Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:50, реферат
Традиционно культура считалась делом высоко одаренных одиночек или небольших, часто подвижнических, групп. В XX в. происходит тотальная индустриализация сферы искусства
Труд мой любому труду родствен.
Взгляните — сколько я потерял,
какие издержки в моем производстве
и сколько тратится на материал.
В любой попытке
учесть фактор культуры в экономическом
исследовании возникает проблема выявления
причинно-следственной связи между
экономикой и культурой. Экономисты
Луиджи Гуизо, Паола Сапиенза и Луиджи
Зингалес доказывают, что культура оказывает
прямое воздействие на экономику, доказывают,
что в долгосрочной перспективе, именно
экономическая система и производственные
отношения формируют культуру самого
общества. Тем не менее, культурные ценности
не всегда меняется в соответствии с экономическим
развитием. Так, например, люди выросшие
в религиозных семьях на протяжении всей
жизни сохраняют определенные стереотипы
поведения, даже если отходят от религии.
Причины столь медленных изменений в культурном
развитии авторы объясняют тем, что родители
склонны передавать своим детям ту информацию,
которую последние, в свою очередь, получили
от своих родителей, без переосмысления
и адаптации данной информации к требованиям
современности.
По материалам:
«Культура и экономика» В.В. Ванчугов,
Washington ProFile, 2006 г .
потребителем), сколько социальную
Фактор культуры
в экономике
Одной из первых
экономических работ, рассматривающей
культуру как независимый фактор,
было исследование, проведенное известным
американским ученым, специалистом в
области государственного управления,
Эдвардом Бэнфилдом в 1958 г . Он доказывал,
что низкие темпы развития тех или иных
экономик могут быть объяснены культурными
системами, сложившимися в различных странах.
Бэнфилд показал, что слабость экономики
на юге Италии может объясняться местными
культурными традициями. Американский
политолог Роберт Патнэм в 1993 г . выдвинул
гипотезу, согласно которой, чем более
«альтруистично» общество, тем выше качество
действующих в нем политических и государственных
структур. Историк и экономист Дэвид Ландес
доказал существование прямой зависимости
между процветанием национальной экономики
и такими качествами ее граждан как экономность
и бережливость, трудолюбие, упорство,
честность и терпимость. Такие качества,
как ксенофобия, религиозная нетерпимость,
коррупция гарантируют бедность широких
масс населения и медленное развитие экономики.
Итальянский экономист Гвидо Табеллини
проанализировал уровень образования
и качество политических институтов в
69 европейских регионах. Его вывод: объем
ВВП и темпы экономического роста выше
в тех регионах, где процветают взаимное
доверие, вера в индивидуальную инициативу
человека и уважение к закону.
В любой попытке
учесть фактор культуры в экономическом
исследовании возникает проблема выявления
причинно-следственной связи между
экономикой и культурой. Экономисты
Луиджи Гуизо, Паола Сапиенза и Луиджи
Зингалес доказывают, что культура оказывает
прямое воздействие на экономику, доказывают,
что в долгосрочной перспективе, именно
экономическая система и производственные
отношения формируют культуру самого
общества. Тем не менее, культурные ценности
не всегда меняется в соответствии с экономическим
развитием. Так, например, люди выросшие
в религиозных семьях на протяжении всей
жизни сохраняют определенные стереотипы
поведения, даже если отходят от религии.
Причины столь медленных изменений в культурном
развитии авторы объясняют тем, что родители
склонны передавать своим детям ту информацию,
которую последние, в свою очередь, получили
от своих родителей, без переосмысления
и адаптации данной информации к требованиям
современности.
По материалам: «Культура и экономика» В.В. Ванчугов, Washington ProFile, 2006 г .
природу (например,
владение картиной сообщает владельцу
определенный статус).
Таким образом, культурное благо, скорее всего, и не может быть понимаемо, если рассматривать его в рамках традиционной экономической науки. Только теории, учитывающие меняющуюся природу индивида, эволюцию социальных групп, их норм и ценностей, принимающие во внимание общественный характер жизни людей, могут объяснить особенности культурных благ.
Индустриализация
искусства
Йозеф Шумпетер,
один из столпов эволюционного подхода
в экономической науке, рассматривал капитализм
как процесс непрерывного создания и разрушения
бизнес-возможностей. Во главу угла Шумпетер
ставил созидательную силу предпринимателей,
постоянно находящих новые возможности
получения максимального дохода. Такими
возможностями могут быть научно-технический
прогресс, организационные нововведения,
открытие новых рынков сбыта. В тех отраслях,
где такие возможности обнаружены, начинается
бурный рост числа производителей, и рынок
захватывают наиболее приспособленные
и «технологичные» из них: кустарей вытесняют
корпорации. Открытие и развитие рынков
культуры в конце XIX и в XX вв. происходило
во многом в соответствии с шумпетерианскими
моделями (вероятно, благодаря этому экономисты-эволюционисты
сейчас достаточно успешно работают в
сфере экономики культуры).
Традиционно культура
считалась делом высоко одаренных
одиночек или небольших, часто подвижнических,
групп. В XX в. происходит тотальная индустриализация
сферы искусства. В литературе, живописи,
театре, кино производство новых шедевров
поставлено на поток. Конечно, этот процесс
подпитывается «предпринимательской»,
созидательной энергией молодых амбициозных
авторов, порождающих «новые альтернативы»
— так в конце XIX в. появляется импрессионизм,
в начале XX — движение футуристов, в середине
1930-х гг. в кино экспериментируют авангардисты,
а в 1960-х сцену захватывает рок-музыка.
Можно найти
множество примеров серийного производства
культурных благ во всех сферах культуры
и искусства. Но, наверное, нет второй
такой по масштабам и значимости
фабрики искусства, как Голливуд.
Это название само стало символом,
ролевой моделью
В Голливуде
производство культурных благ происходит
примерно как сборка магнитол на заводе
где-нибудь в Малайзии. Как и на
товарном производстве, каждый занят
своим делом: есть менеджеры различного
ранга, продавцы, производители, вспомогательные
рабочие, ключевые специалисты. «Лаборатории
творчества» заняты подготовкой
сценариев и «обкаткой» их под
стандарты съемочных площадок. Тысячи
человек в коммерческой дирекции
закупают всевозможные материалы и
декорации; производство идет десятками
фильмов в месяц. Успех просчитан
заранее: над этим работают сотни
опытных маркетологов и социологов,
проводящих опросы и собирающих фокус-группы
для оценки целевой аудитории и необходимой
рекламной компании будущего фильма.
Голливуд не
случайно называют и фабрикой звезд
— звезды здесь тиражируются и
сходят со стапелей в нужных количествах.
Звезды — это еще один феномен
экономики культуры, обусловленный
не только факторами предложения (звезда
«создается» продюсерами), но и факторами
спроса (у зрителей есть потребность
в кумирах).
Разумеется, на
рынке труда в сфере искусства
представлены не только звезды, хотя стремление
стать таковой является мощным мотивирующим
фактором для вновь приходящих. Очевидно,
что индустриализация культурной сферы
требует значительного притока квалифицированных
кадров.
За 1980-е гг. занятость
в «культурных отраслях» в
США увеличилась в полтора
раза, а в Европе — почти вдвое,
темпы роста занятости
Интеллектуальные,
творческие продукты, как продукты
информационные, в отличие от материальных
благ, легко могут быть скопированы
и растиражированы. Проблема плагиата
известна с древнейших времен, но в
эпоху цифровых носителей информации
кража результатов чужого творческого
труда стала неимоверно легче[10].
Вопросы охраны интеллектуальной собственности играют для индустрий культуры не меньшее значение, чем охрана физической собственности — для экономики в целом. Исследователями данного вопроса достаточно убедительно показано, что реализация авторских прав (копирайт) стимулирует производителей культурных благ (особенно в тех сферах, где инвестиции в создание продукта очень высоки — таких, как кино), а несоблюдение — оказывает отрицательное влияние на культурные рынки. Эта позиция подтверждается и эмпирически: в странах, где защита интеллектуальной собственности осуществляется широкомасштабно и последовательно, в течение последних десятилетий происходит активный рост сферы культуры и искусства. Разумеется, политика защиты авторских прав должна адаптироваться к глобальным социальным изменениям: право на копирование должно являться важным, но не единственным компонентом государственной и международной политики в сфере культуры[11].
Экономика культуры
— наука о будущем?
В 1973 г . Даниэл Белл
провозгласил наступление в развитых
странах эпохи постиндустриального общества[12].
Автоматизация основных производственных
операций требует все меньшего присутствия
человека в таких традиционных секторах
производства, как сельское хозяйство
и промышленность. Вместе с тем, по мере
удовлетворения человеком потребностей
в пище и в основных потребительских товарах,
все больше возрастает потребность в различного
рода услугах — как физических (например,
лечение или транспортировка), так и в
информационных (например, консультации
или обучение). После Второй мировой войны
в большинстве развитых стран произошел
массовый приток трудовых ресурсов в сферу
услуг: например, в настоящее время в США
в сфере услуг занято около 75% рабочей
силы, тогда как в сельском хозяйстве —
не более 3%[13].
Информатизация
общества, происходящая с начала 1970-х
гг., связана с ростом потребности
в информационно-символических
Кроме того, культура
приобретает все большее
Изменение общества
и эволюция исследующей его науки
— это коэволюционный процесс. Становление
постиндустриального информационного
общества с каждым годом будет набирать
силу — этот тренд очевиден уже сегодня[17].
Экономика культуры — одна из первых наук,
отвечающих вызову формирующегося информационного
капитализма.
Разумеется, в мире, где цифровое и имущественное неравенство лишает две трети населения земного шара возможности ознакомится с образцами современных и классических творений человеческой цивилизации, где половина стран только начала путь индустриализации — классическая экономическая наука еще долго будет иметь доминирующее значение. Она гораздо лучше описывает вопросы, стоящие перед этими странами: отраслевая организация, эффективное управление финансами, макроэкономическое регулирование. Однако для развитых стран, для «золотого миллиарда», уже охваченного волной информатизации и де-индустриализации[18], все большее значение будут иметь научные теории «будущего общества», общества информации и творческой энергии — такие, как экономика культуры.
Информация о работе Экономика культуры — штрихи к науке нового века