Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:55, реферат
Ислам сегодня можно назвать одной из самых динамично развивающихся религий. Число её адептов растёт, а ареал широкого распространения давно вышел за традиционные границы арабского мира, стран Азии и Африки. Можно с полным основанием утверждать, что ислам сегодня является одним из основных поставщиков мировых новостей в той или иной форме.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
Ислам и запад. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Федеральное
государственное
«Пермская
государственная
Кафедра
«Философии»
Реферат
На
тему: «Ислам и западная
культура»
Выполнила студентка факультета
«Экономики, финансов и коммерции»
Группы Б-11
Ошмарина А.В.
Преподаватель
Хованская
А.В.
Пермь 2011
Содержание
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Введение
Ислам сегодня
можно назвать одной из самых
динамично развивающихся
В настоящее
время ислам активно
Проблема увеличения численности приверженцев ислама в Европе, образования мусульманских диаспор, их адаптации к европейской культуре и законодательству в начале XXI в. также вышла на передний план исторических, социологических и этнокультурных исследований, как в самом Старом Свете, так и у нас в стране. У этого явления есть множество причин: увеличение иммиграционных потоков из мусульманских стран в США и страны Европейского континента и террористические атаки радикальных исламистов на европейские столицы, и связанное с этим взаимодействие различных культур, в результате которого стремительно растёт число людей, принимающих ислам. К такому шагу их нередко подталкивают представители именно экстремистских и фундаменталистских группировок, готовя фанатиков-смертников для своих разрушительных акций, тогда как традиционный ислам теряет свои позиции под таким натиском. Все эти обстоятельства обусловили то, что проблема взаимодействия государства с этническими и религиозными общинами на своей территории стала одной из самых актуальных для многих стран Западной Европы в конце ХХ-начале XXI вв.
В Евросоюзе
уже давно введена практика отделения
светско-политической жизни от религиозной,
основной религией является христианство,
в настоящее время оно не претендует на
вмешательство в жизнь верующих. Ислам
же, наоборот, связывает все сферы бытия
своих приверженцев воедино, поэтому и
выступления мусульман-иммигрантов с
любыми требованиями происходят исключительно
под эгидой их религии, в отличие от европейцев.
Проблема заключается ещё и в том, что
новые поколения мусульман, родившиеся
и выросшие уже на европейской земле, с
полным основанием считают Европу своим
домом, в котором стремятся жить по своей
вере, для чего пытаются занять определённые
политические, интеллектуальные и социальные
ниши, что, в свою очередь, вызывает подозрения
у коренных жителей, напуганных действиями
радикальных исламистов.
ИСЛАМИЗМ И ЗАПАД
Как верно заметил профессор Г.И. Мирский, "если и можно говорить о какой-либо серьезной идеологии наших дней, то только об исламе" (2). Исламизм как ультрафундаменталистское течение внутри ислама имеет солидную историю и включает различные религиозно-идеологические направления. В контексте данной статьи интерес представляет его наиболее реакционное ответвление - исламо-экстремизм, отражающий агрессивную энергетику радикального сегмента мусульманского населения, категорическое отрицание им всего, что не входит в сферу влияния ислама и соответственно ему не подчинено. За последние два десятилетия исламо-экстремизм набрал силу и завоевал популярность в массах, что позволило ему прорваться на мировую арену в качестве весомой силы. Его определяющие черты детально исследованы российскими учеными-исламоведами (3). Здесь достаточно лишь отметить неизбежность возрождения этого явления в конце XX в.
В результате краха всех существовавших в среде мусульманского сообщества идеологий, включая коммунистическую, образовался идеологический вакуум. Он должен был заполниться доктриной, способной соответствовать превалирующим среди мусульман настроениям - накопившейся у низов озлобленности в связи со своим нищенским положением и укоренившейся враждебности к Западу, который якобы удерживает мусульманский мир в состоянии отсталости и приниженности, затягивает его в сети своей "деградирующей" культуры. Исламисты ставят целью вернуть ислам к его "первородным" истокам и утвердить в качестве господствующей в мире конфессии. Возвышение ислама над другими религиями рассматривается как путь к расцвету мусульманского мира, созданию халифата, охватывающего не только мусульманские страны, но и территории с компактным проживанием мусульман. Программа и практика исламизма подчинены и обеспечению собственной выживаемости. Усматривая в модернизации и демократии реальную угрозу своему существованию, он стремится наглухо изолировать мусульманское сообщество от этих "вирусов".
Такие "раздражители" для мусульман, как арабо-израильский конфликт, иностранные вторжения на территорию ислама стимулировали исламо-экстремизм. Однако не они стали главными факторами его подъема. Эту роль сыграла вызревшая у мусульман потребность громко о себе заявить. Однако, как это обычно случается в переломные моменты, позиции рупора сумело захватить идеологическое течение, способное приковывать к себе внимание провокационностью ультрарадикализма. Обездоленную и из-за этого озлобленную часть мусульманского общества исламо-экстремизм привлекает своей агрессивной напористостью, простотой и доступностью проповедуемых догм и способов решения общемусульманских и глобальных проблем. Можно, пожалуй, утверждать, что для христианства и канонического ислама взлет исламизма - расплата за их прежние неспособность и нежелание находить каналы взаимопонимания и взаимодействия. Уход от диалога и соответственно сотрудничества оставил поле деятельности свободным для исламизма. Выход радикального исламизма на мировую арену в конце XX в. вряд ли был бы возможен без пришедшей на этот период "детерриториализации" ислама, то есть формирования мусульманских общин, прежде всего в Европе. На Ближнем и Среднем Востоке он скорее так и остался бы подпольным течением, подавляемым правящими режимами. В условиях западной демократии он мог относительно свободно проповедовать свою теорию, обзаводиться сторонниками из среды мечущейся в поисках самоидентификации мусульманской молодежи и таким образом утверждаться в качестве влиятельной силы. Однако со многими антизападными установками этого течения солидаризируется гораздо больше последователей ислама, враждебных Западу.
Ошибочно считать,
что все приверженцы исламо-
Терроризм создает в мусульманском мире и за его пределами обстановку, позволяющую исламо-экстремизму продвигаться к поставленным целям. Террор насаждает всеобщее смятение, страх перед непредсказуемостью новых нападений. С каждой крупной диверсией общественное мнение все более пессимистически оценивает возможности искоренения террористического подполья. По расчетам исламистов, запуганные террором западноевропейцы окажутся податливее к их требованиям.
На протяжении
нескольких десятилетий Западная Европа,
стремясь исключить рецидивы фашистской
идеологии, концентрировалась на утверждении
либерально-демократических
Для сторонников радикального исламизма основным противником остаются США. Но действовать против этой державы на ее территории им затруднительно - американские спецслужбы начеку, а большинство местных мусульман отвергают неканонический вариант ислама.
В подходе к Европе исламисты разделились на два лагеря. К первому относятся те из них, кто объявляет Европу Землей Войны (Дар аль-Харб). В этой интерпретации Европа противостоит Дар ас-Салям, Земле Мира, то есть всем мусульманским странам и нуждается в насильственной исламизации, включая террор как элемент джихада. Второй лагерь объединяет тех, для кого Европа - Земля Перемирия (Дар ас-Сульх), подлежащая обращению в ислам мирным путем. Но цель у обоих лагерей одна - господство ислама над Европой. Поэтому у европейцев есть все основания считать, что приверженцы ненасильственной линии - такая же угроза, как экстремисты, но только действуют в мягких перчатках. Замыслы умеренных не менее опасны. Любые попытки найти с ними общий язык только укрепляют уверенность исламистов в уступчивости европейцев.
Получив доступ к демократическим свободам, исламисты благодаря своей напористости и финансовой поддержке из арабского мира сумели в 90-е годы пробиться на политическую арену во многих западноевропейских государствах. Найдены были выходы в средства массовой информации. Удалось захватить ведущие позиции в иммигрантских общинах, причем не только в духовно-религиозной, но и других узловых сферах. Развернулось создание собственных организаций, из которых одни были заграничными ответвлениями базировавшихся в мусульманском мире партий, а другие имели европейское происхождение.
Справедливо утверждение
известной итальянской
Западная Европа
предпочла оставить за скобками связь
исламизма и терроризма не только
из соображений политкорректности,
но скорее из-за опасений вызвать гнев
"мусульманской улицы". Эту
позицию использовали в своих
целях две группы: западноевропейские
левые, не брезгующие в нападках на
свои правительства
Западноевропейцам
усиленно внушалось, что тесные связи
Запада с Израилем являются основным
фактором, обусловившим развитие у
мусульман антизападных настроений,
крайней формой выражения которых
стал терроризм. Соединенным Штатам
и Израилю приписывалось
Исламисты быстро усвоили, что эффективно отражать выпады в свой адрес можно путем причисления оппонентов к когорте исламофобов.
В их поведении возобладали вызывающая агрессивность, нарочитая враждебность ко всему немусульманскому, линия на взвинчивание напряженности. Свои основополагающие установки они теперь озвучивали с предельной откровенностью и все чаще в угрожающей тональности. Лидер запрещенной в Великобритании организации "Аль-Мухаджирун" О.Бакри Мухаммад, успевший сбежать в Ливан, предрекал в прессе скорое исполнение "великой исламской мечты": "Мы увидим развивающиеся над Биг Беном и британским парламентом знамена со словами "Нет божества, кроме Аллаха"" (5). Не менее напористо исламисты теперь заявляли о своей "мечте" и в самой Европе. Обосновавшийся во Франции имам Бузейн утверждал на местном телевидении в апреле 2004 г., что французы с принятием ислама уберегут себя от таких наказаний Аллаха, как землетрясения, болезни вроде СПИДа (6). Возросшее число устраивавшихся исламистами в Европе шумных манифестаций под провокационными лозунгами также свидетельствовало о стремлении развернуть политическое наступление на континенте.