Исламское искусство

Автор: Дина Чурагулова, 25 Августа 2010 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Содержание

Введение 3
1.Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции. 4
2. Исламская архитектура 17
2.1. Влияние и стили 18
2.2. Персидская архитектура 19
2.3. Мавританская архитектура 19
2.4. Османская турецкая архитектура 20
2.5. Индо-Исламская (Могольская) архитектура 21
3. Особенности мусульманского изобразительного искусства. 23
Заключение 31
Литература 34

Работа содержит 1 файл

контр культурология.doc

— 585.00 Кб (Скачать)

      Существование данного запрета  из  поколения  в  поколение   заставляет мусульман  искать  все  новые,  нетрадиционные   формы   и   средства художественного  выражения  своих  идей,   прибегать   к   символико- аллегорическому толкованию сюжетов. Поэтому им, как правило,  присущи высочайшее техническое мастерство и глубокий психологизм, позволяющие показать характер того или иного человека во  всей  его  сложности  и многоплановости даже без непосредственного  изображения  на  полотне.

      Картины мусульманских художников  почти всегда  одухотворены  езримым  присутствием  человека  и  глубокое   понимание   малейших   движений человеческих душ позволяет им  с удивительной  проникновенностью и остротой  показывать   внутреннее   состояние   своих   героев,   мир человеческих  чувств  и психологию  людей,  раскрывая   перед   нами внутренние переживания человека и  его  эмоциональную  настроенность.

      Убедительно  передавая  характерные   черты   религиозной   жизни   и повседневного быта своих   персонажей,  а  также  отзвуки   героических событий   прошлого,   мастера    мусульманской    живописи    создают замечательные по своей выразительности полотна, в которых доминирует духовно-нравственная направленность, их композиции отличаются  особой глубиной  идейного  замысла,  строгой   соразмерностью   и   разумной ясностью.  Гуманистические  идеалы,  высокая  Исламская   духовность, неукротимая жажда знаний и могучая сила разума, восхищение красотой и многообразием  окружающего  мира,  убедительно  свидетельствующего  о единстве  и  могуществе  его  Творца,  вера  в  величие   и   высокое предназначение   человека    и    его    способность    противостоять неблагоприятному  стечению  житейских обстоятельств --  вот черты, которые воспевают в своих работах мастера мусульманской кисти.

      Неповторимое   очарование   Исламского   изобразительного   искусства заключается  в  его  удивительной  теплоте,  солнечности,  в   умении живописца  непосредственно  и  живо  передавать  свои  художественные впечатления, в щедрости его палитры, в его способности изменять  свой художественный почерк в зависимости от стоящей перед  ним  задачи,  в той  неумолимой  требовательности  к  себе,  которую  он   проявляет, постоянно стремясь к полноте раскрытия  своего  творческого  замысла.

      Жизнь,  ее  гармония,  величие,  красота  и  беспрерывное  обновление вдохновляют   правоверного   художника   на   создание   светлых    и уравновешенно-спокойных  образов,  однако,  в  то  же  самое   время, Исламская живопись -- это живопись, своеобразно откликающаяся на  все конфликты современности, способная решать проблемы большой социальной значимости,  отражающая  особый  характер  современной жизни с   ее динамикой общественных событий, напряженностью человеческих чувств  и переживаний. Легко вбирающие зрителя в орбиту  своего  эмоционального воздействия картины  мусульманских  художников   обычно   просты   и непогрешимо  правдивы  в  своих   характеристиках,   им   свойственны демократизм и необыкновенная содержательность, выдающая взволнованную сопричастность истинно верующего  человека  ко  всему  тому,  что  он изображает. Конечно же, излюбленным  мотивом  для  художников  Ислама являются изображения священной  для  любого  мусульманина  Аль-Ка'бы, замечательные виды двух великих городов Ислама  --  Мекки  и  Медины, изображения Священного Корана, а также арабески с именами Всемогущего Аллаха (Хвала Ему и велик  Он!).  При  всех  различиях,  связанных  с национальными  художественными  традициями,  в  творчестве   мастеров кисти,  происходящих  из  различных  мусульманских  народов,   именно высокая  Исламская  духовность  обусловила  единые   устремления   их сложного и многогранного искусства и стала постоянным  источником  их вдохновения, неизменно находя прямое или  косвенное  отражение  в  их замечательных работах. Композиции их картин  на  духовно-нравственные темы всегда глубоко продуманы и лишены  случайности,  им  свойственны строгая  выверенность   пространственных   построений,   благородство цветового  решения,  яркая  выразительность,  правильно   подобранные сочетания света и тени и каждое такое произведение представляет собой своеобразную исповедь живописца,  исполненную глубокого религиозно- философского значения. Помимо этого, художники Ислама любят писать  и родную природу, продолжая лучшие  традиции  мусульманской пейзажной живописи, обогатив ее невиданным ранее  разнообразием  тем,  а  также глубиной и богатством выраженных в их картинах чувств и  переживаний. Их работы, подмечающие необычные моменты в жизни природы,  к  примеру редкие эффекты солнечного освещения, поражают блеском и разнообразием колорита,  помогают  воспринимать  их  произведения   в   неразрывном единстве с окружающей средой, искать в ней  самой  закономерности  ее развития, продиктованные  безграничной  мудростью  Всевышнего  Аллаха (Хвала Ему и велик Он!). В центре их пристального внимания  находится не только дикая, нетронутая природа, но и та, в  которую  уже  вложен человеческий труд -- вспаханные поля, колосящиеся  нивы,  загоны  для овец и др. Вдохновленные красотой и неповторимым  очарованием  родной природы,  они  создают  удивительные  по  гармоничности  и   цветовой насыщенности картины, воспевающие буйное цветение фруктовых  садов  и обилие дарованных Аллахом  урожаев.  Погружая  зрителя  в  радостный, жизнеутверждающий  образ  родной   природы,   раскрывая  перед   ним своеобразную красоту степного или горного пейзажа, овеянного поэзией безграничного простора  и звенящей  тишины,  они формируют у него гуманистическое восприятие единства природы и человека,  способствуют утверждению величия и неповторимого  очарования  родного  края.  К сожалению, в последнее время, как у нас в стране, так и  за  рубежом, появились люди, именующиеся художниками-мусульманами, но на  деле  не имеющие с нашей живописью абсолютно ничего общего, кроме названия.  В связи с этим, хотел бы напомнить, что особо  богопротивными  с  точки зрения  традиционного  Ислама  являются,  конечно   же,   изображения языческих "божеств", различных лжепророков и тиранов-притеснителей, а также всех  прочих  врагов  мусульманской  религии,  ну  и,  конечно, обнаженных тел, поэтому все авторы подобной  "живописи",  создаваемой по  наущению  дьявола,   не   только   не   являются   мусульманскими живописцами, но и считаются неверующими отщепенцами, находящимися под гневом Всемогущего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!). Кроме  этого  нам, правоверным,  чужды  и  художественные  образы  бездумной  и  игривой европейской   живописи,    идущей    по    пути    развлекательности, натуралистической зрелищности, бездумной декоративности и  пропаганды западного образа жизни с  его  воинствующим  индивидуализмом,  жаждой скорого обогащения,  многочисленными  пороками  и  явными  признаками духовного упадка, проповедывающей устремления  и  идеалы,  совершенно чуждые Исламским. Вызывает сожаление, что в западном изобразительном искусстве одно за другим возникают формалистические направления,  как правило довольно  скоро прекращающие  свое  существование,   однако наносящие огромный вред  и иссушающие  человеческие  души.  Наиболее регрессивными из   них   являются   абстракционизм   и   сюрреализм, проповедующие  идеи  отрицания  разума,  отчаяния  и   страха   перед действительностью,  представляемой  в  виде   невообразимого   хаоса. Прискорбно, что художники-абстракционисты не передают реального мира, его предметную достоверность, а ищут выход в замыкании в некие личные мирки, ну а  сюрреалисты,  которых  у  меня  язык  не  поворачивается называть художниками, ставят перед собою целью показать в  своем  так называемом "искусстве" галлюцинации больного  воображения,  кошмарные сны  и  мистические  видения.  Абсурд  и  безумие  представляются  им единственными  закономерностями  этого  мира  и  они  убеждены,   что умственное помешательство  --  идеальное  состояние  для  творческого процесса. Мы же считаем,  что  цель  такого,  с  позволения  сказать, "искусства" заключается в том, чтобы  просто  лишить  своих  зрителей воли и голоса разума, отвлечь их от мыслей о справедливости,  доброте и высоком предназначении человека. Подобные  "произведения"  правдиво отражают лишь убогость внутреннего мира их создателей,  ибо  в  любом художественном  образе  воплощается  именно  то,  что  прошло   через сознание его творца, что пережито, понято, прочувствовано  им,  иначе говоря -- что соответствует мировоззрению художника. Мировоззрение же есть ни что иное, как целостное знание о мире, иначе  говоря  --  вся совокупность философских, эстетических, религиозно-нравственных идей, составляющих   общую   культуру   художника.   Мировоззрение   всегда определяет смыслы жизненных явлений, которые потом найдут отображение в творчестве художника, поэтому насколько глубоко, духовно и  гуманно его личное мировоззрение, настолько содержательны и поучительные  его произведения. Возвращаясь к мусульманской живописи,  скажу,  что  сам процесс ее развития по разному  проходит  в  разных  уголках  земного шара, однако его основные тенденции ясно определились  уже  давно  -- она неизменно обращена к основам  Исламской  духовности  и  именно  в работах  связанных  с   этой   тематикой   ярче   всего   проявляется замечательный художественный   вкус   и   высокое   профессиональное мастерство наших живописцев. Терпение и трудолюбие художников Ислама, радость их труда и неиссякаемость оптимизма, стремление к укреплению прогрессивных традиций  изобразительного   искусства   будут   снова радовать всех верующих людей, которые должны принять активное участие в создании новой, возрожденной, мусульманской культуры.  Характерными особенностями мусульманского  изобразительного  искусства   являются многоликость творчества наших художников, разнообразие их  творческих исканий,   стремление   к   пытливому   изучению    жизни,    высокие патриотические идеалы любви и уважения  к родной  земле и своему народу.  Мусульманские художники старшего  поколения,   сохранявшие верность религиозным  взглядам  на  протяжении  всей  своей  нелегкой жизни, должны  теперь  передавать  основы  мастерства  своим  молодым преемникам, развивая и углубляя традиции Исламского  изобразительного искусства, неуклонно расширяя его выразительные возможности. Со своей стороны,  духовенство  должно   неустанно   пропагандировать   лучшие произведения художников Ислама, настойчиво объясняя  публике  цели  и задачи этого художественного  направления.  Мне  представляется,  что наступило время, когда в каждом музее изобразительного  искусства  на нашей планете должны  появиться  залы  мусульманской  живописи,  куда мусульманским художникам следовало  безвозмездно  передать  все  свои лучшие работы. А в заключении хотел бы выразить глубокую  уверенность в большом историческом будущем  подлинно  Исламской  живописи,  в  ее способности не только воспитывать вкус, но и формировать общественные взгляды. Ведь замечательное творчество художников  Ислама,  прекрасно владеющих  многими жанрами изобразительного  искусства,   будь   то станковая картина,  украшение книг,  арабеска  или   монументально- декоративное панно, настолько ярко и многообразно,  столь глубоко и содержательно, что оно непременно займет свое достойное место среди тех культурных сигналов, которые Исламский мир посылает сегодня всему человечеству. 
 

    Заключение

 

    Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак - Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара. 

    Литература

 

    1. Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001.

    2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.

    3. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001.

    4. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.

Информация о работе Исламское искусство