История русской музыки XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Множество веков музыка помогала человеку легко жить и трудиться. Моя работа посвящена этому искусству, поскольку имею прямое отношение к нему. Еще в музыкальной школе мне говорили, что «не вся музыка несет положительную атмосферу и гармонию. Нужно знать, что можно слушать, а что нет».

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2.ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ДО XIX ВЕКА. 4
3.ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА. 5
3.1 Произошедшие изменения. 5
3.2 Жанры. 6
3.3 Стили в русской музыке. 8
3.4 Деятели. 10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

русская музыка.doc

— 553.50 Кб (Скачать)

Инструментальная  музыка. Истоки инструментальной музыки – создание в 17-ом веке первых ансамблей с солирующей скрипкой. Инструментальная музыка - основной стиль XIX века. На его развитие повлияло множество композиторов того времени, такие как: Чайковский, Глинка, Даргомыжский.  

При них я  и хочу рассказать в следующем  параграфе.

 

 

3.4 Деятели.

Выдающиеся  личности вносили вклад в отечественную музыку того времени. 

Петр  Чайковский. 

Петр  Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. 

В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат его учителя А.Г.Рубинштейна, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им "Зимние грёзы", в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги. 

В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался  с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н.Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н.Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского "Воевода". 

Чайковский  как композитор начал сочинять практически  во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Традиция заказов московских устроителей различных торжеств продолжалась и в последующие годы, когда Чайковским была сочинена кантата, даже получившая в название имя первой русской столицы - "Москва". 

Одной из отличительных черт творчества Чайковского  этого периода было обращение  к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет "Лебединое озеро" композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.

Последние полтора десятилетия жизни Чайковского  отмечены огромным расцветом его  творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских  композиторов, который еще при  жизни добился всеобщего признания  и мировой славы. "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать".   
 

Чайковский  пробует свои силы в области дирижирования и постепенно начинает заниматься этим регулярно. В конце 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. "Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России", - записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В Про Петра Ильича Чайковского можно многое рассказать, поэтому я завершу рассказ о нем записью в его дневнике: "...ЕСЛИ МНЕ СТОИЛИ ГРОМАДНОЙ, ТЯЖЕЛОЙ БОРЬБЫ С САМИМ СОБОЙ МОИ ПОПЫТКИ ДИРИЖИРОВАНИЯ, ЕСЛИ ОНИ ОТНЯЛИ ОТ МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЗНИ, - ТО Я О ТОМ НЕ СОЖАЛЕЮ. Я ИСПЫТАЛ МИНУТЫ БЕЗУСЛОВНОГО СЧАСТИЯ И БЛАЖЕНСТВА "910. 
 

Михаил  Глинка. 

  Михаил  Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении  своих родителей, расположенном  в ста верстах от Смоленска  и в двадцати верстах от небольшого города - Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.

     

     Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

     

     Однако главное - не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка "с постоянным и глубоким напряжением" ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

     

     Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), - всё это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним "постоянным и глубоким напряжением". Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью. 

"Когда  я изъявил свое желание приняться  за русскую оперу, - пишет Глинка, - Жуковский искренно одобрил  моё намерение и предложил  мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена  в лесу глубоко врезалась в  моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских".

     

     Увлеченность Глинки была настолько  велика, что "как бы по волшебному  действию вдруг создался... план  целой оперы...". Глинка пишет,  что его воображение "предупредило" либреттиста; "...многие темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове моей". 

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров  А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения.

     

     Премьера "Ивана Сусанина" состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

     

     Острота восприятия новизны музыки  Глинки примечательно выражена  в "Письмах о России" Анри  Мериме: "Жизнь за царя" г.  Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью... Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари... Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным". 
 

     Последние годы Глинка жил  то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

     

     Близким, преданным другом последних  лет жизни композитора была  его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры11.

Александр Даргомыжский

     А.С. Даргомыжский родился в семье  мелкопоместного дворянина. Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, получил образование  в Университетском Благородном  пансионе в Москве. В конце 1817 года получил приглашение на службу в  Петербург - в Государственный коммерческий банк. И вместе со своей семьей приезжает в Петербург из Смоленской области.

     В 1829 году С.Н. Даргомыжский получает потомственное  дворянство, а в 1840 году выходит в  отставку.

     Мать, урожденная княгиня Козловская, принесла в семью характерные черты барско- патриархального быта: дети получали домашнее воспитание, проникнутое нравоучительством, где преобладающим элементом была французская речь и культура. Помимо Александра, в семье было еще несколько детей: Эраст (1811), Людмила (1827), Софья (1815), Виктор (1816), и Эрминия (1827).

     В Петербурге у Александра Сергеевича начались систематические занятия  по гуманитарным наукам.. Музыке в семье  Даргомыжских уделяли большое внимание: Эраст играл на скрипке, Людмила - на арфе. Отец будущего композитора мечтал о домашнем ансамбле. В 1819 году с Сашей начала заниматься по фортепиано Луиза Вольгенборн, которая практически ничему его не научила. В 1821 году - новый педагог по ф-но: Адриан Трофимович Данилевский. Он был известным музыкантом и педагогом. После нескольких занятий он уже поставил Саше руки. Александр Сергеевич делал большие успехи в занятиях. Одновременно он сочинял различные произведения. Но его новый учитель преследовал и даже уничтожал его сочинения. По воспоминаниям Даргомыжского, Данилевский считал неприличным для русского дворянина заниматься сочинительством и полагал, что ученик мог бы лучше употребить свое время на заучивание данного фортепианного урока.

     В скором времени появляется еще один педагог-скрипач, крепостной П.Г. Воронцов. Он наоборот поощряет его сочинительские опыты. В доме Даргомыжских атмосфера всегда была насыщена творческим духом. Дети знакомились с литературой, историей, поэзией, учили иностранные языки, сочиняли и переводили стихи. Постоянно ставились домашние спектакли. Мать Даргомыжского писала пьесы, одна из них - "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". В их доме часто бывали петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества". Постепенно родители Александра убеждались, что сыну нужен учитель с более широким кругозором и концертной практикой. Выбор остановили на приезжем музыканте Вены Франце Шоберлехнере. Концертирующий пианист, к тому же недурно играющий на скрипке, сочиняющий музыку, с 1824 года неоднократно выступавший в Петербурге и оцененный русскими музыкальными критиками. C 1828 по 1831 г.г. Шоберлехнер занимался с Сашей, оттачивая его пианистическое мастерство, передал ему свою любовь к музыке Бетховена. Нередко они вместе участвовали в домашних концертах: Шоберлехнер - альт, Даргомыжский - 2-я скрипка.

Информация о работе История русской музыки XIX века