя I в. до н.э. Диодора. В этом произведении речь идет о путешествии на чудесные острова, посвященные богу Солнца.
Прозаические повести псевдоисторического и нравоучительного жанров, датируемые IV—II вв. до н.э., были включены в состав Библии; это книги «Иона», «Руфь», «Эсфирь», «Юдифь», «Товит» и отрывок «Сусанна и старцы» — три последние сохранились только в греческом переводе; одновременно занимательные прозаические псевдоисторические повести — цикл о Петубастисе — создавались и в Египте.
Искусство эллинизма чрезвычайно сложно и многообразно, поэтому отмечу лишь его основные тенденции и их специфическое выражение на территории того или иного эллинистического государства.
Вообще период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Естественно, этот процесс послужил мощным стимулом для градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно спланированного и благоустроенного города появились еще в классическое время, но полное использование градостроительных принципов регулярного города и их самое широкое распространение при основании многочисленных новых городов произошло лишь в эллинистический период. Основные принципы регулярного города заключались в следующем: 1) выбор для города (если он основывается заново) благоприятной в климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности, 2) составление генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы, 3) применение планировочных, пересекающих под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельно-перпендикулярных улиц, 4) разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов. Генеральный план города предусматривал отведение специальных участков для центральной площади — агоры — и других площадей, для театральных сооружений, общественных зданий и храмов, стадионов и пр.