История становления культурологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:52, реферат

Описание работы

В течение длительного времени - целых тысячелетий культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания. Тема очень обширна и захватывает огромный пласт истории человеческого опыта и знаний. Поэтому в рамках данной работы рассмотрено лишь представление о самой культуре на протяжении нескольких этапов человеческой истории.

Содержание

Введение 3
1. Античное представление о культуре 4
2. Понятие культуры в эпоху средневековья 7
3. Осмысление культуры в новое время 9
4. Категория: культура 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 
 
 

 

Введение

 

     Культура  относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно.

     Тема  настоящего реферата: «История становления культурологического знания». В течение длительного времени - целых тысячелетий культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания. Тема очень обширна и захватывает огромный пласт истории человеческого опыта и знаний. Поэтому в рамках данной работы рассмотрено лишь представление о самой культуре на протяжении нескольких этапов человеческой истории.

     В настоящее время наблюдаются  тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе  и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры.

     Вышесказанное подтверждает актуальность настоящей работы, цель которой – рассмотреть понятие культуры на протяжении основных этапов человеческой истории.

     Для того, чтобы данная цель была достигнута, в работе последовательно будут  решены следующие задачи: рассмотрено античное представление о культуре, рассмотрено понятие культуры в эпоху средневековья, рассмотрено понимание культуры в новое время. 
 

 

1. Античное представление  о культуре

 

     Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и  народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

     Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале  черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

     Вместе  с тем это принципиально важный этап становления философии как  сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

     Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

     Именно  они первыми нащупали фундаментальную  проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную  и мыслительную реальности.

     Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

     Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными  результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

     Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

     Поэтому антропологический поворот в  философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

     Античная (или древняя) Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

     Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

     - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

     - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

     - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

     - классический (V - IV вв. до н.э.),

     - эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

     Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

 

2. Понятие  культуры в эпоху  средневековья

 

     В конце 5 века нашей эры. Западная Римская  империя прекратило свое существование. Бесконечные войны, внутренние раздоры, восстания рабов ослабили некогда  могучее государство. Древний Рим оказался бессильным противостоять натиску пришлых племен (римляне называли их варварами). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства. Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской. Варвары не умели столь искусно, как римляне, строить каменные здания, крайне редко и примитивно изображали в искусстве человека, но зато с исключительным мастерством покрывали ярким орнаментом и затейливой резьбой изделия из металла, дерева, кости. Орнаменты и украшения чаще всего представляли собой фигуры борющихся друг с другом фантастических животных, чудовищ и птиц. Эти образы были порождены первобытным сознанием и народной фантазией и долго сохранялись впоследствии в западноевропейском средневековым искусстве. Художественные традиции древних греков и римлян, казалось, навсегда были забыты, каменная архитектура пережила упадок.

     В начале 10 века по всей Европе развернулось строительство каменных зданий. Постройки 11-12 веков, а вслед за тем и все  изобразительное искусство этого времени позднее получили название романских. Этот термин был введен в 19 веке французскими археологами. Изучая архитектуру раннего средневековья, они обнаружили некоторые черты сходства культовых зданий с постройками Рима, наличие арок и сводов, сходство отдельных украшений. Поэтому они предложили условно назвать европейское искусство 10-12 веков романским (то есть римским), так же как были названы романскими языки некоторых европейских народов, происшедшие от латинского языка.

     В конце 12 века на смену романскому искусству пришел новый стиль - готический. Название «готическое искусство», «готика» возникли в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально этим термином именовали все средневековое искусство, считая его порождением варварского племени готов, которое некогда разрушило Рим. В настоящее время готическим называют искусство главным образом Западной Европы конца 12-14 веков.

     Революционным по своему содержанию и последствиям явилось создание выдающимся польским ученым Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы взамен устаревшей геоцентрической системы К. Птолемея. Это был одновременно удар по самому центру религиозного учения - вопросу о мироздании. Продолжателями дела Коперника были Иоганн Кеплер (1571—1630) и Галилео Галилей (1564—1642).

 

3. Осмысление  культуры в новое  время

 

     В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который  наступал по мере утверждения в жизни  новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало "новое" как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры.

     Слово "гуманизм" родственно древнему латинскому слову homo (человек). В наше время понятие "гуманизм" имеет разнообразные истолкования, но все они неизменно включают основной его признак – "человечность", под которой подразумевается отношение к человеку как высшей ценности среди всех возможных во Вселенной. В этом понятии заключено и гордое возвышение человека над миром Природы (в которой он один может действовать умышленно и со все большим совершенством), и отвержение всевластия Бога, отступающего там, где ситуацией владеет человек, и, в то же время, различное понимание самого слова “человек" – то ли как "человек вообще" (всякий, любой человек, индивид), то ли как "человек особенный" (выдающийся, неповторимо одаренный человек – полководец, правитель, артист, и т. п., личность, единственная в своем роде). Все эти и другие смыслы понятия "гуманизм" были проговорены, объяснены в литературе и испытаны в жизни на протяжении почти полутысячелетнего существования в Европе (в XV-XIX веках) эпохи гуманистической культуры, которая заместила здесь культуру средневекового типа.

     Разумеется, нет и не может быть такой культуры, которая не предполагала бы за человеком  определенного и к тому же важного  места (роли, назначения) в своей  системе мироздания. Уже архаические  культуры оставляли решающую роль человеческому коллективу в поддержании предустановленного миропорядка путем ритуальных действий, воспроизводивших первособытия-первотворения. И в эпоху Древности человек ясно сознавал свою роль в исполнении традиции, которую обоготворял. Пахарь и мореплаватель, кузнец и воин, иногда, как в Древней Греции, в одном лице, купец ли, жрец ли – понимали свою деятельность не иначе, как в союзе с Деметрой и Посейдоном, с Гефестом и Аресом, Гермесом и Аполлоном и другими богами (в данном случае мы берем в пример наиболее известных греческих богов-олимпийцев), то есть, понимали ее как деятельность, санкционированную божественными силами.

     После этого уже трудно было верить, что  мир есть нечто раз и навсегда данное, а человек в нем лишь исполнитель замысла Творца. Опыт и чувства подсказывали другое. И европейцы начали создавать культурную систему в согласии с этим новым опытом и новыми чувствами. Формирование культуры “Нового времени" было отмечено решительными переменами почти всех форм жизни.

     Исторически "Новое время" как тип культуры начал складываться в XV и XVI веках (этот переходный период называется эпохой Возрождения), классические формы его  находим в XVII и XVIII столетиях. Но уже  в XIX веке этот тип культуры обнаружил ряд фатально непреодолимых проблем, катастрофические последствия которых в ХХ веке вновь принудили человечество к мучительным поискам удовлетворяющего требованиям современности культуропорядка.

     Поставить человека в центр культуры – значит увидеть в нем главное действующее лицо истории. Но человек – не Бог, он не может действовать совершенно произвольно. Возомнивший себя носителем неограниченной воли Человек страшен и разрушителен. Этому учил дорого обошедшийся опыт первых веков новой эпохи. Вот почему одной из первейших задач в процессе становления культуры Нового времени было обоснование культуропорядка, лежащего в ее основе – его природы и его структуры.

     Кроме того, тот же опыт показал, что свободно действующий человек может продуктивно творить согласно своей воле, если будет сообразовывать ее со свойствами действительности, к которой он прилагает свои усилия. Поэтому еще одной задачей новой культуры стало обоснование достоверного знания как важнейшего условия свободной деятельности человека.

     Самоответственно  действующий человек стал перед  необходимостью самопознания и самооценки. Эту, впервые возникшую проблему человеческого "Я", следовало решать и как познавательную (в плане  познании того, как и чем теперь должен руководствоваться в своих решениях человек), и как воспитательную, поскольку в этой культуре уже не Бог, а сами люди были ответственны за состав тех мыслей и чувств, с которыми новое поколение вступает в общественную жизнь.

     Эти и другие проблемы эпохи Нового времени (например, проблемы смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и мира – в свете новых представлений) интенсивно разрабатывались рядом блестящих ученых и мыслителей из разных стран Европы. В целом культура Нового времени сложилась как общеевропейская в отношении всех важнейших своих проявлений – от придворного этикета, научных теорий и жанров искусства до технологии машинного производства, средств связи и банковского дела.

Информация о работе История становления культурологического знания