Автор: Дина Чурагулова, 25 Августа 2010 в 11:55, контрольная работа
Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.
Введение 3
1.Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции. 4
2. Исламская архитектура 17
2.1. Влияние и стили 18
2.2. Персидская архитектура 19
2.3. Мавританская архитектура 19
2.4. Османская турецкая архитектура 20
2.5. Индо-Исламская (Могольская) архитектура 21
3. Особенности мусульманского изобразительного искусства. 23
Заключение 31
Литература 34
Исламская архитектура соединила в себе и как светские, так и религиозные традиции с момента появления Ислама до настоящих дней. Основные формы исламских архитектурных зданий: мечеть , мавзолей , дворец , крепость . Словарь архитектурных терминов исламской архитектуры подразделяет здания также на общественные бани , фонтаны и архитектуру частных домов.
Интерьер
главного купола мечети
Селима в Эдирне,
Турция
В 630 году н.э. армия исламского пророка Мохаммеда отвоевала Мекку у племени Бану Курайш. Храм Кааба был снова восстановлен; реконструкцией занимался абиссинский мастеровой ещё до смерти Мохамеда в 632 году н.э. Этот храм является одним из лучших примеров исламской архитектуры. Начиная с 8-го века, хадис запрещал изображать человека и животных в архитектуре; Бог говорил: не сотвори себе образ или подобие Бога и не имей другого Бога, кроме меня.
В 7 веке армия мусульман захватила огромные территории. Как только мусульмане получили контроль над этим регионом, первое, что им было необходимо – это место, где они могли молиться своему Богу. В период зарождения мусульманства были построены простые по архитектуре здания , основой которых была модель дома пророка или адаптированные под него уже существующие здания .
Недавние открытия показали, что квазикристаллические элементы были впервые использованы в мозаике из плиток гирих (от арабского слова "узел"), датируемой более пяти веков назад. Они представляют собой геометрический орнамент, состоящий из многоугольных фигур. В 2007 году профессор Петер Лу из Гарвардского университета и профессор Пол Стейнхард из Принстонского университета опубликовали статью в журнале «Наука», где они высказывали предположение, что квазикристаллические узоры мозаики гирих опередили решетки Пенроуза на пять веков.
Узнаваемый
сегодня исламский стиль
Великая мечеть Самарры в Ираке была построена в 847 году до н.э., её архитектура сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет.
Софийский собор в Стамбуле также оказал влияние на исламскую архитектуру. Когда османцы захватили город, они перестроили базилику в мечеть (сегодня – это музей) и использовали элементы византийской архитектуры в архитектуре собственной религии (например, купола). Софийский собор послужил моделью для многих османский мечетей: Шехзадской, Сулейманской и мечети Рустем Паша.
Великолепные мотивы исламской архитектуры: повторяющиеся элементы, радиальные структуры и ритмические элементы. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Другие особенности исламской архитектуры: колонны, пилястры и арки, организованные и переплетающиеся с попеременно меняющимися рядами ниш и маленьких колонн. Обязательно строились купола. Впервые их построили в 691 году на строительстве мечети Купола Скалы, и потом только лишь в семнадцатом веке при строительстве Тадж Махала. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в западную архитектуру.
Исламское
завоевание Персии в седьмом веке
привело к тому, что исламская
архитектура раннего периода
заимствовала и приняла традиции
павшей Персидской империи. Исламскую
архитектуру можно назвать
Персидскому стилю характерны конусообразные кирпичные колонны, большие аркады и арки, которые поддерживаются несколькими колоннами. В Южной Азии были заимствованы элементы индуистской архитектуры, но позже они были вытеснены персидскими мотивами.
Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня кафедральный собор) в 785 году н.э. ознаменовало рождение исламской архитектуры на Иберийском полуострове и в Северной Африке. Эта мечеть известна своими потрясающими арками . Апогей мавританской архитектуры - Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками; стены покрыты глазурованной плиткой. Мавританская архитектура уходит глубоко корнями в арабские архитектурные традиции и дизайна интерьера основанные ещё в период первого халифата династии Омайядов в Леванте (прибл. 660 г. до н.э.) со столицей Дамаск, где хорошо сохранился образец арабско-исламского дизайна: типичный дамасский дом с фонтаном во внутреннем дворе, который являлся центральным элементом дома.
Даже после завершения Реконкисты продолжалось исламское влияние на испанскую архитектуру. Средневековые испанцы использовали стиль мудахар, в котором чувствуется сильное влияние исламского дизайна. Одним из лучших примеров влияния мусульман на испанскую культуру - это дворец Алькасар в Севилье.
Мечети в Турции испытали большое влияние Византии, Персии и Сирии. Турецкие архитекторы создали свой собственный стиль купола . Архитектура турецкой Османской империи - это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный архитектор Османской империи). Примером может служить мечеть Селима, построенная в середине шестнадцатого века. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.
Мечеть Селима, построенная Синаном в 1575г. Эдирн, Турция
Османцы овладевали технику
Могольский император Акбар в конце 1500-х построил королевский город Фатехпур- Сикри, расположенный в 26 милях к западу от Агры
Наиболее
ярким примером могольской архитектуры
является Тадж Махал, «капля падающая
в вечность», строительство которого было
завершено в 1648 году императором Шах
Джаханом в память о своей жене Мумтаз
Махал, которая умерла во время родов их
14 ребенка. Обилие драгоценных и полудрагоценных
камней в мозаичной отделке здания и белый
мрамор чуть не привели империю к банкротству.
Тадж Махал полностью симметричен,
за исключением саркофага Шах Джахана,
который расположен не по центру в
склепе под основным этажом. Здание зеркальной
мечети из красного песчаника и дворец,
который обращен к Мекке к западу от главного
здания также симметричны. Сады Шалимар
также демонстрируют силу влияния могольских
традиций на архитектуру.
Тадж
Махал в Агре,
построенный Шах
Джаханом ( мавзолей
для его жены) это
жемчужина Могольской
Исламской архитектуры
в Индии.
Общеизвестно, что художественное творчество является особым видом социальной деятельности, продуктами которого становятся специальные духовные и эстетические ценности и мне нередко доводилось слышать мнение, что будто бы Ислам является категорическим противником искусства, однако, уверяю вас, на самом деле это далеко не так.
Несмотря на разность в
Оценив уравновешенную композицию, выразительность облика и простоту архитектурных средств, вы, конечно, согласитесь, что любая мусульманская мечеть -- это не мрачный каземат, а светлое и жизнерадостное сооружение, насквозь пронизанное светом лучезарной Исламской духовности. Это стало возможным только лишь благодаря тому, что наши архитекторы смогли преодолеть тяжеловесность камня и в ходе колоссальной творческой работы создать художественные формы несравненного благородства и чистоты. Возьмите изделия мусульманских ювелиров и вы почувствуете как создававшие их мастера буквально любуются каждой завитушкой своего творения, поражающего щедрой красочностью, непосредственностью, исполненного жизнерадостности и искреннего ликования. В целом, как известно, основными видами изобразительного искусства являются скульптура, графика и живопись, ну а границы между ними носят относительный характер, поскольку они связаны между собой большим количеством различных переходных форм. Здесь я хочу остановиться именно на живописи, являющейся той разновидностью изобразительного искусства, произведения которой создаются на плоскости с помощью красок и различных цветных материалов. Вся живопись подразделяется, как всем известно, на монументальную, -- это роспись фасадов зданий, стен и потолков, и на станковую, то есть создание собственно картин, а основными жанрами ее являются пейзаж, то есть изображение природы, -- сельский, городской и прочие пейзажи; натюрморт, изображающий различные предметы (цветы, предметы быта, фрукты и т. д.), сюжетно-тематическая композиция и др. Особенное место занимает миниатюра, -- живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, кости, дереве или фарфоре, которая обычно выполнялась акварелью, маслом, лаком, гуашью и темперой. Наш разговор пойдет как раз о мусульманской живописи, хотя она и не является, конечно, главным направлением Исламского изобразительного искусства. Далекие от мусульманского искусства люди обычно понимают под Исламской живописью лишь собрания довольно примитивных миниатюр, украшающих страницы нескольких десятков книг, в основном произведений поэтов средневекового Востока, принадлежащих кисти талантливых нечестивцев, переступивших во имя выгоды и преходящей славы через священные установления Ислама. Ведь не имея ничего против изображения пейзажей, архитектурных форм, натюрмортов и всего прочего, Святой Пророк (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) строго-настрого предупреждал всех мусульман о недопустимости изображения людей и животных, неоднократно подчеркивая в своих хадисах, что: "Поистине, ангелы не войдут в тот дом, в котором имеются изображения живых существ", в силу чего все верующие люди всегда воздерживались в прошлом и воздерживаются сегодня от подобной практики, в том числе, конечно, и от создания портретов самого горячо любимого всеми правоверными Пророка Мухаммада (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!). Ислам не разрешает правоверным создавать изображения живых существ во имя их же собственного блага и, уважая специфические особенности других культурно-конфессиональных систем, мы ожидаем уважительного отношения и к нашим специфическим особенностям. Эти запреты продиктованы заботой о душевном равновесии верующих людей, их корни следует искать в проблемах, коренящихся в астральной плоскости, а также в вековом стремлении Ислама искоренить язычество во всех его возможных формах, а вовсе не в желании кого-то ущемить или же просто ограничить правоверным их возможности для творческого самовыражения.