История слова и понятия «культура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Американские антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры: "Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".

Содержание

История слова и понятия «культура»

Антропологический, социологический и философский подходы в понимании культуры

Мировоззренческое и философское направления в изучении культуры – как новый этап развития культурологии.

Работа содержит 1 файл

Культорология.docx

— 36.79 Кб (Скачать)

Первый вектор антропологического исследования культуры характеризуется  установкой на “зеркальное отражение” всех ее сторон и черт при помощи визуальных и иных средств.

“Антропология, — подчеркивает К.М.Клахкон, — держит перед человеком большое зеркало и дает возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии”.

Вот почему излюбленный метод антропологии — наблюдение.

Действительной основой для  интеграции всех отраслей антропологии как единственной науки о культуре Б.Малиновский считал научное исследование, базирующееся на методе полевого наблюдения. Последнее для антропологов начала прошлого века было образцом исследования любой культуры. Через это должны были пройти все поколения ученых, становившихся впоследствии теоретиками.

Явления культуры, которые даны нам  непосредственно в процессе наблюдения, содержат объективные и интерсубъективные связи, постижение которых требует уже теоретического подхода. Так появились различные версии антропологического редукционизма (биологизм, предыстория, универсализм, функционализм, или функциональный анализ культуры), символизм и “рефлексивная”, или интерпретативная теория.

Важное условие антропологического познания культуры — установка на поиск биологических предпосылок  культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм. Считается, например, что у каждого культурного явления существует свой биологический аналог, своего рода “протокультура”. Считается также, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы. Именно это обстоятельство повлекло за собой весьма распространенное заблуждение (даже среди самих специалистов), что антропологи занимаются только первобытными обществами и культурами. Так различаются между собой биологическая и историческая версии редукционизма.

Следующее направление антропологической  редукции культуры состоит в том, чтобы найти единые и неизменные основания или составляющие, характерные  для всех времен и народов (культурные универсалии).

Еще одной разновидностью антропологического редукционизма следует считать функционализм. Антропологи одни из первых осознали необходимость объективного анализа зависимости между потребностями человека и средствами их удовлетворения, которые вырабатывает и предоставляет культура. Функциональная обусловленность явлений культуры стала предметом пристального изучения Б.Малиновского и других классиков антропологии.

Однако не следует переоценивать  роль прямого или включенного  наблюдения при изучении явлений  культуры, в том числе значение объективного анализа их функциональных связей. Поэтому третья особенность  антропологического изучения культуры заключается, в первую очередь, в  том, что культуру нельзя постичь  лишь непосредственным путем, то есть обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемым и наблюдаемым фактам ее бытия, либо выявляя функциональную зависимость между ними и соответствующими потребностями человека. Инобытие культуры представлено в системе символических средств (символатов, культурных кодов и пр.), которые нуждаются в расшифровке и интерпретации. Поэтому большое внимание антропологи уделяют применению методов семиотики и лингвистики в процессе изучения языка культуры. С точки зрения методологии исследования данная исследовательская установка характеризуется единством инструментального (или функционального) и семиотического (или символического) аспектов анализа.

Четвертая характерная черта антропологического изучения культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной реальности, в  стремлении раскрыть сознательные и  бессознательные состояния субъектов  культуры. Не случайно К.Леви-Строс подчеркивал, что антрополог строит свое исследование общества и культуры с позиции наблюдаемого. Знать эту позицию — это значит проникнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вербального поведения.

Социологический подход

 

Сущность социологического подхода  к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного  коллектива идеи, ценности и правила  поведения. Именно с их помощью формируется  коллективная солидарность — основа социетальности.

Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т.Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и  социальная структура; культура и образ  или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три  взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в  процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный —  на исследовании “типических единиц”  или устойчивых форм организации  совместной деятельности людей.

 

Мировоззренческое и философское  направления в  изучении культуры – как новый  этап развития культурологии.

 

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как "буржуазная лженаука" и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, "маскируясь" то под социологию, то под философию, то под филологию.

Хотя культурология и  очень молодая наука, но она имеет  глубокие, еще донаучные корни. Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином "культурология" мы будем понимать теорию культуры.

В этом смысле культурологию  можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает  не отдельные культурные системы, которых  в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится  к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или  менее тесные связи с другими  гуманитарными дисциплинами. Так, у  культурологии много общего с  философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии  считает не первичность духа или  материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и  культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с  социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология "поставляет материал", который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом -- все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются  такие науки, как культурология  и психология, поскольку обе изучают  человека в основном со стороны его  внутреннего мира. Психологические  модели человеческих типов и поведения  человека в разных жизненных ситуациях  дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом  применена и в культурологии. В идеале поведение человека в  различных, в том числе и в  экстремальных ситуациях, должно исследоваться  комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии  с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства  и особенно литературы имеют важнейшее  значение для культурологии, поскольку  не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.

И наконец, связи культурологии  с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными  историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить  как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета  в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить  теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического  развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и  исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Теория культуры. Коган Л.Н.
  2. Ведение социальную и культурную антропологию. Орлова Э.А.
  3. Социальная культурология (в 2ч.) Ерасов Б.С.

 

 

 

 

 


Информация о работе История слова и понятия «культура»