Искусство средних веков. Основные особенности средневекового искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из главнейших его особенностей – тесная связь с религией.
Религия и её общественный институт – церковь, была мощной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не стоит забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом.
Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Другая особенность средневекового искусства – его близость к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество – всё это наложило свой отпечаток на искусство средневековья. Оно более многогранно, чем искусство древнего мира; уже не игнорирует народ, тем более, что оно создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи этого народа. Среди произведений средневекового искусства больше всего сохранилось произведений имевших культовое назначение. Церковь всегда понимала силу искусства, и его огромное влияние на массы и относилась к нему как к Священному Писанию. Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно (по сравнению с загробной жизнью), не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. « Тело лишь “тюрьма” для души, оковы для её бессмертия, сосуд греха и соблазна » ,- так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам. Оно превращается в символ запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка и приёмов выразительности.

Содержание

1.Искусство средних веков. Основные особенности средневекового искусства

2.Основные черты мировоззрения жителей Древнего Китая
3.Особенности готического стиля в средневековом искусстве. Памятники готики
4.Классицизм в культуре 17-18 в.в. (основные принципы, жанры, представители)

Работа содержит 1 файл

Контрольная по культурологии22.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

3. Особенности готического стиля в средневековом искусстве. Памятники готики

Готика преследует цель максимально разгрузить пространство и очистить его от лишних предметов.

Архитектура. Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Коротко обрисуем историческую ситуацию... Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. По дорогам бродят разбойники. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" - удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему. Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающимися друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза.

Трудно найти  подходящие слова, чтобы описать  впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре  с каждой точки собор смотрится  по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

    4.Классицизм в культуре 17-18 в.в. (основные принципы, жанры, представители) 

     От  латинского classic us –образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм  сложился  в 17  в. во Франции. В 18 в. классицизм  был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.) Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду во Франции, К.Рен в Англии, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

     В 18 веке во Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название" классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике», «образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и философской мысли.

     Ранний  классицизм был слишком правильным, слишком умозрительным и отвлечённым. Писатели того времени – прежде всего, драматурги  Корнель, Расин, Мольер – разрабатывали теорию классицизма и воплощали её на практике. Пороки и добродетели в классицистической драме распределены чётко, в характерах нет тонов и полутонов: если герой – то на все сто процентов, если подлец – то на все двести. Главный конфликт трагедии классицизма – конфликт между чувством и долгом, причём побеждает именно долг. Удивительным образом теория и практика классицизма соединяются в садово-парковом искусстве. Так, парк при королевской резиденции в Версале был распланирован по строгим законам: бассейны чёткой геометрической формы, прямые аллеи, чистые горизонтальные линии. Клумбы напоминают идеальный цветной паркет, и даже кустам деревьям не позволяется никакая вольность: их кронам с помощью ножниц и секаторов приданы конусовидные и шарообразные формы. Строгая регулярная планировка мастера садов и парков Ленотра – воплощение рационалистического духа классицизма.

     В живописи классицизм наиболее ярко представлен произведениями Никола Пуссена, Жана Батиста Шардена, Огюста Доминика Энгра. Самым последовательным представителем неоклассицизма был певец революции Жак Луи Давид.

     Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью форм.

     Цель  искусства классицисты видели в  познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными категориями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, нехудожественной фантазии, а упорного исследования велениям разума, изучение классических произведений древности и знания правила вкуса. Таким образом, классицисты сближают художественным деятельностью с научной.

     Вторая  важнейшая категория классицистической  эстетики – образец. Классицисты  считали, что эстетический идеал  вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал нужно обратиться  к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество. Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободного от религиозной догматики. 

          1. Список  литературы
 

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.

2. Гнедич П. П.  Искусство средних  веков. – «Эксмо» 2005 г. 

3. Гнедич П. П. История искусств. – «Эксмо» 2002 г. 

4. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.

 

5. Сайт Учёба.ru 

6. Сайт  Student Post.ru

Информация о работе Искусство средних веков. Основные особенности средневекового искусства