Искусство в системе эстетического восприятия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Эстетика как наука носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями - закономерностями эстетического освоения действительности. Поскольку же законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрированно и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика может правомерно рассматриваться в том числе и как наука о его сущности, законах, о природе художественного творчества.

Содержание

Введение 3

1. Основные подходы к пониманию природы искусства 4

2. Искусство как феномен культуры. Функции искусства 7

3. Традиции и инновации в искусстве 12

4. Художественный образ как «первоэлемент» искусства 14

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Художественным становится не всякий образ. Художественность образа заключается в его особом – эстетическом – предназначении. Он запечатлевает красоту природы, животного мира, человека, межличностных отношений; открывает тайное совершенство бытия. Художественный образ призывается свидетельствовать о прекрасном, которое служит всеобщему Благу и утверждает мировую гармонию. 

     В аспекте структуры литературного творения художественный образ - это важнейший составной элемент его формы. Образом именуется узор на «теле» эстетического объекта; главная «передающая» шестерня художественного механизма, без которой невозможно развитие действия, понимание смысла. Если художественное произведение - основная единица литературы, то художественный образ - основная единица литературного творения. С помощью художественных образов моделируется объект отражения. Образом выражаются предметы пейзажа и интерьера, события и поступки героев. В образах проступает замысел автора; воплощается главная, обобщающая идея.  
Так, в феерии А. Грина «Алые паруса» главная в произведении тема любви отражается в центральном художественном образе - алых парусах, означающих возвышенное романтическое чувство. Художественным образом является море, в которое вглядывается Ассоль, ожидая белый корабль; запущенный, неуютный трактир Меннерса; зеленый жучок, ползущий по строчке со словом «смотри». В качестве художественного образа (образа обручения) выступает первая встреча Греем Ассоль, когда молодой капитан надевает на палец кольцо своей нареченной; оснащение корабля Грея алыми парусами; распитие вина, которого никто не должен был пить и др. 

     Выделенные художественные образы: море, корабль, алые паруса, трактир, жучок, вино - это важнейшие детали формы феерии. Благодаря этим деталям произведение А. Грина начинает «жить». Оно получает главных действующих лиц (Ассоль и Грея), место их встречи (море), а также ее условие (корабль с алыми парусами), средство (взгляд с помощью жучка), результат (обручение, свадьба). 

     С помощью образов писатель утверждает одну нехитрую истину. Она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».  
В аспекте литературы, как вида искусства, художественный образ - это центральная категория (а также символ) литературного творчества. Он выступает универсальной формой освоения жизни и одновременно методом ее постижения. В художественных образах осмысляется общественная деятельность, конкретно-исторические катаклизмы, человеческие чувства и характеры, духовные устремления. В этом аспекте художественный образ не просто заменяет обозначаемое им явление или обобщает его характерные черты. Он повествует о реальных фактах бытия; познает их во всем многообразии; проявляет их сущность. Художественным образом прочерчиваются модели бытия, вербализуются неосознанные интуиции и прозрения. Он становится гносеологичным; прокладывает дорогу к истине, первообразу (в этом смысле мы и говорим об образе чего-либо: мира, солнца, души, Бога).  
Так, функцию «проводника» к Первообразу всего сущего (божественному образу Иисуса Христа) приобретает целая система художественных образов в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи», где говорится о неожиданной встрече главных героев: Николая и Надежды, когда-то связанных узами греховной любви и блуждавших в лабиринте чувственности (в «темных аллеях», по автору). 

     Образная система произведения строится на резком противопоставлении Николая (аристократа и генерала, который соблазнил и бросил любимую) и Надежды (крестьянки, хозяйки постоялого двора, которая так и не забыла, не простила своей любви). 

     Внешность Николая, несмотря на его преклонный возраст, почти безупречна. Он по-прежнему красив, элегантен и подтянут. В его лице видимо читается преданность своему делу и верноподданность. Однако все это только бессодержательная оболочка; пустой кокон. В душе блестящего генерала - только грязь и «мерзость запустения». Герой предстает человеком эгоистичным, холодным, черствым и не способным на поступок даже для достижения своего личного счастья. У него нет никакой возвышенной цели, никаких духовно-нравственных устремлений. Он плывет по воле волн, он умер душой. В прямом и переносном смысле Николай путешествует по «грязной дороге» и потому сильно напоминает у писателя собственный «закиданный грязью тарантас» с похожим на разбойника кучером. 

     Внешность Надежды, бывшей возлюбленной Николая, напротив, мало привлекательна. Женщина сохранила следы былой красоты, но перестала следить за собой: растолстела, подурнела, «обабилась». Однако в душе Надежда сберегла надежду на лучшее и даже любовь. В доме героини чисто, тепло и уютно, что свидетельствует не о простой усердности или заботе, но и о чистоте чувств и помышлений. А «новый золотистый образ (икона - П. К.) в углу» отчетливо обозначает религиозность хозяйки, ее веру в Бога и в Его Промысел. По наличию этого образа читатель догадывается, что Надежда находит подлинный источник Добра и всякого Блага; что она не умирает во грехе, но возрождается в жизнь вечную; что дается ей это ценой тяжелых душевных страданий, ценой отказа от самой себя.

     Необходимость противопоставления двух главных героев рассказа проистекает, по автору, не только из-за их социального неравенства. Контраст подчеркивает разную ценностную ориентацию этих людей. Он показывает пагубность проповедуемого героем равнодушия. И одновременно утверждает великую силу явленной героиней любви. 

     С помощью контраста Бунин достигает и другой, глобальной цели. Автор акцентирует центральный художественный образ - икону. Икона, изображающая Христа, становится у писателя универсальным средством духовно-нравственного преображения характеров. Благодаря этому образу, возводящему к Первообразу, спасается Надежда, постепенно забывающая о кошмарных «темных аллеях». Благодаря этому Образу становится на путь спасения и Николай, целующий руку возлюбленной и тем самым, получающий прощение. Благодаря этому Образу, в котором герои находят полное успокоение, задумывается о своей жизни и сам читатель. Образ Христа выводит его из лабиринта чувственности к идее Вечности.  
Иначе говоря, художественный образ - это обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника; квинтэссенция творчески познаваемой действительности. В художественном образе присутствует установка на единство объективного и субъективного, индивидуального и типического. Он являет собой воплощение общественного или личного бытия. Художественным именуется также любой образ, обладающий наглядностью (чувственным обликом), внутренней сущностью (смыслом, предназначением) и четкой логикой самораскрытия. 

     Художественный образ располагает особыми характерными признаками (свойствами), присущими только ему одному. Это: 

     1) типичность,

     2) органичность (живость),

     3) ценностная ориентация, 

     4) недосказанность. 

     Типичность возникает на почве тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия. Художественный образ становится типом в том случае, если обобщает характерные, а не случайные черты; если моделирует подлинный, а не надуманный оттиск реальной действительности. 

     Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. 

     Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно ориентированным.

     Недосказанность - это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество. 

     За читателем сохраняется и свобода воли, и простор для творческой фантазии. Он самостоятельно определяет, почему звезды в это время горят ярче, чем прежде, и самостоятельно же сгущает смысловые оттенки вокруг данного ему художественного образа.  

Заключение 

     Oпpeдeлeниe и oцeнкa иcкуccтвa — пpeдмeт нeпpeкpaщaющиxcя диcкуccий. Oдни aвтopы cчитaют, чтo иcкуccтвo — cпocoб выpaжeния или coпepeживaния эмoций и идeй, дpугиe пoлaгaют, чтo этo cпocoб иccлeдoвaния и oцeнки фopмaлъныx элeмeнтoв, тpeтъи — чтo этo мимecиc или пpeдcтaвлeниe.

     Тepмин иcкуccтвo мoжeт упoтpeблятъcя в paзныx cмыcлax: пpoцecc иcпoлъзoвaния тaлaнтa, пpoизвeдeниe oдapeннoгo мacтepa, пoтpeблeниe пpoизвeдeний иcкуccтвa aудитopиeй, a тaкжe изучeниe иcкуccтвa (иcкуccтвoвeдeниe). Пpoизвeдeниями иcкуccтвa нaзывaют пpeднaмepeнную тaлaнтливую интepпpeтaцию нeoгpaничeннoгo мнoжecтвa кoнцeпций и идeй c цeлъю пepeдaтъ иx oкpужaющим. Oни мoгут бытъ coздaны cпeциaлънo для укaзaннoй цeли или пpeдcтaвлeны изoбpaжeниями и oбъeктaми. Иcкуccтвo cтимулиpуeт мыcли, чувcтвa, пpeдcтaвлeния и идeи чepeз oщущeния. Oнo выpaжaeт идeи, пpинимaeт caмыe paзныe фopмы и cлужит мнoгим paзным цeлям.

     Тeopeтики вo вce вpeмeнa видeли в иcкуccтвe явлeниe, кoтopoму пpиcущи paзличныe, в зaвиcимocти oт кoнкpeтнoй кoнцeпции, функции и cвoйcтвa. Этo нe знaчит, чтo цeли иcкуccтвa ocтaютcя нeяcными, пpocтo cущecтвoвaлo мнoжecтвo paзнooбpaзныx пpичин для coздaния paзныx пpoизвeдeний иcкуccтвa и мнoжecтвo иx тoлкoвaний. 
 

Список  используемой литературы:

1. Бычков В.В. О предмете истории эстетики, - Античная культура и современная наука. - М.,1985.

2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.,1975.

3. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. -М., Знание, 1986.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

5. Эстетика на пороге 21 века: Материалы "Круглого стола" - Свободная мысль, 1992.

Информация о работе Искусство в системе эстетического восприятия личности