История становления культурологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:52, реферат

Описание работы

В течение длительного времени - целых тысячелетий культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания. Тема очень обширна и захватывает огромный пласт истории человеческого опыта и знаний. Поэтому в рамках данной работы рассмотрено лишь представление о самой культуре на протяжении нескольких этапов человеческой истории.

Содержание

Введение 3
1. Античное представление о культуре 4
2. Понятие культуры в эпоху средневековья 7
3. Осмысление культуры в новое время 9
4. Категория: культура 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

4. Категория:  культура

 

     Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.1

     В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью  которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

     Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой  программируется, реализуется, стимулируется  активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и  между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной.

     Материальная  культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую (телесную) культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

     Социальная  культура - система правил поведения  людей в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

     Духовная  культура - система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики  и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений - знаков. Универсальный знак - язык - естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.

     Предметная  область науки включает:

     - систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

     - систему знаний о позитивно  значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства,  человечества (гуманитарные науки).

     Естественные  науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

     Естественнонаучная  культура - это:

     - совокупный исторический объем  знания о природе и обществе;

     - объем знания о конкретных  видах и сферах бытия, который  в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;

     - усвоенное человеком содержание  накопленного и актуализированного  знания о природе и обществе.

     Гуманитарная  культура - это:

     - совокупный исторический объем  знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;

     - системообразующие ценности гуманитарного  знания (гуманизм, идеалы красоты,  совершенства, свободы, добра и  т. п.).

     Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

     Специфика гуманитарной культуры: системообразующие  ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

     Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось  противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и научной культурой выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

     Многообразие  существующих в мире философских  и научных определений культуры не позволяет сослаться на это  понятие как на наиболее очевидное  обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации2: Культура понимается как…

  • "Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей"3
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
  • «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
  • картина мира;
  • "Культура - это преобразование сущего, в соответствии с представлениями об идеальном мире"
  • «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  • абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
  • общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
  • «вся совокупность внебиологических проявлений человека»4;

 

Заключение

 

     В настоящее время насчитывается  до 500 определений термина культура. Латинское слово культура первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Позднее культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком.

     Можно сказать, что две основные движущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя различные функции, решая разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. В связи с этим, культурное богатство личности зависит от включения ценностей в человеческую деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведении и культура живет в личностном поведении человека. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

     В эпоху Нового времени утвердилось  представление о законе как исходной управляющей силе в природе и  обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука. Наука  как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл – впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась "естественной", присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания.

 

Список литературы

 
  1. Аванесова, Г.А. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 1994.
  2. Гуревич, П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 1995.
  3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
  4. Кармин, А.С. Культурология. – СПб.: «Лань». – 2009. – 928 с.
  5. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с.
  6. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ. - С.66.
  7. Пелипенко, А. А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко – М.: Языки русской культуры, 1998.
  8. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе История становления культурологического знания