Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа
Множество веков музыка помогала человеку легко жить и трудиться. Моя работа посвящена этому искусству, поскольку имею прямое отношение к нему. Еще в музыкальной школе мне говорили, что «не вся музыка несет положительную атмосферу и гармонию. Нужно знать, что можно слушать, а что нет».
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2.ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ДО XIX ВЕКА. 4
3.ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА. 5
3.1 Произошедшие изменения. 5
3.2 Жанры. 6
3.3 Стили в русской музыке. 8
3.4 Деятели. 10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….18
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)
Кафедра
истории Отечества,
науки и культуры
Курс 1
Группа
805
Курсовая работа
Тема: История
русской музыки XIX века
Студент Новиков
Д.М
Руководитель
Потехина И.П
Оценка за
курсовую работу_______________
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Множество веков музыка помогала человеку легко жить и трудиться. Моя работа посвящена этому искусству, поскольку имею прямое отношение к нему. Еще в музыкальной школе мне говорили, что «не вся музыка несет положительную атмосферу и гармонию. Нужно знать, что можно слушать, а что нет».
Тема моей работы
актуальна в современном
2.История русской музыки до XIX века.
Русская музыкальная
культура развивалась несколько
отличным от зарубежной музыки путем.
До своего расцвета и становления первых
национальных композиторских школ в начале
XIX века она прошла долгий путь развития.
Началом русской музыки можно считать
IX век - образование Древнерусского государства.
До середины XVIII века светская музыка не
была профессиональной, основные музыкальные
жанры лежали в области народного фольклора
и духовной музыки.
Русская народная
музыка берёт начало в фольклоре
славянских племён, живших на территории
Киевской Руси. Так как этнический
состав населения был очень разнородным,
русская музыка включала в себя, кроме
славянских, также финно-угорские, тюркские
и другие прототипы.
Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме), частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.1 В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века)2. В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан так называемый оркестр русских народных инструментов.
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 -1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А-Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.3
Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.
Заложены основы двух главных
направлений отечественной
Симфонические произведения
Младшим современником М.И.
Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив'. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).
Таким образом, в русском
В XIX веке были распространены следующие жанры:
Опера
- синтетический жанр, объединяющий в едином
театральном действии различные виды
искусств: драматургию, музыку, изобразительное
искусство (декорации, костюмы), хореографию
(балет). Исторически сложились определённые
формы оперной музыки. При наличии некоторых
общих закономерностей оперной драматургии
все её компоненты в зависимости от типов
оперы толкуются различно. Разнообразны
вокальные формы классической оперы. Характеры
героев наиболее полно раскрываются в
сольных номерах (ария, ариозо, ариетта,
каватина, монолог, баллада,песня). Различные
функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное
и ритмическое воспроизведение человеческой
речи. Нередко он связывает (сюжетно и
в музыкальном отношении) отдельные законченные
номера; часто является действенным фактором
музыкальной драматургии. В некоторых
жанрах оперы, преимущественно комедийных,
вместо речитатива используется разговорная
речь, обычно — в диалогах. Сценическому
диалогу, сцене драматического спектакля
в опере соответствует музыкальный ансамбль
(дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика
которого даёт возможность создавать
конфликтные ситуации, показывать не только
развитие действия, но и столкновение
характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую
появляются в кульминационных или заключительных
моментах оперного действия. По-разному
в опере трактуется хор. Он может быть
фоном, не связанным с основной сюжетной
линией; иногда своеобразным комментатором
происходящего; его художественные возможности
позволяют показать монументальные картины
народной жизни, выявить взаимоотношения
героя и масс (например, роль хора в народных
музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис
Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной
драматургии оперы большая роль отведена
оркестру, симфонические средства выразительности
служат более полному раскрытию образов.
Опера включает также самостоятельные
оркестровые эпизоды — увертюру, антракт
(вступление к отдельным актам). Ещё один
компонент оперного спектакля — балет,
хореографические сцены, где пластические
образы сочетаются с музыкальными5.
Оперетта
- один из видов музыкального театра (разновидность
оперы с разговорным диалогом), сочетающий
вокальную и инструментальную музыку,
танец, балет с элементами эстрадного
искусства. В основе музыкальной драматургии
оперетты обычно лежат куплетная песня
и танец. Как правило, кульминацию каждой
сцены составляет популярный в данное
время и в данной стране танец (канкан
и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и
мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана
и др.), нередко определяющий собой всю
музыкальную атмосферу спектакля. Хотя
в оперетте используются и типичные для
оперы жанры и виды вокальной и инструментальной
музыки — ария, дуэт, ансамбль, хор, они
обычно более просты и также выдержаны
в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные
и хореографические номера служат в оперетте
для развития действия, утверждения идеи
произведения и составляют взаимосвязанное
целое. Это отличает оперетту от водевиля
и других разновидностей музыкальной
комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную,
дивертисментно-декоративную роль. Термину
"оперетта" первоначально придавалось
иное значение. До середины 19 веке опереттой
назывались небольшие оперы6.
Оратория - (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета.
1-я
русская оратория относится к
1811 ("Минин и Пожарский, или
Освобожденная Москва" Дегтярева).
Большое развитие ораториальное
творчество получило в советское время.
Оратория стала излюбленным жанром для
раскрытия в доходчивой и действенной
форме значительных тем, художественного
отображения больших общественно-исторических
событий. В числе советских ораторий —
"Емельян Пугачёв" Коваля, "Сказание
о битве за русскую землю" Шапорина,
"На страже мира" Прокофьева, "Патетическая
оратория" Свиридова, "Девушка и смерть"
Галынина7.
Романс - (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования. Русские композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова романсы нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием. Стремясь углубить выразительные возможности романса, композиторы зачастую объединяют их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену ("К далёкой возлюбленной", 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла созданы Шубертом ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.8
В ходе исторических
процессов появилось много
Классицизм (образцовый).
Существует с 17-го века. Родина этого художественного стиля - Франция.
В основе классицизма
лежат античные образы, как непревзойдённое
в мире художественного воплощения.
Ориентиры здесь – гармония, высокая
нравственность, разумность мироустройства.
Музыкальные произведения в стиле
классицизма строятся по чёткой схеме,
правилам гармонии. Сущность его — в особом
качестве развития музыкальных мыслей,
когда новая идея, новый звукообраз рождаются
постепенно, в преобразовании исходной
музыкальной мысли. Главная тема порождает
тему побочную, противостоящую, контрастирующую
с главной. Такой метод развития музыкальной
мысли. Все части произведения
находятся в строгом равновесии: отчетливо
различимы начало, исходный рубеж, средний
этап, где доминирует развитие, и, наконец,
закономерное, логичное завершение всей
композиции.
Неоклассицизм.
Возник во 2-ой
половине 18-го века. В неоклассической
музыке наряду с организованность,
логикой и модернизацией
Романтизм-
(странное, фантастическое,
живописное) - идейное и художественное
направление. Конец 18-го века.
Этому направлению характерно
обязательный союз
Музыкальный Импрессионизм
– наследник романтизма. В этом
направление была развита сфера
гармонии отличавшаяся утончённостью,
стали использоваться более сложные
последовательности, неуловимые ритмы.
Главное в музыкальном импрессионизме
— передача настроений, приобретающих
значение символов, тонких психологических
нюансов, тяготение к поэтической пейзажной
программности. Ему свойственны также
рафинированная фантастика, поэтизация
старины, экзотика, интерес к тембровой
и гармонической красочности. С основной
линией импрессионизма в живописи его
роднит восторженное отношение к жизни;
моменты острых конфликтов, социальных
противоречий в нём обходятся. Интересно,
что на этом этапе развития музыки впервые
были применены ранние формы джаза.