Искусство в системе эстетического восприятия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Эстетика как наука носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями - закономерностями эстетического освоения действительности. Поскольку же законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрированно и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика может правомерно рассматриваться в том числе и как наука о его сущности, законах, о природе художественного творчества.

Содержание

Введение 3

1. Основные подходы к пониманию природы искусства 4

2. Искусство как феномен культуры. Функции искусства 7

3. Традиции и инновации в искусстве 12

4. Художественный образ как «первоэлемент» искусства 14

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

БЕЛОГОРСК

Министерство  образования и науки Российской Федерации   

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Тихоокеанский государственный университет 

Кафедра философии и культурологии 

Специальность 0801105.65 «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Тема «Искусство в системе эстетического восприятия личности» 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил: студент ЗФУО

                                                                                    группы ФКзу-02

                                                                                    2010-2011   года обучения

                                                                                    Шифр зач. кн. 10041033923

                                                                                    Фамилия Слободян

                                                                                    Имя Сергей

                                                                                    Отчество  Петрович

                                                                                    Проверил:

                                                                                    ________________________

                                                                                    ________________________ 

                                                                                  
 

                                                 

                                                                   Хабаровск 2011 г. 

Содержание 

Введение                                                                                                                  3

1. Основные подходы  к пониманию природы искусства                                   4

2. Искусство  как феномен культуры. Функции искусства                                  7

3. Традиции и  инновации в искусстве                                                                 12

4. Художественный  образ как «первоэлемент» искусства                                14

Заключение                                                                                                             19

Список литературы                                                                                                20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эстетика как наука носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями - закономерностями эстетического освоения действительности. Поскольку же законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрированно и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика может правомерно рассматриваться в том числе и как наука о его сущности, законах, о природе художественного творчества. "Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать и на искусство, и на весь облик материальной и духовной деятельности людей". Воспитание и образование (эстетическое в частности), как известно, являются кирпичиками в общем здании культуры общества. Культура, в первую очередь, явление коллективное (хотя понятно, что вполне возможно рассматривать ее как явление личностное), нечто общее для конкретной “группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются”. Определенная социальная организация, во-первых, и вытекающие из этого фактора колоссальные различия в возможностях и средствах для воспитания и образования в разных социальных группах, во-вторых, обусловливают дифференцированный подход к анализу данной проблемы: эстетическое воспитание и образование в дворянско-аристократической среде должно рассматриваться отдельно от таковых в среде мещанской и крестьянской. Среди других важных аспектов эстетической культуры личности в современную эпоху приобретает большое значение категория вкуса, которая детально и глубоко исследована в работах Пьера Бурдье. Согласно мнению Бурдье, эстетический вкус является социально обусловленной и институционально сконституированной категорией. В формировании эстетического вкуса формальному образованию принадлежит важная роль, но она является имплицитной, так как в собственном смысле, по мнению Бурдье, “художественное воспитание, которое, как предполагается даетсяобразовательной системой, является практически несуществующим”. Образовательная система, основанная на социальных различиях, создает то, что Бурдье называет “эстетической диспозицией”, которая и определяет вкусы иценности в области искусства, что соответствует месту индивида в социальной иерархии. Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития общества – очевидна. 

1. Основные подходы  к пониманию природы  искусства. 

     Искусство - практически-духовная деятельность по освоению и воплощениюэстетических ценностей. Искусство есть ядро эстетическойкультуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус и эстетический идеал), деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность может быть внехудожественной.

     Искусство - это специализированная эстетическая деятельность. Оно существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. В отличие от эстетического переживания, которое может существовать в любом виде деятельности, сопровождать её, искусство моделирует особую реальность - художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в особую "рамку", отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности. То или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. Понимание искусства как подражания действительности, её отражения возникает в античности и остаётся популярным вплоть до XX в. 

     Для Платона искусство - это подражание миру чувственных вещей. Царство идей может стать предметом созерцания только мыслителя, художник создаёт "тени теней". Поэтому художественное произведение обманчиво, препятствует познанию истины, хотя и заразительно, для Аристотеля искусство также основывается на подражательной способности. Подражание - это, по существу, познавательная способность. Искусство как подражательная деятельность включает также моменты удовольствия, которое основывается на радости узнавания. Аристотелю принадлежит разработка понятия катарсиса, очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания - особой формы познания. Этот взгляд на искусство был крайне популярен в античности и в более позднее время. По словам Плутарха, переход от незнания к знанию труден, подобен резкому переходу от тьмы к свету. Искусство необходимо как низшее звёно в познании. Основное назначение искусства - воспитание ума: "Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты". Отношение к искусству как к подражанию природе - "лучшему мастеру форм" - характерно для эпохи Возрождения. Деятели художественной культуры Возрождения ориентировались на идеал, выверенный с помощью точного знания. "Человеческий взгляд на мир" - линейная перспектива в живописи становится преобладающим. Так рождается "иллюзионизм" - удвоение реальности, в котором закрепляется абсолютность человеческой субъективности.

     В VII в. теоретик эпохи классицизма Буало Н. также исходил из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Декарта Р., его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в её чувственно-вещных характеристиках, но природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Особая модель человека нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, определяет и воспитательное назначение искусства.

     В век Просвещения основное назначение искусства и его сущность также определялись его познавательной функцией. Художник ничего не изобретает, однако он наделён более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавательная природа искусства в эпоху Просвещения становится основой выполнения искусства не только морально-воспитательной, но и идеологической функции - "приговора о явлениях жизни".

     По мнению Толстого Л.Н., искусство опирается на единство душевного опыта людей: "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства. А другие люди заражаются этими чувствами и переживают их".

     История подхода к искусству как к знаково-символической системе - это его современная история. Однако и в прошлом существовал подход к искусству как к деятельности, результаты которой открывают нам дорогу в иной, потусторонний мир. Особенности иконописи как элемента художественно-эстетической культуры можно понять только в рамках символической концепции искусства. На иконе как целостном религиозно-эстетическом символе за явным постоянно угадывается тайное - "письмена Бога". По поводу происхождения искусства существует ряд теорий. Сторонники биологизаторской концепции, выдвинутой ещё Дарвиным Ч., усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя. К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики; искусство - форма вытеснения и видоизменения влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей). Игровая теория (Спенсер Г., Аллен Г., Гросс К. и др.) причины возникновения искусства усматривает в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости "тренировки" для усвоения социальных ролей. В рамках магической теории искусство оказывается формой различных видов магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Плеханов Г. В., сторонник трудовой теории, считал, что искусство - "дитя труда", а не игры; полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения.

     Все четыре версии происхождения искусства можно назвать лишь абсолютизацией универсальной синкретической (нерасчленённой) формы архаической человеческой деятельности - мифа. Мифу присущи те особенности, которые можно обнаружить в современном художественном произведении: эмоциональная насыщенность, образность, вариативность, ценностная окрашенность, отсутствие субъект-объектной противопоставленности.

     Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты. Искусство и до сих пор несёт в себе элементы мифологического мышления; невозможно понять искусство, не учитывая его сходства с мифом.  

2. Искусство как  феномен культуры. Функции искусства. 

     В повседневном употреблении понятия "искусство" и "культура" тождественны. Однако понятие "культура" гораздо объемнее, чем понятие "искусство". Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей. Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины — искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

     Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

     Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи, носители доброго начала. Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством. Кроме того, при включенности в мир художественных образов происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

Информация о работе Искусство в системе эстетического восприятия личности