Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, реферат
Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правители областей, номархи начали борьбу против фараона, и около 2400 г. до н.э. Египет распался на отдельные области. Имеются сведения и о крупном восстании угнетенных социальных низов, подавленном, однако, рабовладельцами. В 21 в. до н.э. началось новое объединение страны. Это объединение было нужно основной массе рабовладельцев, так как только при едином государственном управлении оросительной системой, которая питалась одной для всей страны большой рекой, в Египте могло успешно развиваться земледелие.
Достигнутые мастерами
среднеегипетских номов успехи имели
большое значение для дальнейшего
развития всего искусства Среднего
царства. Новый стиль настолько
отвечал изменившимся требованиям
жизни, что постепенно был воспринят
официальным искусством и нашел свое отражение
даже в царском портрете. Это было облегчено
тем, что по мере укрепления власти фараонов-фиванцев
отпадало стремление полностью подражать
образцам Древнего царства. Перед придворными
мастерами уже с середины 20 в. до н.э. встали
новые задачи.
В целях своего
прославления фараоны-фиванцы начали
широкое храмовое строительство; теперь
они стремились поставить в храмах
возможно большее количество своих
изображений, причем царские статуи
помещались не только внутри храма, но
и вне его. Такие статуи становились памятниками
живому правителю страны; прославляя его
мощь, они должны были закрепить в сознании
народа конкретные черты данного фараона.
Эти статуи-памятники, принимавшие иногда
огромные размеры, должны были иметь уже
иной облик, и их развитие пошло по пути
создания возможно близкого к оригиналу
портрета. Свое завершение это новое направление
официального искусства нашло в статуях
Сенусерта III и Аменемхета Ш (19 в. до н.э.;
илл. 56, 59, 60, 61), являющихся замечательними
образцами египетского скульптурного
портрета. Резкий, подчеркнутый реализм
отличает эти суровые, властные лица, говорящие
о непреклонной и целеустремленной воле,
а нередко и о жестокости и надменности.
Традиционные неподвижные позы этих статуй
только еще больше оттеняют живую выразительность
лиц. Вся структура лица дана здесь совершенно
иначе, чем это было в царских статуях
начала Среднего царства. Глаза уже не
лежат прямо и плоско, почти на уровне
всего лица, они глубоко сидят в орбите.
Все лицо проработано, ощущается его костяк,
мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени
приобретает все большее значение и по
существу делается определяющей чертой
нового портретного стиля.
Ко времени
правления Сенусерта III обстановка
в стране уже была не той, которую
застали первые фараоны-фиванцы. Начатая
ими борьба против номархов привела к
решительному укреплению царской власти,
чему в значительной мере способствовали
победоносные Войны и успешная хозяйственная
политика внутри страны. В результате
этого знать постепенно начала стремиться
к сближению с двором, она оказалась заинтересованной
в обладании высшими придворными и государственными
должностями.
Изменившаяся
обстановка отразилась и на положении
художественных школ. Ведущее значение
приобрели придворные мастерские, где
работали теперь лучшие мастера. Местное
искусство начало следовать их творчеству,
утратив свою передовую роль и вернувшись
к традиционным схемам.
Не менее значительные
изменения произошли и в
О гражданской
архитектуре Среднего царства стало
возможным судить после раскопок
города около пирамиды Сенусерта II
в Кахуне. Массивная стена делила
город на две части. В восточной
части находился дворец, дома знати,
склады, в западной ютились маленькие
домики ремесленников. Все здания были
кирпичные, Дворец и дома знати имели каменные
косяки, деревянные или каменные колонны,
расписные стены, бревенчатые или кирпичные
потолки. Дом знатного человека занимал
площадь размером около 41,4 X 59,4 м и имел
около семидесяти помещений. В центре
дома находился зал с четырьмя колоннами,
вокруг которого были расположены внутренние
комнаты. Дома же в западной части города
представляли собой жалкие лачуги, состоявшие
вместе с дворами из четырех помещений.
Улицы города были слегка наклонны к середине,
где находились выложенные камнем стоки.
Художественное
ремесло получило в Среднем царстве
значительно более широкое
Наряду с теми
достижениями в области художественного
ремесла, которыми была отмечена деятельность
мастеров эпохи Древнего царства, ремесленники
создали в это время много нового. Попрежнему
изобилуют изделия из камня: сосуды, в
том числе вазы в виде уток, жертвенники
и др. Хорошо разработанная техника фаянса
позволила изготовлять сосуды красивых
расцветок, главным образом в разнообразной
гамме ярких синих и бирюзовых тонов, а
также применять подглазурную роспись.
Полны неожиданно острой реалистической
выразительности прекрасные фаянсовые
статуэтки гиппопотамов (илл. 636). Очень
интересен посох Аменемхета III, спаянный
из отдельных цветных стеклянных палочек
так, что в разрезе получается имя царя.
Дальнейшее развитие получила обработка
металла, появились бронзовые сосуды новой
формы и лучшей выделки. Особенных успехов
достигли ювелиры, разработавшие новую
технику - зернь. Сохранившиеся диадемы
в виде венков, ожерелья, подвески, перстни
и другие предметы (найденные в Да-шуре
и других местах) отличаются тонкостью
исполнения, разнообразием форм, умелым
выбором и расположением орнамента для
каждой вещи. Даже прежние композиции
(в особенности повторяющиеся на официальных
царских уборах) получают очень разнообразное
оформление и оживляются широким применением
вставок из цветных камней и паст. Особенно
развиваются в. это время орнаменты из
лотосов и папирусов, а также розетки.
Непосредственно
с народным искусством связаны характерные
для периода Среднего царства
и в большом количестве найденные
в гробницах деревянные статуэтки,
нередко изображающие целые сцены
повседневной жизни Египта: пахаря
с быками (илл. 63а), лодки с гребцами
или рыбаками, отряды вооруженных воинов
или прогон стада перед считающими его
чиновниками. Эти примитивные статуэтки
большей частью очень далеки от чеканной,
изощренной законченности профессионального
искусства, хотя и повторяют обычно все
привычные традиционные схемы и приемы
изображения. Зато в них много простой
и непосредственной жизненной правдивости,
а иногда и подлиннного изящества (илл.
62).
Таким образом, время Среднего царства было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с повторением или творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с пирамидой, рост реалистических тенденций в скульптуре и живописи и блестящее их проявление в ряде памятников, в особенности в портретных статуях, - таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.
Информация о работе Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)