Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:20, контрольная работа
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из главнейших его особенностей – тесная связь с религией.
Религия и её общественный институт – церковь, была мощной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не стоит забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом.
Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Другая особенность средневекового искусства – его близость к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество – всё это наложило свой отпечаток на искусство средневековья. Оно более многогранно, чем искусство древнего мира; уже не игнорирует народ, тем более, что оно создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи этого народа. Среди произведений средневекового искусства больше всего сохранилось произведений имевших культовое назначение. Церковь всегда понимала силу искусства, и его огромное влияние на массы и относилась к нему как к Священному Писанию. Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно (по сравнению с загробной жизнью), не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. « Тело лишь “тюрьма” для души, оковы для её бессмертия, сосуд греха и соблазна » ,- так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам. Оно превращается в символ запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка и приёмов выразительности.
1.Искусство средних веков. Основные особенности средневекового искусства
2.Основные черты мировоззрения жителей Древнего Китая
3.Особенности готического стиля в средневековом искусстве. Памятники готики
4.Классицизм в культуре 17-18 в.в. (основные принципы, жанры, представители)
,
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина:
«
Культурология »
Вариант
№ 8
,
План
работы:
1.Искусство
средних веков. Основные
особенности средневекового
искусства
2.Основные
черты мировоззрения
жителей Древнего Китая
3.Особенности
готического стиля в
средневековом искусстве.
Памятники готики
4.Классицизм
в культуре 17-18 в.в. (основные
принципы, жанры, представители)
1.
Основные особенности
средневекового искусства
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из главнейших его особенностей – тесная связь с религией.
Религия и её общественный институт – церковь, была мощной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не стоит забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом.
Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Другая особенность
средневекового искусства –
его близость к народному
творчеству. Традиции языческой культуры,
народные обычаи, устное творчество –
всё это наложило свой отпечаток на искусство
средневековья. Оно более многогранно,
чем искусство древнего мира; уже не игнорирует
народ, тем более, что оно создаётся руками
ремесленников, вышедших из самой гущи
этого народа. Среди произведений средневекового
искусства больше всего сохранилось произведений
имевших культовое назначение. Церковь
всегда понимала силу искусства, и его
огромное влияние на массы и относилась
к нему как к Священному Писанию. Земное
существование, которое в соответствии
с христианской религией ничтожно (по
сравнению с загробной жизнью), не может
стать предметом изображения, достойным
внимания в искусстве. « Тело лишь “тюрьма”
для души, оковы для её бессмертия, сосуд
греха и соблазна » ,- так из доктрин христианства
рождается идеал, противоположный идеалу
античности. Искусство уже не стремится
подражать природе, реальным формам. Оно
превращается в символ запредельного.
Вырабатывается иная система пластического
языка и приёмов выразительности.
Византийское
искусство
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры. Вплоть до XIII века Византия, по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.
Культура и искусство средневековой Европы
Романский стиль
Первым самостоятельным, специфически европейским, художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуется искусство и архитектура Западной Европы примерно 1000 года до возникновения готики.
Главная роль в
романском стиле отводилась суровой,
крепостного характера
В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Романская травея (травея - это проторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы) базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании. Как только они этому научились, наступила эпоха готики.
Искусство средневековой Руси
В период складывания и расцвета феодализма на Руси искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племён и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. И естественно, культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты, и испытывало влияние соседних государств. Особенно ощутимо было влияние Византии с момента принятия Русью христианства. И вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий – язычества и христианства. Как всякое искусство эпохи средневековья, искусство Древней Руси следует определённым канонам, прослеживающимся как в архитектуре, так и в живописи (иконописи).
Архитектура. Искусству Руси характерна одна отличительная черта – монументальность форм, и архитектурные памятники, дошедшие до наших дней, имели культовое назначение.
В языческую
пору на Руси архитектура была, в
основном, деревянная. Строились многоглавые
храмы, и именно многоглавие было
основной, национальной чертой русского
зодчества. С христианством на Русь
пришла крестово-купольная форма храма,
типичная для Греко-восточных православных
стран. Наиболее распространённой в строительстве
храмов техникой кладки была смешанная.
Стены воздвигались из тонкого кирпича
- плинфы, и камня на известковом растворе
– цимянки. На фасаде чередовались ряд
кирпича и ряд цимянки, и от этого он казался
полосатым. Это было уже своеобразным
решением декоративной задачи. Часто использовалась
кладка с “утопленным” рядом: на фасаде
здания ряды кирпичей выходили не подряд,
а через один, и розовый слой цимянки в
три раза толще слоя кирпича. Полосы розовой
цимянки и красного кирпича, сложно профилированные
окна и ниши – все вместе создавали нарядный,
праздничный облик здания. Все изображения,
купола и апсиды носят монументальный
характер. Фигуры тяжеловесные, коренастые
и большеголовые, а движения скованы и
однообразны.
2.Основные
черты мировоззрения
жителей Древнего Китая
Дальневосточная или китайская (Китай — ядро региона) гидравлическая цивилизация возникает в долине реки Хуанхэ примерно в конце III тысячелетия до н. э., т. е. позже всех остальных — и египетской, и месопотамской, и даже индийской, появление которой датируется серединой III тысячелетия до н. э. А период китайской цивилизации, охватываемый письменными источниками, начинается еще позже. Есть определенная китайская традиция, которая очень точно относит начало китайской государственности к 2205 г. до н. э. История Китая, иногда очень условно, охватывается сменяющими друг друга династиями. Это не значит, что династия обязательно управляла во всем Китае, она просто была взята за эталон для наименования данной эпохи, как определяющая лицо данной эпохи.
Дальневосточная или китайская (Китай — ядро региона) гидравлическая цивилизация возникает в долине реки Хуанхэ примерно в конце III тысячелетия до н. э., т. е. позже всех остальных — и египетской, и месопотамской, и даже индийской, появление которой датируется серединой III тысячелетия до н. э. А период китайской цивилизации, охватываемый письменными источниками, начинается еще позже. Есть определенная китайская традиция, которая очень точно относит начало китайской государственности к 2205 г. до н. э. История Китая, иногда очень условно, охватывается сменяющими друг друга династиями. Это не значит, что династия обязательно управляла во всем Китае, она просто была взята за эталон для наименования данной эпохи, как определяющая лицо данной эпохи.
В 2205 г. до н. э. начинается династия Ся. О ней почти ничего неизвестно, некоторые считают ее мифологической или, по крайней мере, легендарной. Конечно, ни о каком крупном китайском государстве речь тогда идти не могла. Основателем Ся, т. е. в традиционном смысле первым императором Китая, стал Юй-гун. «Гун» — это «князь», а не «император». Потом в истории Китая будет еще много гунов. И, тем не менее в культурные эпохи, несмотря на сменяющие друг друга династии, порядочный император, в т. ч. император-иноземец (такие тоже бывали, ибо Китай тоже завоевывали), считал необходимым направиться на поклонение к могиле Юй-гуна.
Столь подчеркнутая традиционность скорее всего и является причиной того, что китайская культура (самая молодая из древнейших) сейчас самая древняя. Месопотамской культуры нет уже много веков. Давно нет египетской. Даже античной нет уже около полутора тысяч лет. Индийская просуществовала так недолго, что не сомкнулась с более поздней индийской, которая, таким образом, не стала ее преемницей. А дальневосточная все та же самая. В ее основе лежат многие представления, заложенные и в эпоху Ся, и в эпоху Шан-Инь, и в эпоху Чжоу, и в последующие эпохи, в т. ч. в тот период, когда, наконец, была основана действительно китайская империя — в эпоху Хань (II в. до н. э.). Традиции поддерживаются. Заметим, что китайская сверхтрадиционность присуща и другим дальневосточным культурам — японской и корейской.
О Юй-гуне предание рассказывает чрезвычайно важную вещь: этот государь всю жизнь строил дамбы, он плавал в лодке по Великой Желтой реке, и все ладони его были в мозолях. Таков эталон государя, которому следовал или по крайней мере делал вид, что следует, любой приличный китайский государь. Пусть даже он не строил дамбы, но все-таки подражание Юй-гуну — хорошая традиция. Кстати, неизвестно, с кем Юй-гун строил первые дамбы на Хуанхэ, но строитель он был искусный, ибо эти дамбы прослужили около 2000 лет. После него уже никто не умел так строить дамбы, включая и современных китайских строителей.
Надо сказать, географически Китай изолирован и очень долго развивался в изоляции. В степях китайцы не жили. Тибет — непреодолимая преграда на долгие века. Да и на юг они не распространялись, ибо там был другой естественный рубеж — еще более знаменитая китайская река Янцзы. Древняя китайская культура, о которой идет речь, была севернее Янцзы. За Янцзы китайцы проникли очень поздно, потому что на этой реке самый слабый правитель, самый скромный гун мог всегда завести небольшую гребную флотилию и сделать невозможной ее форсирование (она слишком широка, а посему ее очень легко оборонять).
Основой мировоззрения китайцев очень долго было представление о Великом небе. Они считали Китай серединой Поднебесной (ойкумены). Оттуда сохранившееся и до нашего времени официальное название Китая — «Срединное государство». Еще при Мао Цзэдуне Китай официально именовался (в дословном переводе) «Срединная цветущая народная республика».
Небо для китайцев — это не только то, что у них над головой. Небо — это то, что определяет жизнь человека, сообщества, всей Поднебесной. «Человек, который не боится Неба и не признает Судьбу, не достоин считаться благородным человеком», — скажет Конфуций гораздо позже (в конце VI в. до н. э.). Таким образом, Небо — это в некотором смысле Бог. В основе представлений различных китайских школ, различных религиозных систем о Небе лежит глубоко скрытое единобожие. Конечно, это безличный Бог, не персональный. У древних греков, как правило, персонифицируется даже Рок (это могут быть мойры, эринии), но Небо в представлениях китайцев не поддается описанию, и, тем не менее, Земля управляется велениями Неба. Даже даосы, сомневавшиеся в этом, все равно сохраняли категорию «небо». Они просто считали совершенно излишним Небо почитать и ему поклоняться. Итак, Небо для китайцев — исходная точка всего, разумное начало, культовое и культурное начало в мире.
Затем идут два
первоначала: темное, плодородное, женское
инь и светлое, творческое, мужское ян.
Один из древнейших китайских мифов повествует
о том, что первочеловек Пань Гу ударил
секирой по первичному хаосу, и светлые
частицы начали подниматься вверх, а темные —
опускаться вниз, и так возникла Вселенная.
Впрочем, все это гораздо сложнее, и древнейшая,
очень смутно различимая китайская натурфилософская
школа (школа, изъясняющая мироздание)
так и называлась «Школа исследующих ян и инь».
Они взаимодействуют во всем, и вне них
не представимо существование мироздания.
На этих двух первоначалах построена древнейшая
гадательная книга «И-цзин» («Книга перемен»),
которая легла в основу позднейшей китайской
философии.
Информация о работе Искусство средних веков. Основные особенности средневекового искусства