Автор: Дина Чурагулова, 25 Августа 2010 в 11:55, контрольная работа
Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.
Введение 3
1.Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции. 4
2. Исламская архитектура 17
2.1. Влияние и стили 18
2.2. Персидская архитектура 19
2.3. Мавританская архитектура 19
2.4. Османская турецкая архитектура 20
2.5. Индо-Исламская (Могольская) архитектура 21
3. Особенности мусульманского изобразительного искусства. 23
Заключение 31
Литература 34
Существование данного запрета из поколения в поколение заставляет мусульман искать все новые, нетрадиционные формы и средства художественного выражения своих идей, прибегать к символико- аллегорическому толкованию сюжетов. Поэтому им, как правило, присущи высочайшее техническое мастерство и глубокий психологизм, позволяющие показать характер того или иного человека во всей его сложности и многоплановости даже без непосредственного изображения на полотне.
Картины мусульманских
Убедительно передавая
Неповторимое очарование Исламского изобразительного искусства заключается в его удивительной теплоте, солнечности, в умении живописца непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в его способности изменять свой художественный почерк в зависимости от стоящей перед ним задачи, в той неумолимой требовательности к себе, которую он проявляет, постоянно стремясь к полноте раскрытия своего творческого замысла.
Жизнь, ее гармония, величие,
красота и беспрерывное
обновление вдохновляют правоверного
художника на создание
светлых и уравновешенно-спокойных
образов, однако, в то же
самое время, Исламская живопись
-- это живопись, своеобразно откликающаяся
на все конфликты современности, способная
решать проблемы большой социальной значимости,
отражающая особый характер
современной жизни с ее динамикой
общественных событий, напряженностью
человеческих чувств и переживаний.
Легко вбирающие зрителя в орбиту своего
эмоционального воздействия картины
мусульманских художников обычно
просты и непогрешимо правдивы
в своих характеристиках,
им свойственны демократизм и необыкновенная
содержательность, выдающая взволнованную
сопричастность истинно верующего
человека ко всему тому, что
он изображает. Конечно же, излюбленным
мотивом для художников Ислама
являются изображения священной для
любого мусульманина Аль-Ка'бы,
замечательные виды двух великих городов
Ислама -- Мекки и Медины,
изображения Священного Корана, а также
арабески с именами Всемогущего Аллаха
(Хвала Ему и велик Он!). При всех
различиях, связанных с национальными
художественными традициями, в
творчестве мастеров кисти,
происходящих из различных мусульманских
народов, именно высокая Исламская
духовность обусловила единые
устремления их сложного и многогранного
искусства и стала постоянным источником
их вдохновения, неизменно находя прямое
или косвенное отражение в
их замечательных работах. Композиции
их картин на духовно-нравственные
темы всегда глубоко продуманы и лишены
случайности, им свойственны строгая
выверенность пространственных
построений, благородство цветового
решения, яркая выразительность,
правильно подобранные сочетания
света и тени и каждое такое произведение
представляет собой своеобразную исповедь
живописца, исполненную глубокого
религиозно- философского значения. Помимо
этого, художники Ислама любят писать
и родную природу, продолжая лучшие
традиции мусульманской пейзажной
живописи, обогатив ее невиданным ранее
разнообразием тем, а также глубиной
и богатством выраженных в их картинах
чувств и переживаний. Их работы, подмечающие
необычные моменты в жизни природы,
к примеру редкие эффекты солнечного
освещения, поражают блеском и разнообразием
колорита, помогают воспринимать
их произведения в неразрывном
единстве с окружающей средой, искать
в ней самой закономерности
ее развития, продиктованные безграничной
мудростью Всевышнего Аллаха (Хвала
Ему и велик Он!). В центре их пристального
внимания находится не только дикая,
нетронутая природа, но и та, в которую
уже вложен человеческий труд -- вспаханные
поля, колосящиеся нивы, загоны
для овец и др. Вдохновленные красотой
и неповторимым очарованием родной
природы, они создают удивительные
по гармоничности и цветовой
насыщенности картины, воспевающие буйное
цветение фруктовых садов и обилие
дарованных Аллахом урожаев. Погружая
зрителя в радостный, жизнеутверждающий
образ родной природы,
раскрывая перед ним своеобразную
красоту степного или горного пейзажа,
овеянного поэзией безграничного простора
и звенящей тишины, они формируют
у него гуманистическое восприятие единства
природы и человека, способствуют утверждению
величия и неповторимого очарования
родного края. К сожалению, в последнее
время, как у нас в стране, так и за
рубежом, появились люди, именующиеся
художниками-мусульманами, но на деле
не имеющие с нашей живописью абсолютно
ничего общего, кроме названия. В связи
с этим, хотел бы напомнить, что особо
богопротивными с точки зрения
традиционного Ислама являются,
конечно же, изображения
языческих "божеств", различных лжепророков
и тиранов-притеснителей, а также всех
прочих врагов мусульманской
религии, ну и, конечно, обнаженных
тел, поэтому все авторы подобной "живописи",
создаваемой по наущению дьявола,
не только не являются
мусульманскими живописцами, но и считаются
неверующими отщепенцами, находящимися
под гневом Всемогущего Аллаха (Хвала
Ему и велик Он!). Кроме этого нам,
правоверным, чужды и художественные
образы бездумной и игривой
европейской живописи,
идущей по пути
развлекательности, натуралистической
зрелищности, бездумной декоративности
и пропаганды западного образа жизни
с его воинствующим индивидуализмом,
жаждой скорого обогащения, многочисленными
пороками и явными признаками
духовного упадка, проповедывающей устремления
и идеалы, совершенно чуждые Исламским.
Вызывает сожаление, что в западном изобразительном
искусстве одно за другим возникают формалистические
направления, как правило довольно
скоро прекращающие свое существование,
однако наносящие огромный вред и
иссушающие человеческие души.
Наиболее регрессивными из них
являются абстракционизм
и сюрреализм, проповедующие
идеи отрицания разума, отчаяния
и страха перед действительностью,
представляемой в виде невообразимого
хаоса. Прискорбно, что художники-абстракционисты
не передают реального мира, его предметную
достоверность, а ищут выход в замыкании
в некие личные мирки, ну а сюрреалисты,
которых у меня язык не
поворачивается называть художниками,
ставят перед собою целью показать в
своем так называемом "искусстве"
галлюцинации больного воображения,
кошмарные сны и мистические
видения. Абсурд и безумие
представляются им единственными
закономерностями этого мира
и они убеждены, что умственное
помешательство -- идеальное
состояние для творческого процесса.
Мы же считаем, что цель такого,
с позволения сказать, "искусства"
заключается в том, чтобы просто
лишить своих зрителей воли и голоса
разума, отвлечь их от мыслей о справедливости,
доброте и высоком предназначении человека.
Подобные "произведения" правдиво
отражают лишь убогость внутреннего мира
их создателей, ибо в любом художественном
образе воплощается именно то,
что прошло через сознание его
творца, что пережито, понято, прочувствовано
им, иначе говоря -- что соответствует
мировоззрению художника. Мировоззрение
же есть ни что иное, как целостное знание
о мире, иначе говоря -- вся совокупность
философских, эстетических, религиозно-нравственных
идей, составляющих общую
культуру художника. Мировоззрение
всегда определяет смыслы жизненных явлений,
которые потом найдут отображение в творчестве
художника, поэтому насколько глубоко,
духовно и гуманно его личное мировоззрение,
настолько содержательны и поучительные
его произведения. Возвращаясь к мусульманской
живописи, скажу, что сам процесс
ее развития по разному проходит
в разных уголках земного шара,
однако его основные тенденции ясно определились
уже давно -- она неизменно обращена
к основам Исламской духовности
и именно в работах связанных
с этой тематикой ярче
всего проявляется замечательный
художественный вкус и
высокое профессиональное мастерство
наших живописцев. Терпение и трудолюбие
художников Ислама, радость их труда и
неиссякаемость оптимизма, стремление
к укреплению прогрессивных традиций
изобразительного искусства
будут снова радовать всех верующих
людей, которые должны принять активное
участие в создании новой, возрожденной,
мусульманской культуры. Характерными
особенностями мусульманского изобразительного
искусства являются многоликость
творчества наших художников, разнообразие
их творческих исканий, стремление
к пытливому изучению
жизни, высокие патриотические
идеалы любви и уважения к родной
земле и своему народу. Мусульманские
художники старшего поколения,
сохранявшие верность религиозным
взглядам на протяжении всей
своей нелегкой жизни, должны теперь
передавать основы мастерства
своим молодым преемникам, развивая
и углубляя традиции Исламского изобразительного
искусства, неуклонно расширяя его выразительные
возможности. Со своей стороны, духовенство
должно неустанно пропагандировать
лучшие произведения художников Ислама,
настойчиво объясняя публике цели
и задачи этого художественного направления.
Мне представляется, что наступило
время, когда в каждом музее изобразительного
искусства на нашей планете должны
появиться залы мусульманской
живописи, куда мусульманским художникам
следовало безвозмездно передать
все свои лучшие работы. А в заключении
хотел бы выразить глубокую уверенность
в большом историческом будущем подлинно
Исламской живописи, в ее способности
не только воспитывать вкус, но и формировать
общественные взгляды. Ведь замечательное
творчество художников Ислама,
прекрасно владеющих многими жанрами
изобразительного искусства,
будь то станковая картина,
украшение книг, арабеска или
монументально- декоративное панно, настолько
ярко и многообразно, столь глубоко
и содержательно, что оно непременно займет
свое достойное место среди тех культурных
сигналов, которые Исламский мир посылает
сегодня всему человечеству.
Ислам,
развиваясь первоначально на Аравийском
полуострове в среде
1. Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001.
2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.
3. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001.
4. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.