Исламское искусство

Автор: Дина Чурагулова, 25 Августа 2010 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Современное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. В наше время сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на вопрос, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Содержание

Введение 3
1.Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции. 4
2. Исламская архитектура 17
2.1. Влияние и стили 18
2.2. Персидская архитектура 19
2.3. Мавританская архитектура 19
2.4. Османская турецкая архитектура 20
2.5. Индо-Исламская (Могольская) архитектура 21
3. Особенности мусульманского изобразительного искусства. 23
Заключение 31
Литература 34

Работа содержит 1 файл

контр культурология.doc

— 585.00 Кб (Скачать)

2. Исламская архитектура

    Исламская архитектура соединила в себе и как светские, так и религиозные  традиции с момента появления  Ислама до настоящих дней. Основные формы исламских архитектурных  зданий: мечеть , мавзолей , дворец , крепость . Словарь архитектурных терминов исламской архитектуры подразделяет здания также на общественные бани , фонтаны и архитектуру частных домов.

    

    Интерьер  главного купола мечети  Селима  в Эдирне, Турция 

    В 630 году н.э. армия  исламского пророка Мохаммеда отвоевала Мекку у племени Бану Курайш. Храм Кааба был снова восстановлен; реконструкцией занимался абиссинский мастеровой ещё до смерти Мохамеда в 632 году н.э. Этот храм является одним из лучших примеров исламской архитектуры. Начиная  с 8-го века, хадис запрещал изображать человека и животных в  архитектуре; Бог говорил: не сотвори  себе образ или подобие Бога и не имей другого Бога, кроме меня.

    В 7 веке армия мусульман захватила  огромные территории. Как только мусульмане получили контроль над этим регионом, первое, что им было необходимо –  это место, где они могли молиться своему Богу. В   период  зарождения мусульманства  были построены простые  по архитектуре  здания , основой которых была модель дома пророка или адаптированные под него уже существующие здания .

    Недавние  открытия показали, что квазикристаллические элементы были впервые использованы в мозаике из плиток гирих (от арабского  слова "узел"), датируемой более пяти  веков назад.  Они  представляют собой геометрический орнамент, состоящий из многоугольных фигур. В 2007 году профессор Петер Лу из Гарвардского университета и профессор Пол Стейнхард из Принстонского университета опубликовали статью  в журнале «Наука», где они высказывали предположение, что  квазикристаллические узоры мозаики гирих  опередили решетки Пенроуза на пять веков.

2.1. Влияние и стили

    Узнаваемый  сегодня исламский стиль сформировался  уже после правления Мохаммеда  и развивался, адаптируясь к местным традициям по римской, египетской, византийской и персидской моделям. Самый ранний пример датируется 691 годом до нашей эры – завершение строительства Купола Скалы в Иерусалиме. Его сводчатые внутренние залы, круглый купол и использование повторяющихся декоративных элементов (арабесков) характерны для исламской архитектуры.

    Великая мечеть Самарры в Ираке была построена  в  847 году до н.э., её архитектура  сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет.

    Софийский собор в Стамбуле также оказал влияние на исламскую архитектуру. Когда  османцы захватили город, они перестроили базилику в мечеть (сегодня – это музей) и использовали элементы византийской архитектуры  в архитектуре собственной религии (например, купола). Софийский собор послужил моделью для многих османский мечетей: Шехзадской, Сулейманской и мечети Рустем Паша.

    Великолепные  мотивы исламской архитектуры: повторяющиеся  элементы, радиальные структуры и  ритмические элементы. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Другие особенности исламской архитектуры: колонны, пилястры и арки,  организованные и переплетающиеся с попеременно меняющимися рядами ниш и маленьких колонн. Обязательно строились  купола.  Впервые их построили  в  691 году на строительстве мечети Купола Скалы, и потом только лишь в семнадцатом веке  при строительстве Тадж Махала. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в  западную архитектуру.

2.2. Персидская архитектура

    Исламское завоевание Персии в седьмом веке привело к тому, что исламская  архитектура раннего периода  заимствовала и приняла традиции  павшей Персидской империи. Исламскую  архитектуру можно назвать дальнейшей эволюцией  персидской архитектуры.

    Персидскому стилю характерны конусообразные кирпичные  колонны, большие аркады и арки, которые  поддерживаются несколькими колоннами.  В Южной Азии были заимствованы элементы индуистской архитектуры, но позже  они были вытеснены персидскими  мотивами.

2.3. Мавританская архитектура

    Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня  кафедральный собор) в 785 году н.э. ознаменовало рождение исламской архитектуры  на Иберийском полуострове и в  Северной Африке. Эта мечеть известна своими потрясающими арками . Апогей мавританской архитектуры - Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками; стены покрыты глазурованной плиткой. Мавританская архитектура уходит глубоко корнями в арабские архитектурные традиции и дизайна интерьера основанные ещё в период первого халифата династии Омайядов в Леванте (прибл. 660 г. до н.э.) со столицей Дамаск, где хорошо сохранился образец арабско-исламского дизайна: типичный дамасский дом с  фонтаном  во внутреннем дворе, который являлся центральным элементом дома.

    Даже  после завершения Реконкисты  продолжалось исламское влияние на испанскую  архитектуру.  Средневековые  испанцы  использовали стиль мудахар,  в  котором чувствуется сильное  влияние исламского дизайна. Одним из лучших примеров влияния мусульман на испанскую культуру - это дворец Алькасар в Севилье.

2.4. Османская турецкая архитектура

      Мечети  в Турции испытали большое  влияние Византии, Персии и Сирии.  Турецкие архитекторы создали  свой собственный стиль купола . Архитектура турецкой Османской империи  - это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный архитектор Османской империи). Примером может служить мечеть Селима, построенная  в середине шестнадцатого века. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.

    

    Мечеть  Селима, построенная  Синаном в 1575г. Эдирн, Турция

      Османцы овладевали технику постройки зданий с большим внутренним пространством под невесомыми на вид, но массивными куполами, и достигали великолепной гармонии между внутренним и внешним пространством, между светом и тенью. Исламская храмовая архитектура , которая до этого состояла из  простых зданий с обилием декораций, превратилась в здания со сводчатыми помещениями, куполами, полукуполами и колоннами . Мечеть – из тесной и темной комнаты с расписанными арабесками стенами в храм эстетического и технического равновесия и изысканной элегантности.

2.5. Индо-Исламская (Могольская) архитектура

    Могольский  император Акбар в конце 1500-х  построил королевский город Фатехпур- Сикри, расположенный в 26 милях к  западу от Агры

    Наиболее  ярким примером могольской архитектуры  является Тадж Махал, «капля падающая в вечность», строительство которого было завершено  в 1648 году императором Шах Джаханом в память о своей жене Мумтаз Махал, которая умерла во время родов их 14 ребенка. Обилие драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной отделке здания и белый мрамор чуть не привели империю к банкротству. Тадж  Махал полностью симметричен, за исключением саркофага Шах Джахана, который расположен не по центру  в склепе под основным этажом. Здание зеркальной мечети из красного песчаника и дворец, который обращен к Мекке к западу от главного здания также симметричны. Сады Шалимар также демонстрируют силу влияния могольских традиций на архитектуру.  

     

    Тадж  Махал  в Агре,  построенный Шах  Джаханом ( мавзолей для его жены) это  жемчужина Могольской Исламской архитектуры  в Индии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Особенности мусульманского изобразительного искусства.

 

    Общеизвестно, что художественное творчество является особым  видом социальной деятельности, продуктами которого  становятся  специальные духовные и эстетические ценности и мне нередко доводилось  слышать мнение,  что будто бы  Ислам является  категорическим  противником искусства, однако, уверяю вас, на  самом деле  это далеко  не  так.

      Несмотря на разность в представлениях  о том, что, собственно, считать красивым, а что нет,  а  также  на  отдельные  предубеждения,  любому человеку  изначально  присуще  естественное   ощущение   первозданной красоты творения и это замечательное качество  является  ничем  иным, как даром Всемогущего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!) всем сыновьям  и дочерям Адама (Мир ему!), благодаря которому мы все имеем  уникальную возможность испытывать большое эстетическое наслаждение от восприятия окружающего мира. Именно поэтому все люди на Земле примерно одинаково реагируют на прекрасное, поскольку, чем интенсивнее и духовно  богаче внутренняя  жизнь   человека,   тем   сильней   развивается   в   нем восприимчивость к красоте природы и искусства. Кроме того,  благодаря искусству мы можем  ненадолго  забывать  о  многочисленных  невзгодах своего   существования   и   правоверные,   конечно,   не   замедлили воспользоваться даром Всемогущего Аллаха (Хвала  Ему  и  велик  Он!), достигнув  поразительных  высот  во  всех,  без  исключения,   сферах прекрасного.   Образованному   человеку   вообще   довольно    трудно заподозрить мусульман, создавших богатейшую и утонченную культуру,  в каком-либо враждебном отношении к искусству, поскольку многочисленные элементы  этого  искусства   содержат   замечательная   мусульманская архитектура, декор и каллиграфия, швейное мастерство  и всевозможные рукоделия, а также прикладные народные  ремесла:  резьба  по  дереву, чеканка, ковроткачество, украшение предметов быта  и многое,  многое другое.  Чтобы убедиться в умении  последователей   Ислама   тонко чувствовать красоту окружающего мира  достаточно  хотя  бы  вспомнить мусульманское  искусство   украшения   рукописей,   когда   орнаменты различных книг выполнялись с таким  виртуозным  мастерством  и  столь сияющими красками, что превращали их в настоящие драгоценности. Чтобы оценить замечательное по мастерству и богатству мотивов  декоративное убранство Исламской  архитектуры  взгляните  на  любое  мусульманское сооружение и вы увидите, что формы его грациозны, а пропорции изящны.

      Оценив уравновешенную композицию, выразительность облика  и  простоту архитектурных  средств,   вы,   конечно,   согласитесь,   что   любая мусульманская  мечеть  --  это  не  мрачный  каземат,  а  светлое   и жизнерадостное сооружение,  насквозь  пронизанное  светом  лучезарной Исламской духовности. Это стало возможным только лишь благодаря тому, что наши архитекторы смогли преодолеть тяжеловесность камня и в  ходе колоссальной   творческой   работы   создать   художественные   формы несравненного благородства и чистоты. Возьмите изделия мусульманских ювелиров и вы  почувствуете  как создававшие их  мастера буквально любуются  каждой  завитушкой  своего  творения,  поражающего   щедрой красочностью, непосредственностью,  исполненного  жизнерадостности  и искреннего  ликования.  В  целом,  как  известно,  основными   видами изобразительного искусства являются скульптура, графика  и  живопись, ну а границы между ними носят относительный характер,  поскольку  они связаны между собой большим количеством  различных  переходных  форм. Здесь  я  хочу  остановиться  именно  на  живописи,  являющейся   той разновидностью  изобразительного  искусства,   произведения   которой создаются  на  плоскости  с  помощью  красок  и   различных   цветных материалов.  Вся  живопись  подразделяется,  как  всем  известно,  на монументальную, -- это роспись фасадов зданий, стен и потолков, и  на станковую, то есть создание собственно картин, а основными жанрами ее являются пейзаж, то есть изображение природы, -- сельский,  городской и прочие пейзажи; натюрморт, изображающий различные предметы  (цветы, предметы быта, фрукты и т. д.), сюжетно-тематическая композиция и др. Особенное  место  занимает  миниатюра,  --  живописное   произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, кости, дереве или фарфоре, которая  обычно  выполнялась  акварелью,  маслом,  лаком,  гуашью   и темперой. Наш разговор пойдет как раз о мусульманской живописи,  хотя она  и  не  является,  конечно,   главным   направлением   Исламского изобразительного искусства. Далекие от мусульманского искусства  люди обычно  понимают  под  Исламской  живописью  лишь  собрания  довольно примитивных миниатюр, украшающих страницы нескольких десятков книг, в основном произведений поэтов  средневекового  Востока,  принадлежащих кисти  талантливых  нечестивцев,  переступивших  во  имя   выгоды   и преходящей славы через священные установления Ислама.  Ведь  не  имея ничего против изображения пейзажей, архитектурных форм, натюрмортов и всего прочего, Святой Пророк (Да благословит его  Всевышний  Аллах  и приветствует!)  строго-настрого   предупреждал   всех   мусульман   о недопустимости изображения людей и животных, неоднократно подчеркивая в своих хадисах, что: "Поистине,  ангелы  не  войдут  в  тот  дом,  в котором имеются изображения живых существ", в силу чего все  верующие люди всегда воздерживались в  прошлом  и  воздерживаются  сегодня  от подобной практики, в том числе,  конечно,  и  от  создания  портретов самого горячо  любимого  всеми  правоверными  Пророка  Мухаммада  (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!). Ислам не  разрешает правоверным  создавать  изображения  живых  существ  во  имя  их   же собственного  блага  и,  уважая  специфические   особенности   других культурно-конфессиональных систем, мы ожидаем уважительного отношения и  к  нашим  специфическим  особенностям.  Эти  запреты  продиктованы заботой о душевном равновесии верующих людей, их корни следует искать в проблемах, коренящихся в астральной плоскости, а  также  в  вековом стремлении Ислама искоренить язычество во всех его возможных  формах, а вовсе не  в  желании  кого-то  ущемить  или  же  просто  ограничить правоверным   их   возможности   для    творческого    самовыражения.

Информация о работе Исламское искусство