Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:55, контрольная работа
Эстетика как наука носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями - закономерностями эстетического освоения действительности. Поскольку же законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрированно и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика может правомерно рассматриваться в том числе и как наука о его сущности, законах, о природе художественного творчества.
Введение 3
1. Основные подходы к пониманию природы искусства 4
2. Искусство как феномен культуры. Функции искусства 7
3. Традиции и инновации в искусстве 12
4. Художественный образ как «первоэлемент» искусства 14
Заключение 19
Список литературы 20
Художественным становится не всякий образ. Художественность образа заключается в его особом – эстетическом – предназначении. Он запечатлевает красоту природы, животного мира, человека, межличностных отношений; открывает тайное совершенство бытия. Художественный образ призывается свидетельствовать о прекрасном, которое служит всеобщему Благу и утверждает мировую гармонию.
В
аспекте структуры литературного творения
художественный образ - это важнейший
составной элемент его формы. Образом
именуется узор на «теле» эстетического
объекта; главная «передающая» шестерня
художественного механизма, без которой
невозможно развитие действия, понимание
смысла. Если художественное произведение
- основная единица литературы, то художественный
образ - основная единица литературного
творения. С помощью художественных образов
моделируется объект отражения. Образом
выражаются предметы пейзажа и интерьера,
события и поступки героев. В образах проступает
замысел автора; воплощается главная,
обобщающая идея.
Так, в феерии А. Грина «Алые паруса» главная
в произведении тема любви отражается
в центральном художественном образе
- алых парусах, означающих возвышенное
романтическое чувство. Художественным
образом является море, в которое вглядывается
Ассоль, ожидая белый корабль; запущенный,
неуютный трактир Меннерса; зеленый жучок,
ползущий по строчке со словом «смотри».
В качестве художественного образа (образа
обручения) выступает первая встреча Греем
Ассоль, когда молодой капитан надевает
на палец кольцо своей нареченной; оснащение
корабля Грея алыми парусами; распитие
вина, которого никто не должен был пить
и др.
Выделенные художественные образы: море, корабль, алые паруса, трактир, жучок, вино - это важнейшие детали формы феерии. Благодаря этим деталям произведение А. Грина начинает «жить». Оно получает главных действующих лиц (Ассоль и Грея), место их встречи (море), а также ее условие (корабль с алыми парусами), средство (взгляд с помощью жучка), результат (обручение, свадьба).
С
помощью образов писатель утверждает
одну нехитрую истину. Она в том, «чтобы
делать так называемые чудеса своими руками».
В аспекте литературы, как вида искусства,
художественный образ - это центральная
категория (а также символ) литературного
творчества. Он выступает универсальной
формой освоения жизни и одновременно
методом ее постижения. В художественных
образах осмысляется общественная деятельность,
конкретно-исторические катаклизмы, человеческие
чувства и характеры, духовные устремления.
В этом аспекте художественный образ не
просто заменяет обозначаемое им явление
или обобщает его характерные черты. Он
повествует о реальных фактах бытия; познает
их во всем многообразии; проявляет их
сущность. Художественным образом прочерчиваются
модели бытия, вербализуются неосознанные
интуиции и прозрения. Он становится гносеологичным;
прокладывает дорогу к истине, первообразу
(в этом смысле мы и говорим об образе чего-либо:
мира, солнца, души, Бога).
Так, функцию «проводника» к Первообразу
всего сущего (божественному образу Иисуса
Христа) приобретает целая система художественных
образов в рассказе И. А. Бунина «Темные
аллеи», где говорится о неожиданной встрече
главных героев: Николая и Надежды, когда-то
связанных узами греховной любви и блуждавших
в лабиринте чувственности (в «темных
аллеях», по автору).
Образная система произведения строится на резком противопоставлении Николая (аристократа и генерала, который соблазнил и бросил любимую) и Надежды (крестьянки, хозяйки постоялого двора, которая так и не забыла, не простила своей любви).
Внешность Николая, несмотря на его преклонный возраст, почти безупречна. Он по-прежнему красив, элегантен и подтянут. В его лице видимо читается преданность своему делу и верноподданность. Однако все это только бессодержательная оболочка; пустой кокон. В душе блестящего генерала - только грязь и «мерзость запустения». Герой предстает человеком эгоистичным, холодным, черствым и не способным на поступок даже для достижения своего личного счастья. У него нет никакой возвышенной цели, никаких духовно-нравственных устремлений. Он плывет по воле волн, он умер душой. В прямом и переносном смысле Николай путешествует по «грязной дороге» и потому сильно напоминает у писателя собственный «закиданный грязью тарантас» с похожим на разбойника кучером.
Внешность Надежды, бывшей возлюбленной Николая, напротив, мало привлекательна. Женщина сохранила следы былой красоты, но перестала следить за собой: растолстела, подурнела, «обабилась». Однако в душе Надежда сберегла надежду на лучшее и даже любовь. В доме героини чисто, тепло и уютно, что свидетельствует не о простой усердности или заботе, но и о чистоте чувств и помышлений. А «новый золотистый образ (икона - П. К.) в углу» отчетливо обозначает религиозность хозяйки, ее веру в Бога и в Его Промысел. По наличию этого образа читатель догадывается, что Надежда находит подлинный источник Добра и всякого Блага; что она не умирает во грехе, но возрождается в жизнь вечную; что дается ей это ценой тяжелых душевных страданий, ценой отказа от самой себя.
Необходимость противопоставления двух главных героев рассказа проистекает, по автору, не только из-за их социального неравенства. Контраст подчеркивает разную ценностную ориентацию этих людей. Он показывает пагубность проповедуемого героем равнодушия. И одновременно утверждает великую силу явленной героиней любви.
С
помощью контраста Бунин достигает и другой,
глобальной цели. Автор акцентирует центральный
художественный образ - икону. Икона, изображающая
Христа, становится у писателя универсальным
средством духовно-нравственного преображения
характеров. Благодаря этому образу, возводящему
к Первообразу, спасается Надежда, постепенно
забывающая о кошмарных «темных аллеях».
Благодаря этому Образу становится на
путь спасения и Николай, целующий руку
возлюбленной и тем самым, получающий
прощение. Благодаря этому Образу, в котором
герои находят полное успокоение, задумывается
о своей жизни и сам читатель. Образ Христа
выводит его из лабиринта чувственности
к идее Вечности.
Иначе говоря, художественный образ - это
обобщенная картина человеческой жизни,
преображенная в свете эстетического
идеала художника; квинтэссенция творчески
познаваемой действительности. В художественном
образе присутствует установка на единство
объективного и субъективного, индивидуального
и типического. Он являет собой воплощение
общественного или личного бытия. Художественным
именуется также любой образ, обладающий
наглядностью (чувственным обликом), внутренней
сущностью (смыслом, предназначением)
и четкой логикой самораскрытия.
Художественный образ располагает особыми характерными признаками (свойствами), присущими только ему одному. Это:
1) типичность,
2) органичность (живость),
3) ценностная ориентация,
4) недосказанность.
Типичность возникает на почве тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия. Художественный образ становится типом в том случае, если обобщает характерные, а не случайные черты; если моделирует подлинный, а не надуманный оттиск реальной действительности.
Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения.
Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным.
Недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество.
За
читателем сохраняется и свобода воли,
и простор для творческой фантазии. Он
самостоятельно определяет, почему звезды
в это время горят ярче, чем прежде, и самостоятельно
же сгущает смысловые оттенки вокруг данного
ему художественного образа.
Заключение
Oпpeдeлeниe и oцeнкa иcкуccтвa — пpeдмeт нeпpeкpaщaющиxcя диcкуccий. Oдни aвтopы cчитaют, чтo иcкуccтвo — cпocoб выpaжeния или coпepeживaния эмoций и идeй, дpугиe пoлaгaют, чтo этo cпocoб иccлeдoвaния и oцeнки фopмaлъныx элeмeнтoв, тpeтъи — чтo этo мимecиc или пpeдcтaвлeниe.
Тepмин иcкуccтвo мoжeт упoтpeблятъcя в paзныx cмыcлax: пpoцecc иcпoлъзoвaния тaлaнтa, пpoизвeдeниe oдapeннoгo мacтepa, пoтpeблeниe пpoизвeдeний иcкуccтвa aудитopиeй, a тaкжe изучeниe иcкуccтвa (иcкуccтвoвeдeниe). Пpoизвeдeниями иcкуccтвa нaзывaют пpeднaмepeнную тaлaнтливую интepпpeтaцию нeoгpaничeннoгo мнoжecтвa кoнцeпций и идeй c цeлъю пepeдaтъ иx oкpужaющим. Oни мoгут бытъ coздaны cпeциaлънo для укaзaннoй цeли или пpeдcтaвлeны изoбpaжeниями и oбъeктaми. Иcкуccтвo cтимулиpуeт мыcли, чувcтвa, пpeдcтaвлeния и идeи чepeз oщущeния. Oнo выpaжaeт идeи, пpинимaeт caмыe paзныe фopмы и cлужит мнoгим paзным цeлям.
Тeopeтики
вo вce вpeмeнa видeли в иcкуccтвe явлeниe, кoтopoму
пpиcущи paзличныe, в зaвиcимocти oт кoнкpeтнoй
кoнцeпции, функции и cвoйcтвa. Этo нe знaчит,
чтo цeли иcкуccтвa ocтaютcя нeяcными, пpocтo cущecтвoвaлo
мнoжecтвo paзнooбpaзныx пpичин для coздaния
paзныx пpoизвeдeний иcкуccтвa и мнoжecтвo иx
тoлкoвaний.
Список используемой литературы:
1. Бычков В.В. О предмете истории эстетики, - Античная культура и современная наука. - М.,1985.
2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.,1975.
3. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. -М., Знание, 1986.
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
5. Эстетика на пороге 21 века: Материалы "Круглого стола" - Свободная мысль, 1992.
Информация о работе Искусство в системе эстетического восприятия личности