История Конюшенного двора

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:12, реферат

Описание работы

В 1717-1719 годах Петр I посетил Францию во время второй заграничной поездки. В Версале он видел конюшни на 300 лошадей с манежем и помещением для карет под террасой дворца перед фонтаном Латоны, построенные при Людовике XIV в 1680 году архитектором А. Мансаром. Благородство архитектуры, скульптурного декора и внутреннего убранства королевских конюшен определяли отношение даже к зданию хозяйственного назначения. Почерпнутые во Франции впечатления по возвращении Петра I в Петербург в феврале 1719 года были донесены в Канцелярию городовых дел, а проектирование и строительство конюшен срочно заказано городскому архитектору Н.Ф. Гербелю.

Работа содержит 1 файл

Охрана памятников.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

В соответствии со значительной протяженностью здания Придворных конюшен Стасов спроектировал его в обобщенных архитектурных формах, сосредоточив основное внимание на обращенном к Конюшенной площади главном корпусе. Здесь ведущую роль играет монументальный кубический объем церкви, увенчанный пологим куполом. Центральная часть церковного фасада удачна отмечена лоджией с четырьмя колоннами ионического ордера, объединяющими два верхних этажа. По сторонам лоджии Стасов спроектировал полуциркульные ниши со скульптурой, ныне утраченной, а над ними поместил барельефы. Подчиненная роль отведена значительно меньшим по размерам и лишенным скульптурного убранства боковым павильонам, также отмеченным в центре лоджией, но только с двумя колоннами более простого дорического ордера. Найденная Стасовым композиция здания значительной протяженности исключила монотонность лаконично решенных основных двухэтажных корпусов.

Это реликтовое здание, несмотря на стилистические изменения фасадов В.П. Стасовым в начале и архитектором Гроссом  в конце XIX века, не потеряло своей первозданной значимости со времен Петра I. Разумная целесообразность рисунка генерального плана определила направление и пересечение всех близлежащих улиц и переулков. И в последующие годы, складывающиеся в века, все строительство вокруг шло, подчиняясь и не нарушая первоначальную идею проекта Н.Ф. Гербеля.

В 1865 году здание Конюшенного двора  было частично переделано по проекту академика архитектуры Г.Ф. Гросса, с «обогащением» внешней отделки

В 1948-1951 годах здание конюшен  было частично реставрировано под наблюдением Н.П. Никитина, а также в последующее время. Но восстановление памятника не было доведено до конца, по прежнему не раскрыты окна северного фасада и лоджия церкви.

 Здесь расположилась Государственная  автомобильная инспекция Дзержинского района. В настоящее время помещения занимают управления ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

IV. Историческое значение Конюшенного двора.

 

Здание придворных конюшен –  одно из немногих сохранившихся в  Санкт-Петербурге с петровских времен, и в этом его историческая значимость.

Первоначальное здание придворных конюшен было в свое время одним  из крупнейших и весьма представительным.

В панораме площади доминирует церковь  Спаса нерукотворного образа.

Церковный зал – интересный образец классического интерьера. Убранство его выполняли по эскизам Стасова лепщик Н. Заколупин, живописцы Ф. Брандуков и Ф. Брюлло. Здесь стоял великолепный резной иконостас работы скульптора-резчика П. Крейтана.

За свою более чем столетнюю историю Петербург хоронил многих известных людей. Но такого еще не видел никто в столице: по разным свидетельствам у гроба поэта побывало от 10 000 до 50 000 человек. Среди тех, кто пришел тогда проститься с Пушкиным, был и никому еще не известный Михаил Лермонтов, его стихотворение "Смерть поэта" с огромной быстротой распространилось по столице. Власти были не на шутку напуганы и опасались стихийных волнений. Первоначально отпевание Пушкина было назначено на 1 февраля в Исаакиевской церкви в Адмиралтействе, но, опасаясь беспорядков, которые могли этому сопутствовать, власти перенесли отпевание в Конюшенную церковь.

Придворные конюшни славились  своими рысаками. Некоторые из них  послужили моделями для произведений знаменитых мастеров искусства. Так, здесь  выбрал коня для работы с натуры скульптор Э.М. Фальконе – творец «Медного всадника». Позднее двух лошадей присмотрел П.К. Клодт, создавший уникальный скульптурный ансамбль на Аничковом мосту.

Раньше Конюшенная площадь служила местом сбора  придворных конных выездов. Отсюда в 1812 году отправился в действующую армию М.Б. Барклай де Толли.

В 1857-1860 годах на Конюшенной площади возвели музей по проекту  академика архитектуры П.С. Садовникова. Крупномасштабный фасад музея –  оригинальная стилизация мотивов барокко XVIII века.

 

V. Современное состояние.

 

В 1923 году комплекс Конюшенного ведомства перешел в распоряжение военного отряда губмилиции. Здание ветшало, состояние усугублялось расположенными в нем гаражами и автомастерскими УВД.

После Великой Отечественной  войны здание отреставрировали, и в нем разместилась автомобильная инспекция Дзержинского района. В настоящее время здесь располагается управления ГУВД Петербурга и Ленинградской области.  

 

 

В начале 1990-х годов Конюшенного двора коснулась перестройка. Возвращена служению церковь. В восточном торце здания открылся музей, проведены работы по расчистке и гидроизоляции подвала, предохраняющие не только от затопления, но и от агрессивной среды. В отреставрированных помещениях трех этажей присутствует дух трехвековой истории.

В декабре 1991 года первые прихожане петербургского Храма Спаса Нерукотворного Образа, возвращенного Церкви, с печальным изумлением осматривали сине-зеленые стены, едва видимую на потолке былую роспись, пятна от столов, стоявших даже в алтаре. Вместо алтарной иконы здесь еще недавно висел портрет Ленина, проводились допросы, оформлялась высылка людей, проектировались тюрьмы и т. п. Здание и помещения Спасо-Конюшенной церкви находились в плачевном состоянии. Тяжело было решить, за что браться в первую очередь: буквально все здесь требовало капитального ремонта.

В отгороженном занавеской алтаре начались службы. Ремонт храма решили начинать с верха: кровельное железо пропускало воду, деревянные балки, державшие купол не одно столетие, подгнили. Все это грозило еще  большими протечками, уничтожением остатков росписи и лепнины, отсыреванием стен.

Параллельно ремонту велась кропотливая работа по розыску и изучению сохранившихся  фотографий, документов, по сбору средств  и поиску подрядчиков для изготовления копии прежнего ико-ностаса. Наконец, в 1999 году храм украсился резным позолоченным иконостасом; заново была отлита и ажурная чугунная оградка, когда-то отделявшая место для почетных прихожан.

Венцом восстановительных  трудов стало освящение Храма  Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади 14 мая 1999 года, совершенное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Непростым делом  оказалась реставрация полов  храма. Чтобы восстановить в прежнем  виде богатый петербургский паркет, потребовалось до основания снять  пришедшие в негодность полы, очистить от мусора пространство межэтажного перекрытия, положить новые балки, укрыть их фанерой, и затем настелить новый дубовый паркет. К концу лета 2003 года многомесячная работа была завершена.

Также были полностью  заменены электросети и система отопления помещений, отреставрированы балконы, с огромным трудом возвращено двухтонное паникадило, отыскавшееся в Адмиралтействе... Сложно перечислить все труды по восстановлению храма после 1991 года.

 

 

Здание включено в  Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов Российской Федерации  в качестве объекта культурного  наследия регионального значения  [7802531000].

Сегодня конюшенный двор производит тягостное впечатление. Он разрушается. Очень много трещин в его западной части. Основания колонн подточены не столько временем, сколько продолжительным отсутствием элементарного водоотвода — конечных водосточных раструбов, но даже там, где они есть, вода всё равно стекает к колоннам. Отсюда сырость и присущие ей недуги.  Спешка прожектёров — устроить подземный паркинг без капитального ремонта и укрепления окружающих зданий опасно для всего Конюшенного комплекса.

 

 

 

На протяжении веков городская среда на берегах  Мойки и канала, постепенно окружающая Конюшенный двор, создала неповторимый живописный ансамбль в историческом центре города.

Чтобы спасти этот уникальный памятник архитектуры с богатой  историей, его необходимо реставрировать.

1 Российский государственный исторический архив. Ф. 467. Оп. 1. Ч. П. Кн. 18 б. Д. 270. 1721 г.

2 Там же. Кн. 10 в. Д. 160 – о принятии камня; Кн. 17. Д. 83 – об отпуске строительных материалов; Оп. 2. Ч. 1. Кн. 47. Д. 68, 131, 140, 149-160 – о требовании штукатуров для отделочных работ.

3 Там же. Оп. 4. Д. 137. Л. 166. 1722 г.

4 Там же. Д. 144. Л. 286-302.

5 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Кн. 41. Д. 6, 43, 77, 105; Кн. 44. Д. 62, 148; Кн. 47. Д. 65, 141.

6 Александрова Л.Б. Луиджи Руска Л., 1990. С. 27.

7 Петров А.Н. Здание бывшей Конюшенной церкви. Л., 1956.


Информация о работе История Конюшенного двора