ИСТОКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Философии постмодернизма как таковой не существует — не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства.

Работа содержит 1 файл

Культкрология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Речь, разумеется, идет  не  о физическом,  а о социально-культурном

времени, о том  времени. Это  время,  подобно  пространству,  можно  охватить единым  взором,  в  нем  можно  «передвигаться»,  используя  тот  или   иной накопленный человечеством опыт. Здесь возможно осуществить  мечту  Фауста  — остановить мгновение и мечту Н. Федорова - вернуть исчезнувшее.

      Разумеется, все это метафора, но  столь плодотворная, что даже  строгая

философия не игнорирует ее. Вот  ссылка  на  работу  на  работу безвременно скончавшегося нашего философа Н. Н.  Трубникова,  который  ставит  вопрос  о возможном рассмотрении времени  человеческого  бытия  в  его  завершенности. «Понятие  осуществления  выводит  нас  за   пределы   простой   длительности существования... Структуры  осуществления  задают  структурам  существования иное  временное  определение  и  раскрывают  возможность  не  одного  только претерпевания  времени,  по  и  созидания   
 

14

времени,  возможность  исполнения времени...  Человеческое   осуществление   жизни,   т.   е.   нечто   сугубо историческое в своей основе, сугубо социальное  по  своей  сущности,  сугубо личное  по  форме   обнаруживает   сверхисторический,   сверхиндивидуальный,

сверхличный характер»  .  Трубников завершает  этими  рассуждениями  свою книгу; они остаются, к сожалению, неразвернутыми и сами по себе  неясны.  Но поставленные в контекст нынешних споров они обретают четкий смысл.

      Споры идут вокруг нового отношения  к прошлому, к истории.

      Постмодернизм, выступая против идеи целого, разрывая  «связь  времен»,

не в состоянии  проникнуть в суть проблемы, он просто игнорирует  ее.  Решить проблему   призвана   концепция   постсовременности   как    высшего    типа современности.   Современность   означает  противостояние   несовременному, устаревшему. Прошлое при этом рассматривается  как  предпосылка  настоящего, как  низшая  ступень,  «снятая»  последующим  развитием.   Постсовременность отличается от современности тем, что видит в прошлом не просто  предпосылку, а свою неотъемлемую составную часть; это слияние того,  что  есть,  и  того, что было. И другой важный момент - поиск  в  прошлом  того,  что  утеряно  в настоящем.

      Речь, разумеется, идет  о  культурных  достижениях.  Постсовременность

сводит их воедино. Понятие современности -  завоевание  Нового  времени  как эпохи, противопоставившей себя предшествующим  периодам  развития  общества. Именно  тогда  возник  историзм  -  требование   рассматривать   явления   в конкретных условиях его возникновения и  в  свете  общего  движения  вперед. Осознание  настоящего  как  постсовременности  возникло  в  наши  дни,   оно предполагает  не  отмену,  а  углубление   принципа   историзма.   Причинное объяснение  остается,  но  оно  дополняется   
 

15

непосредственным   соотнесением достигнутого  в  прошлом  результата  с   нынешней   ситуацией,   признанием эталонного, образцового характера этого результата.

      Идея  постсовременности  как   сверхсовременности  особенно  важна   для

нового политического мышления. Человечество подошло к  опасному  рубежу,  за которым ничего нет, «конец истории» —  ядерная  вспышка  и  самоистребление. Единственно возможный разумный  путь  -  назад,  к  «нулевому  варианту»,  к уничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние —  в  прошлом, когда  мир  не  знал  средств  самоубийства,  будущее  возможно  только  как прошлое. Конечно же,  это  не  будет  простое  его  повторение,  будут  свои модификации,  прежде  всего  новое   понимание   опасности   бесконтрольного движения вперед, новый уровень науки и техники, целиком обращенных на  благо

людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16

3. ПОСТМОДЕРНИЗМ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.

      В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как  эстетического  феномена).

Однако  в  отличие  от  авангарда,  ряд  течений  которого  не   порывал   с

характерным для  классики  дидактически-профетическим  пониманием  искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными  сферами духовной культуры и  уровнями  сознания  —  между  «научным»  и  «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

      Постмодернизм  окончательно  зацепляет  переход  от  «произведения»  к

«конструкции», от искусства как  деятельности  по  созданию  произведений 

к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в  этой  связи  есть реакция на изменение места культуры в обществе.

      Постмодернистская установка по  отношению  к  культуре  возникает   как

результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство.  Условием  его возможности   выступает   изначальное   смыслопорождение,    восходящее    к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию.

      Если  же  эти  условия   нарушены  —  а  именно  это  и  происходит   в

постиндустриальном  обществе с его  бесконечными  возможностями  технического воспроизведения — то существование искусства  в  его  прежних  (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

      Другой  стороной  изменения  статуса   культуры   является   то,   что 
 
 
 

17

сегодняшний  художник  никогда  не  имеет  дело  с  «чистым»  материалом   – последний всегда тем или иным образом культурно освоен.  Его  «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как  сеть  аллюзий  на  другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

      Постмодернизм сознательно переориентирует   эстетическую  активность  с «творчества»  на  компиляцию  и  цитирование,   с   создания   «оригинальных произведений» на коллаж.

      При этом стратегия постмодернизма  состоит не в утверждении   деструкции в  противовес  творчеству,  манипуляции  и  игры  с  цитатами  —  серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение —  созидание», «серьезность — игра».

      Приметой выражаемой культурной  ситуации становятся кавычки,  то и  дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций.

      Постмодернизм  обязан   своей   популярностью   не  столько   авторам,

действительно инспирировавшим  соответствующий  сдвиг  в  культуре,  сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде  идеологии постмодернизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18

4. ПОСТМОДЕРНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ 

      В семидесятые годы появились  новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском  городе  Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов,  отмеченный  в  пятидесятые годы  премией  как  образец  воплощения  самых  прогрессивных   строительных идеалов,  в  котором  теперь  никто  не  хотел  жить:  слишком  стерильно  и монотонно выглядело все.  В  опустевших  домах  стал  гнездиться  преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

      Образец  новейшей  архитектуры  -  здание  художественной  галереи   в

Штуттгарте, выстроенное  по проекту английского  архитектора  Дж.  Стерлинга. Здесь сочетаются элементы  самых  различных  архитектурных  стилей  и  эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде  длинных  труб,  идущих  по всему контуру здания,— возникает ассоциация с  промышленным  строительством, где  раскраска  труб  преследует  сугубо  утилитарные  цели.  Внутри  здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг  наталкиваешься  на  колонны,  как  бы заимствованные  из  египетского  храма.  Внутренний  дворик   выполнен   под «античные руины», увитые плющом; здесь  древние  статуи,  а  несколько  плит

навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».

      Подобную  архитектуру,  в  которой   отразились  недовольство  безликой

рациональностью и тяга к  прошлому,  к  традиции,  у  нас  принято  называть

постмодернизмом. В данном случае перевод термина  неточен,  ибо  под  стилем «модерн» мы  привыкли  понимать  архитектурные  принципы  конца  прошлого  — начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.

       
 
 

19

Эти принципы преодолела «современная», функционалистская  архитектура, обнажившая  конструкции,   устранившая   «излишества»,   подчинившая   форму функции.

      Поэтому  новейшую  архитектуру,  пришедшую  ей  на  смену,  призванную удовлетворить   тягу   человека   к    зрелищности,    уместнее    именовать «постсовременной». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20

5. ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО

       Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер стал одним из первых, в творчестве которых вполне отчетливо появляются черты постмодернизма. В его работе «Замужество Марии Браун», поставленной в 1978 г., черты постмодернизма проявились наиболее отчетливо. Эта работа Фасбиндера близка к постмодернизму тем, что в ней развенчивается стремление к большим целям, которые чаще всего оказываются иллюзорными. По мере приближения к ним они превращаются в свою противоположность и вместо удовлетворения вызывают глубокое разочарование. В еще большей степени от постмодернизма идет присутствующая в фильме эклектика, смешение различных типов повествования - от уголовной хроники до классического рассказа, сочетание совершенно разнородных вещей - тонкого вкуса и безвкусицы, неожиданные переходы от осязаемой реальности к ее бутафорской эфемерности, наличие контрастных цитат и отсылок, накладывание музыки Бетховена на свист и улюлюканье футбольных болельщиков.

       Тем не менее американское кино занимает в постмодернизме значительное место. Это не удивительно, поскольку общество потребления нашло в Америке наиболее полное и адекватное воплощение. Опять же именно в Америке «психопатология изобилия», ставшая одним из главных социальных источников постмодернизма, получила наибольшее развитие.  
 
 

21

Как правило, главным  героем американских постмодернистских  кинолент выступает яппи, в чью размеренную и благополучную жизнь неожиданно врывается турбулентное, вихреобразное событие.

        Фильм «Индиана Джонс и храм судьбы» известного режиссера С.Спилберга стал одним из первых, в котором просматриваются многие черты постмодернизма. Он демонстрирует подчеркнутую асоциальность и аполитичность, соединяет чисто американские технические трюки и американский юмор с восточной экзотикой и черной магией, наполнен потребительским гедонизмом. В целом лента получилась слишком перегруженной и аморфной.

      Главной фигурой постмодернизма в кино является английский режиссер Питер Гринуэй. Его по праву называют «английским Феллини». Он имеет профессиональное образование живописца и начинал свой творческий путь как художник. Вскоре увлекся кинематографом, увидев в нем гораздо больше художественных возможностей, чем в живописи. Гринуэй полагает, что «кино - самое изощренное средство выражения XX века».                                                                           

       Постмодернизм проявляется у Гринуэя прежде всего в его интересе к прошлому, границы которого он все дальше отодвигает назад: сначала они доходили до XVII в., а в последнем фильме - до Х в. Как и других постмодернистов, прошлое интересует Гринуэя не само по себе, он смотрит на него через призму настоящего. В искусстве прошлого его привлекает в первую очередь барокко, а вместе с ним - чувство и чувственность. Значительный интерес вызывают у него также классицизм и маньеризм. Постмодернизмом обусловлен также взгляд Гринуэя на человека. Он  
 

22

отказывается  от какого-либо возвышения человека, его  устремлений и мотивов поведения. В таком высоком понятии, как  любовь, он усматривает главным образом  биологические и физиологические  основы, дарвиновскую заботу о продолжении  рода, которую люди научились прикрывать всяческими украшениями.

       О постмодернизме свидетельствует также охотное следование Гринуэя «принципу удовольствия». Гедонизм, чувственные удовольствия и наслаждения, включая сексуальные, занимают у него особое, привилегированное место. В связи с этим в его картинах имеется еще одна характерная черта: склонность к крайностям и чрезмерности.

Информация о работе ИСТОКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ