Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:12, реферат
В 1717-1719 годах Петр I посетил Францию во время второй заграничной поездки. В Версале он видел конюшни на 300 лошадей с манежем и помещением для карет под террасой дворца перед фонтаном Латоны, построенные при Людовике XIV в 1680 году архитектором А. Мансаром. Благородство архитектуры, скульптурного декора и внутреннего убранства королевских конюшен определяли отношение даже к зданию хозяйственного назначения. Почерпнутые во Франции впечатления по возвращении Петра I в Петербург в феврале 1719 года были донесены в Канцелярию городовых дел, а проектирование и строительство конюшен срочно заказано городскому архитектору Н.Ф. Гербелю.
В соответствии со значительной протяженностью здания Придворных конюшен Стасов спроектировал его в обобщенных архитектурных формах, сосредоточив основное внимание на обращенном к Конюшенной площади главном корпусе. Здесь ведущую роль играет монументальный кубический объем церкви, увенчанный пологим куполом. Центральная часть церковного фасада удачна отмечена лоджией с четырьмя колоннами ионического ордера, объединяющими два верхних этажа. По сторонам лоджии Стасов спроектировал полуциркульные ниши со скульптурой, ныне утраченной, а над ними поместил барельефы. Подчиненная роль отведена значительно меньшим по размерам и лишенным скульптурного убранства боковым павильонам, также отмеченным в центре лоджией, но только с двумя колоннами более простого дорического ордера. Найденная Стасовым композиция здания значительной протяженности исключила монотонность лаконично решенных основных двухэтажных корпусов.
Это реликтовое здание, несмотря на стилистические изменения фасадов В.П. Стасовым в начале и архитектором Гроссом в конце XIX века, не потеряло своей первозданной значимости со времен Петра I. Разумная целесообразность рисунка генерального плана определила направление и пересечение всех близлежащих улиц и переулков. И в последующие годы, складывающиеся в века, все строительство вокруг шло, подчиняясь и не нарушая первоначальную идею проекта Н.Ф. Гербеля.
В 1865 году здание Конюшенного двора было частично переделано по проекту академика архитектуры Г.Ф. Гросса, с «обогащением» внешней отделки
В 1948-1951 годах здание конюшен было частично реставрировано под наблюдением Н.П. Никитина, а также в последующее время. Но восстановление памятника не было доведено до конца, по прежнему не раскрыты окна северного фасада и лоджия церкви.
Здесь расположилась
IV. Историческое значение Конюшенного двора.
Здание придворных конюшен – одно из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге с петровских времен, и в этом его историческая значимость.
Первоначальное здание придворных конюшен было в свое время одним из крупнейших и весьма представительным.
В панораме площади доминирует церковь Спаса нерукотворного образа.
Церковный зал – интересный образец классического интерьера. Убранство его выполняли по эскизам Стасова лепщик Н. Заколупин, живописцы Ф. Брандуков и Ф. Брюлло. Здесь стоял великолепный резной иконостас работы скульптора-резчика П. Крейтана.
За свою более чем столетнюю историю Петербург хоронил многих известных людей. Но такого еще не видел никто в столице: по разным свидетельствам у гроба поэта побывало от 10 000 до 50 000 человек. Среди тех, кто пришел тогда проститься с Пушкиным, был и никому еще не известный Михаил Лермонтов, его стихотворение "Смерть поэта" с огромной быстротой распространилось по столице. Власти были не на шутку напуганы и опасались стихийных волнений. Первоначально отпевание Пушкина было назначено на 1 февраля в Исаакиевской церкви в Адмиралтействе, но, опасаясь беспорядков, которые могли этому сопутствовать, власти перенесли отпевание в Конюшенную церковь.
Придворные конюшни славились своими рысаками. Некоторые из них послужили моделями для произведений знаменитых мастеров искусства. Так, здесь выбрал коня для работы с натуры скульптор Э.М. Фальконе – творец «Медного всадника». Позднее двух лошадей присмотрел П.К. Клодт, создавший уникальный скульптурный ансамбль на Аничковом мосту.
Раньше Конюшенная площадь служила местом сбора придворных конных выездов. Отсюда в 1812 году отправился в действующую армию М.Б. Барклай де Толли.
В 1857-1860 годах на Конюшенной площади возвели музей по проекту академика архитектуры П.С. Садовникова. Крупномасштабный фасад музея – оригинальная стилизация мотивов барокко XVIII века.
V. Современное состояние.
В 1923 году комплекс Конюшенного ведомства перешел в распоряжение военного отряда губмилиции. Здание ветшало, состояние усугублялось расположенными в нем гаражами и автомастерскими УВД.
После Великой Отечественной войны здание отреставрировали, и в нем разместилась автомобильная инспекция Дзержинского района. В настоящее время здесь располагается управления ГУВД Петербурга и Ленинградской области.
В начале 1990-х годов Конюшенного двора коснулась перестройка. Возвращена служению церковь. В восточном торце здания открылся музей, проведены работы по расчистке и гидроизоляции подвала, предохраняющие не только от затопления, но и от агрессивной среды. В отреставрированных помещениях трех этажей присутствует дух трехвековой истории.
В декабре 1991 года первые прихожане петербургского Храма Спаса Нерукотворного Образа, возвращенного Церкви, с печальным изумлением осматривали сине-зеленые стены, едва видимую на потолке былую роспись, пятна от столов, стоявших даже в алтаре. Вместо алтарной иконы здесь еще недавно висел портрет Ленина, проводились допросы, оформлялась высылка людей, проектировались тюрьмы и т. п. Здание и помещения Спасо-Конюшенной церкви находились в плачевном состоянии. Тяжело было решить, за что браться в первую очередь: буквально все здесь требовало капитального ремонта.
В отгороженном занавеской алтаре начались службы. Ремонт храма решили начинать с верха: кровельное железо пропускало воду, деревянные балки, державшие купол не одно столетие, подгнили. Все это грозило еще большими протечками, уничтожением остатков росписи и лепнины, отсыреванием стен.
Параллельно ремонту велась кропотливая работа по розыску и изучению сохранившихся фотографий, документов, по сбору средств и поиску подрядчиков для изготовления копии прежнего ико-ностаса. Наконец, в 1999 году храм украсился резным позолоченным иконостасом; заново была отлита и ажурная чугунная оградка, когда-то отделявшая место для почетных прихожан.
Венцом восстановительных трудов стало освящение Храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади 14 мая 1999 года, совершенное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Непростым делом оказалась реставрация полов храма. Чтобы восстановить в прежнем виде богатый петербургский паркет, потребовалось до основания снять пришедшие в негодность полы, очистить от мусора пространство межэтажного перекрытия, положить новые балки, укрыть их фанерой, и затем настелить новый дубовый паркет. К концу лета 2003 года многомесячная работа была завершена.
Также были полностью заменены электросети и система отопления помещений, отреставрированы балконы, с огромным трудом возвращено двухтонное паникадило, отыскавшееся в Адмиралтействе... Сложно перечислить все труды по восстановлению храма после 1991 года.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802531000].
Сегодня конюшенный двор производит тягостное впечатление. Он разрушается. Очень много трещин в его западной части. Основания колонн подточены не столько временем, сколько продолжительным отсутствием элементарного водоотвода — конечных водосточных раструбов, но даже там, где они есть, вода всё равно стекает к колоннам. Отсюда сырость и присущие ей недуги. Спешка прожектёров — устроить подземный паркинг без капитального ремонта и укрепления окружающих зданий опасно для всего Конюшенного комплекса.
На протяжении веков городская среда на берегах Мойки и канала, постепенно окружающая Конюшенный двор, создала неповторимый живописный ансамбль в историческом центре города.
Чтобы спасти этот уникальный памятник архитектуры с богатой историей, его необходимо реставрировать.
1 Российский государственный исторический архив. Ф. 467. Оп. 1. Ч. П. Кн. 18 б. Д. 270. 1721 г.
2 Там же. Кн. 10 в. Д. 160 – о принятии камня; Кн. 17. Д. 83 – об отпуске строительных материалов; Оп. 2. Ч. 1. Кн. 47. Д. 68, 131, 140, 149-160 – о требовании штукатуров для отделочных работ.
3 Там же. Оп. 4. Д. 137. Л. 166. 1722 г.
4 Там же. Д. 144. Л. 286-302.
5 Там же. Оп. 2. Ч. 1. Кн. 41. Д. 6, 43, 77, 105; Кн. 44. Д. 62, 148; Кн. 47. Д. 65, 141.
6 Александрова Л.Б. Луиджи Руска Л., 1990. С. 27.
7 Петров А.Н. Здание бывшей Конюшенной церкви. Л., 1956.